Вход для пользователей

Ольга Ерохина: жизнь в танце

A A A

20 апреля исполняется 80 лет Ольге Ерохиной, организатору и руководителю ансамбля «Сурские ритмы», создателю одноимённого танца, который стал визитной карточкой знаменитого пензенского коллектива. Об Ольге Ерохиной рассказали её воспитанники, несколько человек из первого состава её любимого детища, ансамбля «Сурские ритмы».

Биографическая справка
erohina mainОльга Васильевна Ерохина, педагог-хореограф, организатор и руководитель ансамбля «Сурские ритмы», заслуженный работник культуры РСФСР, создатель танца «Сурские ритмы» (вместе с пензенским композитором Леонидом Петровым), который вошёл в обязательную программу Всесоюзных конкурсов бальных танцев. Награждена знаком ВЦСПС СССР «За достижения в самодеятельном искусстве» (1978 г.).
Ольга Ерохина родилась 20 апреля 1937 г. в Пензе. Училась танцевать в Доме пионеров и школьников у легендарного пензенского хореографа Розы Кутыревой. 
После окончания средней школы в 1955 г., проработав год старшей пионервожатой, в 1956 г. стала руководителем кружка массовых и бальных танцев, затем студии бальных танцев городского Дома пионеров и школьников (с 1992 г. Дворец детского и юношеского творчества), которой руководила до 2004 г.
В 1961 г. она окончила историко-филологический факультет ПГПИ им. В. Г. Белинского, в 1971 г. – Московский государственный институт культуры, получив квалификацию «педагог бального танца». В течение нескольких лет руководила хореографическим коллективом на факультете общественных профессий ПГПИ. 
В 1968–1988 г. Ольга Ерохина руководила народным ансамблем бального танца «Сурские ритмы» Дворца культуры и техники им. С. М. Кирова. «Сурские ритмы» стал первым в Пензенской области ансамблем подобного профиля, пропагандирующим искусство современного бального танца. 
Ансамбль Ольги Ерохиной и отдельные пары под её руководством в 1970–
1990-х гг. успешно участвовали во Всероссийских конкурсах и фестивалях в Москве, Куйбышеве, Свердловске, Ульяновске, Костроме, в передачах Центрального телевидения СССР и Интервидения, выступали с концертами в Ленинграде, Астрахани, Таллинне, Волгограде, Тобольске, Ханты-Мансийске, Салехарде, Тернополе. Успешно гастролировали за рубежом: Венгрия (1973 г.), Австрия (1978 г.), Болгария (1980 г., 1981 г.).

Колонка в энциклопедии сухо перечисляет факты биографии: родилась... училась... работала... Никакая энциклопедия не расскажет, как загораются глаза у первых танцоров «Сурских ритмов», когда они вспоминают свою танцевальную юность. 

Ольга Ерохина старше них всего на десять с небольшим лет. Большинство пришли в кружок бального танца старшеклассниками, кто-то будучи студентом. Кто-то был подготовлен, кто-то начинал с нуля.
Ольга Ерохина всех заразила любовью к танцу. Каждый из них отдал бальному танцу около десяти лет своей жизни: кто-то больше, кто-то меньше. И 40 лет спустя все они называют то время счастливейшим: «Мы жили в танце», «Мы наслаждались искусством». И с бесконечным уважением и теплотой говорят о «нашей Ольге».
«Ольга Васильевна была и есть красивая женщина, блондинка с карими глазами. Такая милая! Я девчонкой ею любовалась, – вспоминает Ирина Дружинина. – Она была очень привлекательная и по-детски наивная, в ней не было занудной серьёзности. Она так положительно на всё смотрела».
Надо понимать, что в Советском Союзе вплоть до середины прошлого века бальными танцами занимались отдельные энтузиасты в отдельных городах: Пенза в их число не входила, это была экзотика.
Первый конкурс бального танца в СССР провели в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в 1957 г. в Москве.
В 1960-е гг. стали проводиться конкурсы бальных танцев по стране. И это были не совсем те танцы, что сейчас.
В обязательную программу Всероссийского смотра-конкурса входили историко-бытовой танец (вальс-гавот, падеграс, польки) и современный советский танец (созданные на основе народных русский лирический, сударушка, сурские ритмы, туяна).
Без экскурса в историю невозможно оценить степень таланта Ольги Ерохиной: до неё в Пензе бального танца не было вообще. Совсем юная, она создавала свой коллектив с нуля, на чистом энтузиазме. Проникшись любовью к бальному танцу, она воспитывала учеников и продолжала постоянно учиться сама. Ездила к ведущим танцорам страны в Москву, Ленинград, Литву, Эстонию. «Видео тогда не было, она смотрела и записывала», – рассказывали ученики.
Из студии бального танца в Доме пионеров вырос ансамбль «Сурские ритмы» во Дворце культуры им. Кирова (относился к велозаводу).

erohina2

Слева направо: Ирина Дружинина и Вячеслав Власов, Светлана Цырульникова и Анатолий Зенкин, Елена Морозова и Александр Мордвинов.



Неоценимую поддержку коллективу оказывал директор Дворца Золя Коган. Танцоры ездили выступать с оркестром под управлением Геннадия Астахова. Тогда не знали «фанеры», танцевали только под живую музыку. Костюмы для выступлений шили в мастерских Большого театра (не все, но многие). Фирменный танец «Сурские ритмы» представляли в голубых жилетках с вензелями «СР».
Идея создать свой танец, «что-то особенное, пензенское», возникла у Ольги Ерохиной после второго Всероссийского конкурса.
Вспоминает Николай Зайцев: «Главное было создать шаг, а потом Леонид Петров на этот ритм музыку сочинил». Танец прославил Пензу: его включили в обязательную конкурсную программу.
«Сурские ритмы» показывали по центральному телевидению, приглашали выступать на самых разных площадках: фестиваль белых ночей в Петергофе, поездка по городам Сибири, зарубежные гастроли...
Оглядываясь назад, бывшие ученики восхищаются влюблённостью Ольги Ерохиной в свою работу и её необычайной работоспособностью. Она работала с удовольствием и полной отдачей.
«Человек на своём месте. Пахарь она», – говорит Александр Мордвинов, рассказывая, как частенько Ольга Ерохина репетировала буквально с утра до вечера: индивидуальные занятия с одной парой, другой, третьей, а потом групповые...
Ученики взрослели и осознавали высокую степень профессионализма своего педагога, невольно сравнивая с другими педагогами на фестивалях и конкурсах.
Вот слова тех, кому в дальнейшем пришлось руководить своей студией бальных танцев: «Ольга Васильевна – высочайший профессионал», «Она тщательно вникала во все детали, всё подмечала, всегда
была на высоте», «Я ею любовалась прежде всего как руководителем, потому что мне самой пришлось руководить студенческим ансамблем».
Об отношении к работе говорит и тот факт, что рожать второго сына Ольгу Ерохину увезли прямо с репетиции в цирке накануне областного конкурса. Воспитанники убеждали, что ей пора в роддом, но руководитель ансамбля не могла бросить подопечных, наблюдала и показывала, «как надо», пока не пришлось вызывать скорую.

erohina

Светлана Цырульникова и Михаил Кагна



В поездке с гастролями в Венгрию Ольга Ерохина устраивала танцорам разминку в коридоре вагона, не обращая внимания на ироничные взгляды из купе музыкантов сопровождающего оркестра.
Пока поезду меняли колёсные пары на приграничной станции в Чопе, Ольга Ерохина устроила репетицию прямо на улице.
«Почему-то считается, что успеха может добиться только жесткий авторитарный руководитель. Так вот, за все время пребывания в коллективе под руководством нашей Ольги (так мы называли за глаза Ольгу Васильевну) не помню ни одного грубого слова, ни одной бестактности, ни одного нервного срыва, – вспоминает Михаил Кагна, как реагировала Ольга Ерохина на возникающее порой при неудачах раздражение и упрямство учеников. – Наше раздражение натыкалось на бетонную стену доброжелательности, искренности и уверенности руководителя в том, что обязательно все получится, особенно у таких «хороших, умненьких, талантливых мальчиков и девочек».
«Все всегда у неё были Славочка, Танечка, Юрочка, Ирочка, – говорит Татьяна Ивошина, – и до сих пор она так нас называет».
Ольге Ерохиной удалось создать такой коллектив, где не было интриг и конкуренции. Её бывшие воспитанники говорят, что им было интересно общаться, что «костяк» сложился из интересных людей, «нормальных ребят». Кто не вписывался, незаметно отсеивался. «У нас была чудесная атмосфера», – вспоминают они сегодня.
Ольга Ерохина не стремилась сделать профессионалов из своих воспитанников, объясняют они. Она хотела – и смогла – привить любовь к танцу, к музыке, друг у другу.
На первом месте в ансамбле были хорошие, добрые человеческие отношения. Ольга Ерохина давала советы, подсказывала, как вести себя, чтобы мальчишки и девчонки были красивыми не только на сцене, но и в обычной жизни, прививала высокую культуру не только в танце.
«Когда я в 17 лет шёл по улице, я всегда видел свою походку сзади», – признаётся Николай Зайцев. «Она говорила нам: «Мальчики должны ухаживать за девочками», – улыбается Юрий Данилов, а девочки вспоминают, как мальчики поддерживали их после изнурительных репетиций. Кстати, в ансамбле родилось несколько семейных пар.
Авторитет Ольги Ерохиной среди учеников был колоссальный. «Она была больше, чем хореограф, она была человеком, которому мы доверяли, она была как вторая мама», – говорит Вячеслав Власов.
«На первом курсе естественно-географического факультета пединститут вдруг захотела бросить и поступать в институт культуры – я же танцами занималась! И родители не могли повлиять на моё решение, но Ольга Васильевна сказала: нет, учись. И я моментально послушалась», – говорит Ирина Дружинина. «Мы взрослели на её глазах, – вторят остальные, – То, что она вложила, до сих пор осталось».
Накануне юбилея воспитанники Ольги Ерохиной желают ей долгих-долгих лет жизни в добром здравии, чтобы сохранять оптимизм, бодрость и жизнелюбие, которым она до сих пор заражает окружающих и даёт собой пример.

Об Ольге Ерохиной рассказали:
Михаил Кагна, участник рождения танца «Сурские ритмы» в качестве партнёра Ольги Ерохиной, написал из Хайфы (Израиль) «самые добрые воспоминания из золотой поры отрочества и юности» о занятиях бальными танцами у Ольги Ерохиной в 1964-1973 гг.
Николай Зайцев, бывший заместитель министра сельского хозяйства области, танцевал в коллективе Ольги Ерохиной в 1965-1970 гг., вместе с Татьяной Агаповой победитель первого областного и городского конкурсов бального танца в Пензе в 1966-1969 гг.
Вячеслав Власов, кандидат исторических наук, бывший проректор ПГПУ, танцевал у Ольги Ерохиной в 1966-1976 гг., в паре с Ириной Дружинной победитель Всероссийского конкурса бального танца 1972 г.
Ирина Дружинина, у Ольги Ерохиной занималась в 1967-1975 гг., в паре с Вячеславом Власовым победитель Всероссийского конкурса бального танца 1972 г., работала учителем химии, руководила ансамблем бального танца в Доме учителя.
Юрий Данилов, участник ансамбля с 1969 г. по 1980 г., впоследствии руководитель собственного танцевального коллектива, воспитал пару чемпионов России.
Татьяна Ивошина, доктор психологических наук. Занималась у Ольги Ерохиной в 1970-1975 гг., возглавляла студию бального танца в педагогическом институте.
Александр Мордвинов, ветеран МВД, пришёл в ансамбль после школы в 1970 г., меньше чем через год уже танцевал в основном составе, пока не закончил учёбу.

 

Поиск по сайту

Реклама