Самое читаемое в номере

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 482

Гостеприимный Кавказ

A A A

«Улица Московская» напоминает, что 27 апреля из Пензы по лермонтовским местам отправилась автоэкспедиция под предводительством Дениса Симонова: 12 человек на четырех автомобилях. Сегодня один из участников этого автопробега, Андрей Токарев, рассказывает о первой части экспедиции.

Лермонтовская литературная автоэкспедиция добралась до Тбилиси, преодолев более 2500 км по дорогам России, Калмыкии, Чечни, Дагестана, Ингушетии, Алании и Грузии.
Из неприятностей – лишь дороги в Саратовской и Волгоградской областях, да пробитое на Военно-Грузинской дороге колесо «Шкоды Йети», который экспедиция получила на длительный тест-драйв.
Именно из-за «Шкоды» экспедиции пришлось изменить маршрут и исключить из него Баку, поскольку, по законам Азербайджана, за автомобиль, въезжающий на территорию республики под управлением водителя по доверенности необходимо внести залог. В нашем случае это около 4000 евро.
Уже сейчас у нас много впечатлений от увиденных красот. Полыхающие цветущими тюльпанами калмыцкие степи, алыми маками – дагестанские горы, бескрайние просторы Каспия, величие скрывающих за облаками свои вершины гор Кавказа.
caucasПеред нами открывались двери буддийского храма Золотая Обитель Будды в Элисте, мечети Сердце Чечни в Грозном и Пресвятой Троицы в Тбилиси.
Но самые большие впечатления – от встреч с людьми. Нас везде ждали и встречали с легендарным кавказским гостеприимством, что нередко нарушало наш график движения.
В Чечне нас ждал известный всей республике врач-хирург, вице-президент Академии наук Чеченской Республики профессор Султан Катаевич Айсханов. Со своими друзьями он готовил нам встречу на перевале, с которого открывается панорама на Грозный, но из-за нашей задержки в Парабоче, доме-музее М. Ю.Лермонтова, встреча произошла уже в городе.
В сопровождении автомобиля «Скорой помощи» с сиреной и мигалками мы пронеслись по ночному Грозному к дому, в котором живет Султан Катаевич.
А дальше – обильное угощение, тосты за дружбу народов, стихи Лермонтова и конечно же, лезгинка. В большом доме профессора места хватило всем.
Утром пресс-конференция в Министерстве Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации.
Речь шла о Лермонтове, об автоэкспедиции, о дружбе русского и чеченского народов. И о том, что в России формируется искаженный образ жителей Чечни: благодаря отдельным гражданам республики, допускающим некорректное поведение, и СМИ, раздувающим информацию об этом.
Но нельзя по небольшому количеству не самых лучших представителей судить о всем народе. И мы не могли не согласиться, потому проезжая по дорогам Чечни, видели чистые ухоженные села, людей, работающих на полях, радостные лица детишек и улыбки людей, которые махали нам руками, когда видели машины экспедиции. Нам везде улыбались, и мы видели искренность этих улыбок.
На остановках люди спрашивали о том, откуда и куда мы едем, и многие говорили, что знают и любят Лермонтова за то, что он очень любил Кавказ. Почти все говорили о том, что рады дружбе с Россией, и спрашивали, чем они могут нам помочь.
Профессор Айсханов очень не хотел нас отпускать, но нас ждали в Дагестане. Каждому участнику экспедиции Султан Катаевич сделал подарок от себя лично на память о посещении Грозного. От границы Дагестана и Чечни до Махачкалы мы ехали в сопровождении полицейского «Мерседеса» и тоже с мигалками и сиреной.
По плану было посещение бархана Сарыкум, описанного в стихотворении Лермонтова «Сон». Но вместо Сарыкума нас препроводили в поселок Кумторкала, где нас встречали хлеб-соль, фольклорный ансамбль и накрытый стол.
Без угощения к Сарыкуму нас не пустили. Спорить было бесполезно. И снова тосты за дружбу русского и дагестанского народов, за единую для всех Россию, которая собирает все народы в большую семью.
После обеда в сопровождении взвода вооруженной охраны мы прибыли на Сарыкум, где нас тоже ждали. Молодежь из Дагестанского отделения Русского Географического общества устроила для нас праздник с традиционной лезгинкой. Ребята говорили, что рады прибытию в Дагестан автоэкспедиции, объединяющей народы благодаря памяти великого русского поэта М. Ю. Лермонтова.
И снова русский и дагестанский народы – братья навек, мы вас любим, не надо думать и говорить о нас плохо, как это делают некоторые СМИ, как говорится, «в семье не без овцы», но не стоит из-за этих «овец» делать выводы о всем народе.
А дальше в сопровождении все того же «Мерседеса» и прибывшей специально, чтобы встретить нас, группы байкеров мы домчались до Махачкалы. Первое, что сделали встретившие нас махачкалинцы, – накормили. Литературная экспедиция стала постепенно превращаться в кулинарную.
Наша группа посетила Дагестанский государственный университет. Члены Дагестанского отделения Русского Географического общества сопровождали нас от первой до последней минуты пребывания в Дагестане, несмотря на выходные дни и Первомайские праздники.
Нам организовали экскурсию по Махачкале, показали памятник Русской учительнице. Очень много рассказывали о том, что сделали русские для Дагестана и как за это жители этого края благодарны России. Кстати, Махачкала была построена по велению русского царя Петра Первого.
От поездки в Баку пришлось отказаться, но мы решили заехать в Азербайджан, чтобы посетить Кусар и Кубу, в которых побывал Лермонтов. По дороге до границы с Азербайджаном посетили Дербент, где нам была организована экскурсия по городу, по крепости Нарын-Кала, а далее – обед, без которого нас не отпускали.
Далее в сопровождении машины ГАИ с мигалками – до самой границы. На границе пришлось пройти много формальностей, а сами пограничники говорили, что русские и азербайджанцы не враги и границы, придуманные политиками, людям не нужны, мы должны объединяться, а не разделяться границами.
В Кусарах нас ждала делегация в составе сотрудников администрации, министерства культуры. Мы возложили венок к памятнику возле дома, в котором жил Лермонтов, и собрались ехать в Кубу. Но нас пригласили перекусить с дороги, и в Кубу мы уже не попали.
За столом – снова тосты за братство народов, за великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, объединяющего своим творчеством народы России и Кавказа, и сожаление о том, что нас разделяют границы. Уже ближе к полуночи, когда мы убедили гостеприимных хозяев, что нам надо возвращаться в Махачкалу и ночевать в Кусарах не входит в наши планы, нам удалось отправиться в обратный путь.
Нам вручили подарки – связанные вручную теплые носки с народным орнаментом – на память об Азербайджане. И мы поехали. Ночью. По Дагестану. Без сопровождения полиции и какой-либо охраны.
Еще до отъезда из Пензы многие говорили нам, что мы сумасшедшие, что в Дагестане или Чечне нас расстреляют, украдут, продадут в рабство, ограбят и что с нами случится много других бед.
Некоторые из знакомых, вспоминая о прошлогоднем автопробеге в честь 350-летия Пензы, просили взять их в новый пробег, но, когда узнавали о маршруте, отказывались, опасаясь ехать по Чечне и Дагестану.
И вот мы выехали с Азербайджано-Дагестанской границы в первом часу ночи и прохватили 250 км по ночным дорогам Дагестана. Живы и здоровы, чего и вам всем желаем.
Дважды за всю дорогу до Махачкалы нас останавливали на блок-постах для проверки документов. Доброжелательные люди в бронежилетах, с автоматами вежливо просили показать документы и интересовались, куда мы едем. Ни обысков, ни стрельбы, никаких проблем.
В 4 утра уставшие, но все еще сытые, мы прибыли в Махачкалу и вежливо отказались от очень позднего ужина, который нас ждал, предложив перенести его на завтрак. Люди сидели и ждали, когда мы приедем, чтобы накормить.
Утром нас проводили на берег Каспийского моря, где мы искупались и бросили в море бутылку с посланием от экспедиции. Ильдар, член Дагестанского отделения РГО, проводил наш кортеж до выезда из Махачкалы, вновь пожертвовав своим временем, и очень смущался, когда мы вручили ему очень скромный сувенир от экспедиции.
Российско-грузинская граница. Очень приветливый персонал с российской стороны, в основном осетины, и не менее приветливые сотрудники таможни и паспортного контроля с грузинской. Пограничники нам даже читали стихи Лермонтова.
Пока оформлялись документы, грузинский пограничник сказал: «Хорошо, что границу открыли. Русские к нам поехали. Но только вы к нам без визы можете ехать, а мне, чтобы в Россию съездить, надо визу оформлять. Из-за этих политиков люди не могут нормально друг к другу в гости съездить».
В Тбилиси к любому можно обратиться по-русски, и тебе все расскажут, даже покажут и проводят к нужному месту.
А когда благодаришь за помощь, отвечают скромно: «Не за что. Вы же гость. Как можно гостю не помочь?»