Самое читаемое в номере
- Шалости пензенских мажоров Прочитано 6731 раз
- В деле о пензенских мажорах исчез первый свидетель Прочитано 3611 раз
- «Караван» идёт в обход прокуратуры Прочитано 2665 раз
- Солдатские судьбы агрономов Прочитано 2514 раз
- Что скрывает Следственный комитет? Прочитано 2415 раз
- ЖК «Дворянский»: старые трещины и новые повороты Прочитано 2248 раз
- Третий следователь, четвёртая экспертиза Прочитано 2072 раз
- Официальное заявление журналиста Евгения Малышева Прочитано 2029 раз
- Геннадий Балашов, талантливый и скромный Прочитано 1893 раз
- Правила меняются, но как – неясно Прочитано 1688 раз
- На фронте нравственности и духовности Прочитано 1632 раз
- Мамешин предъявляет доводы Прочитано 1554 раз
- Шанс для России: революция, путч или дворцовый переворот Прочитано 1533 раз
- Применение печати – право, а не обязанность Прочитано 1403 раз
- Бабушкины истории о жизни моей семьи Прочитано 1389 раз
- Богословский коллектор: 8 км ремонта Прочитано 1306 раз
- Вождь снова актуален? Прочитано 1184 раз
- Перечитывая Блона Прочитано 1159 раз
- ПодРЭХТуйте свои расходы. Гибкая черепица Прочитано 1040 раз
- Сложная победа Рухани Прочитано 1038 раз
- С новыми опциями «Ростелекома» звонки по межгороду стали дешевле Прочитано 998 раз
- Слишком много прорех Прочитано 946 раз
Архив
Эксперт «Улицы Московской» Михаил Зелёв на основе статистики по умышленным убийствам дает картину состояния нравственности и духовности в современном мире и показывает место России в этом мире.
Стоит ли полагаться на старый миф?
В последние полтора десятилетия в России наблюдается тихое возрождение мифа об особо высоких моральных принципах и духовности русского общества, выделяющих его среди других наций.
Отсюда делаются далеко идущие выводы об особом назначении России как оплоте нравственности и хранительнице духовных идеалов, противостоящей морально разлагающимся и поглощённым чисто материальной стороной жизни развитым странам. Насколько верны эти представления? Может ли Россия действительно претендовать на роль нравственного и духовного маяка в современном мире?
Для измерения уровня нравственности и духовности в социологии используется широкий круг показателей. Обычно они связаны со статистикой преступлений против личности, с уровнем потребления крепкого алкоголя и наркотиков или с данными о семейных отношениях (статистика разводов, рождений вне брака, брошенных детей и т. д.).
Но наиболее точным и полным показателем состояния нравственности в том или ином обществе является число умышленных убийств в год на 100 тысяч населения.
Во-первых, он лучше всего характеризует отношение того или иного общества к высшей нравственной ценности – человеческой жизни.
Во-вторых, полицейская статистика этого вида преступлений во всех странах отличается наиболее высокой точностью. Умышленное убийство, в отличие от других видов преступлений, трудно скрыть или не учесть. К тому же уголовное право разных стран рассматривает умышленное убийство более-менее единообразно.
Воспользуемся данными последнего доклада Управления ООН по наркотикам и преступности. Там приведена новейшая статистика умышленных убийств. Для разных стран это будет 2010, 2011, 2012 или 2013 год. По России доступна уже статистика за 2014 г.
Доклад показывает, что наиболее высоким уровнем нравственности и духовности отличаются азиатские общества. Именно в этой части света регистрируется самый низкий уровень подобных преступлений.
Мировым полюсом высокой нравственности и оплотом духовности, несомненно, является постиндустриальный Сингапур, а вовсе не Россия. Именно здесь отмечен самый низкий в мире уровень умышленных убийств (0,2 в год на 100 тыс. населения).
Если в 5-миллионном Сингапуре в 2012 г. было зарегистрировано 11 умышленных убийств, то в 5-миллионном Санкт-Петербурге в 2014 г. было отмечено 257 умышленных убийств и покушений на убийство. Однако жители Сингапура столь же скромны, сколь и добродетельны: им и в голову не приходит называть свою родину «святым Сингапуром».
Далее среди азиатских стран следуют Япония (0,3 умышленных убийства в год на 100 тыс. населения), Индонезия (0,6), Китай (0,8), Саудовская Аравия (0,8), Южная Корея (0,9), Таджикистан (1,6), Израиль (1,8), Иордания (2), Азербайджан (2,1), Сирия (2,2; данные 2010 г.), Малайзия (2,3), ОАЭ (2,6), Бангладеш (2,7), Непал (2,9), Тайвань (3), Вьетнам (3,3), Шри-Ланка (3,4), Индия (3,5), Узбекистан (3,7), Иран (3,9), Йемен (4,8; данные 2010 г.), Таиланд (5), Северная Корея (5,2), Лаос (5,9), Камбоджа (6,5), воюющий Афганистан (6,5; данные 2012 г.), Пакистан (7,7), Казахстан (7,8), Ирак (8; данные 2012 г.), Филиппины (8,8), Киргизия (9,1), Мьянма (15,2).
В целом Азия демонстрирует умеренный разрыв по этому показателю между ведущими и самыми отсталыми странами. Показательно, что лишь 3 страны этой части света характеризуются более высоким уровнем умышленных убийств, чем Россия (это Филиппины, Киргизия и Мьянма).
Далее в мировом списке нравственности следуют Европа и Австралия.
Для Европы характерен самый низкий разрыв между лидерами и отстающими.
Наиболее высоконравственной и высокодуховной страной нашей части света является Швейцария (0,6 умышленного убийства на 100 тыс. населения). В 2011 г. в этой 8-миллионной стране было совершено 46 умышленных убийств.
Затем следуют Швеция (0,7), Польша (0,8), Дания (0,8), Испания (0,8), Германия (0,8), Чехия (0,9), Италия (0,9), Австрия (0,9), Нидерланды (0,9), Англия (1), Франция (1), Португалия (1,2), Сербия (1,2), Словакия (1,4), Болгария (1,5), Румыния (1,5), Финляндия (1,6), Бельгия (1,6), Греция (1,7), Норвегия (2,2), Турция (2,6; данные 2011 г.), Венгрия (2,7), Белоруссия (3,6), Украина (4,3; данные 2010 г.), Россия (8,7).
Россия, безусловно, является полюсом безнравственности и бездуховности Европы. Она очень сильно «портит» показатели для всей нашей части света. По данным Росстата, в 2014 г. в России было зарегистрировано 11,9 тыс. убийств и покушений на убийство.
По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в целом по Европе в 2010-2013 гг. ежегодно совершалось в среднем примерно 22 тысячи умышленных убийств. То есть в России совершается больше половины всех умышленных убийств Европы. А численность населения нашей страны составляет менее 1/5 от численности населения всей Европы.
В Австралии зарегистрировано 1,1 умышленного убийства на 100 тыс. населения, в Папуа – 10,4.
Две самых печальных части света по уровню нравственности и духовности – это Африка и Америка. Знакомство с их статистикой по умышленным убийствам может сильно подорвать веру в человечество.
В Африке самая благополучная страна в этом плане – это Алжир (0,6). Далее идут воюющая Ливия (1,7; данные на 2012 г.), Малави (1,8), Сьерра-Леоне (1,9), Марокко (2,2), Тунис (2,2), Сенегал (2,8), Египет (3,4), Нигер (4,7), Гана (6,1), Кения (6,4), Эритрея (7,1), Чад (7,3), Мали (7,5), Камерун (7,6), Бурунди (8), воюющая Сомали (8), Буркина-Фасо (8), Бенин (8,4), Гвинея (8,9), Ангола (10), Того (10,3), Зимбабве (10,6), Уганда (10,7), Замбия (10,7), Мадагаскар (11,1), воюющий Северный Судан (11,2; данные 2012 г.), Эфиопия (12), Мозамбик (12,4), Танзания (12,4), Кот-д’Ивуар (13,6), воюющий Южный Судан (13,9), Нигерия (20), Руанда (23,1), Конго (28,3), Южная Африка (31).
Но сколь бы ни печальна была ситуация с нравственностью и духовностью в Африке, её с лихвой перекрывает Америка. Правда, здесь отмечается самый большой разрыв между ситуацией в разных странах.
Лучше всего положение в Канаде (1,4), Чили (3,1) и в США (3,8). Дальше ситуация резко ухудшается: Куба (4,2), Аргентина (5,5; данные 2010 г.), Перу (9,6), Парагвай (9,7), Гаити (10,2), Никарагуа (11,3), Боливия (12,1), Эквадор (12,4), Мексика (18,9), Доминиканская Республика (22,1), Бразилия (25,2), Колумбия (30,8), Гватемала (34,6), Сальвадор (39,8), Венесуэла (53,7).
А самый высокий уровень умышленных убийств в мире наблюдается в Гондурасе (84,3 на 100 тыс. населения). Именно здесь находится мировой полюс безнравственности и бездуховности. В этой 8-миллионной стране в 2013 г. было совершено 6757 умышленных убийств. Гондурасцы режут друг друга от души.
В целом выделить зависимость уровня умышленных убийств (а значит, и нравственности) от какого-то одного фактора невозможно. На моральное и духовное состояние общества влияет сразу множество факторов.
Если брать экономическую типологию стран, то бросается в глаза только одно: все развитые постиндустриальные страны отмечены очень низким, по мировым меркам, уровнем умышленных убийств. Даже в самой худшей по этому показателю постиндустриальной стране – США – с их крайне вольным подходом к владению гражданами оружием и высоким уровнем неравенства по доходам в 2013 г. было зарегистрировано только 3,8 умышленных убийства на 100 тыс. населения (более чем в 2 раза меньше, чем в России).
Что касается других категорий стран (новых индустриальных, экспортно-сырьевых и аграрно-экспортных), то тут никаких закономерностей не просматривается. В каждой из этих категорий наблюдаются огромные различия между разными странами.
Некоторая корреляция между уровнем умышленных убийств (а значит и моральным состоянием общества) и уровнем неравенства по доходам, действительно, отмечается. Но она объясняет далеко не все случаи. Так, например, Сингапур, самая высоконравственная страна мира, отличается одним из самых высоких уровней неравенства среди развитых стран.
Сразу надо отмести наличие взаимосвязи между нравственностью и религиозностью. Крайне религиозные Латинская Америка и Чёрная Африка отмечены и самым низким уровнем духовности и морали, а нерелигиозные Западная и Северная Европа или Китай характеризуются весьма здоровым моральным духом. С другой стороны, есть очень много религиозных стран (Польша, Италия, Марокко, Алжир) с очень здоровой моральной атмосферой.
Приведённая статистика показывает, что никаким оплотом высоких моральных принципов и духовности Россия не является. Она может служить нравственным и духовным маяком лишь для Латинской Америки, половины стран Чёрной Африки, трёх стран Азии и для Папуа.
Для остальной Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и почти всей Азии наша страна не может служить образцом в построении межличностных отношений. России самой надо долго учиться у этих стран высоким нравственным и духовным образцам.
Михаил Зелёв, кандидат исторических наук
Опубликовано в
Россия: поиски пути