Самое читаемое в номере

Наглое вмешательство

A A A

Кремль предпочитает, чтобы победил Трамп, но испытывает при этом смешанные чувства.


План был, как, возможно, выразился бы Дональд Трамп, «грандиооозный»: поставить на берегу Гудзона в Нью-Йорке превосходящий по высоте статую Свободы памятник Христофору Колумбу, подаренный русским правительством. «На него ушло бронзы на 40 млн. долл.», – хвастал Трамп творением Зураба Церетели, живущего в Москве скульптора-монументалиста, в 1997 г. Но этот проект так и не был осуществлён. Статуя нашла своё место только в этом году в Пуэрто-Рико.

inosmi


Теперь Россия надеется, что проект по проведению Трампа на пост американского президента окажется более успешным. Как выяснилось, Кремль пытается помочь ему. Американские чиновники уверены, что именно Россия взломала электронный почтовый ящик Национального комитета Демократической партии, разместив в июле переписку на сайте Wiki-Leaks.
The Washington Post сообщает, что американские разведчики расследуют дело о «широкой тайной русской операции», призванной посеять недоверие к выборам. Майкл Морелл, бывший заместитель директора ЦРУ, полагает, что Трамп стал «невольным агентом Российской Федерации».
Возможно, это слишком далеко идущее предположение. Москва, очевидно, предпочитает Трампа главным образом из-за интервенционистских внешнеполитических взглядов Клинтон. Но многих русских чиновников беспокоит разрушительный потенциал президентства Трампа.
«Если он попадёт в конце концов в Белый дом, будет ли он действительно выполнять все свои беспорядочные обещания?» – задаётся вопросом Валерий Гарбузов, директор Института США и Канады Российской академии наук.
Владимиру Путину, очевидно, нравится похвала Трампа в его адрес. («Он вождь в гораздо большей степени, чем наш президент», – сказал Трамп на этой неделе.) Кремль радостно трепещет от заявлений Трампа, в которых тот высмеивает НАТО, приветствует выход Британии из ЕС и предполагает, что Америка может и не защищать тех своих союзников, которым угрожает Россия.
«Его взгляды на роль Америки в мире полностью совпадают с теми надеждами, что всегда лелеяла Россия», – говорит Фёдор Лукьянов, русский знаток внешней политики.
По стилю Трамп тоже очень похож на Путина: это человек, который готов заключить сделку. Как и Сильвио Берлускони, бывший итальянский вождь и дружок Путина, Трамп, похоже, не любит, когда политически корректные разговоры о западных ценностях ставятся выше взаимных интересов. То, что он таким образом может нанести ущерб западному альянсу – это приятное дополнение. «Трамп сокрушит Америку в том виде, в каком мы её знаем, а нам при этом нечего терять», – пишет Константин Рыков, бывший депутат Думы.
Окружение Путина также воодушевлено тем, что Трамп нанимает советников, сочувствующих Москве. Его бывший глава предвыборного штаба Пол Манафорт раньше работал на бывшего президента Украины и союзника Кремля Виктора Януковича.
Картер Пэйдж, советник Трампа по вопросам внешней политики, этим летом произнёс в Москве речь, в которой развенчивал американскую «лицемерную сосредоточенность на… вопросах демократизации». В конце прошлого года другой его советник и бывший глава Разведывательного управления Министерства обороны генерал Майкл Флинн неожиданно появился в Москве на обеде, посвящённом очередной годовщине начала вещания RT, – поддерживаемого Кремлём телеканала. Он провёл часть вечера, сидя рука об руку с Путиным.
Хотя, как и в случае с предложениями Трампа по другим вопросам, не ясно, насколько он на самом деле привержен своим заявлениям по политике в отношении России. Нет никаких свидетельств тому, что он получает деньги из России.
Деловые интересы Трампа в России слишком незначительны, хотя он давно хотел проникнуть на этот рынок: все его многочисленные попытки закрепиться на московском рынке недвижимости, начавшиеся с путешествия в Советский Союз в 1987 г., проваливались. Это скорее свидетельствует о том, что у него нет хорошо налаженных связей с Кремлём.
Его самым успешным проектом в России было проведение в Москве в 2013 г. пышного зрелища «Мисс Вселенная». Трамп очень надеялся, что на него придёт Путин, и даже писал в Твиттере: «Станет ли он моим новым лучшим другом?». Но русский президент так и не пришёл.
Специалисты по внешней политике в Москве осознают опасности, связанные с непредсказуемостью Трампа. «Если Трамп победит, это будет уравнение со всеми неизвестными. Это будет xy=z», – говорит Константин Косачёв, глава внешнеполитического комитета Совета Федерации.
В то же время Клинтон рассматривается как ярая антирусская, но зато знакомая фигура, способная даже внушать зависть и уважение. «Как правило, с опытными профессионалами договариваться легче», – пишет Игорь Иванов, бывший министр иностранных дел в своей недавней колонке в правительственной Российской газете.
Но независимо от того, кто займёт Белый дом, присутствие России в центре предвыборной кампании в Америке с радостью воспринимается в Москве. Хотя русские чиновники опровергают обвинения во вмешательстве, те способствуют укреплению представлений о могуществе Путина. В центре внимания России в американской предвыборной кампании – «подлинное признание того, что Россия вернулась на международную арену как реальный фактор мировой политики», говорит Косачёв. Вот чего, а не победы Трампа в действительности жаждет Кремль.
The Economist, 10 сентября 2016 г.

Прочитано 1204 раз

Поиск по сайту