Самое читаемое в номере

Юрий Ткаченко оставил в Индии Европу

A A A

Скульптор Юрий Ткаченко, арт-директор скульптурного парка «Легенда» на Чистых Прудах, недавно вернулся из Индии, где второй раз принял участие в симпозиуме скульпторов.

Держу в руках солидное издание на английском языке. Тёмный переплёт, тиснёные золотом буквы: «Timeless bronze. International bronze sculpture symposium».
На первой странице, как визитная карточка симпозиума, – фотография работы нашего земляка Юрия Ткаченко. Обернувшийся быком Зевс уносит Европу.
Похищение Европы, по признанию, скульптора, – его любимая история, к которой он возвращается последние лет пятнадцать.
Число симпозиумов, в которых принимал участие Юрий, давно перевалило за 50. Но этот, в Индии, особенный.
В 25 км от культурной столицы индийского штата Гуджарат – Бароды, в живописном месте на берегу реки расположен центр искусств Аттарайан (Uttarayan Art Center, Baroda). Его основал индийский бизнесмен и коллекционер Ракеша Агравал.
tkachenko

Он собрал богатейшую и выдающуюся коллекцию современного искусства.
Начиная с 2008 г., Ракеша Агравал ежегодно проводит скульптурные симпозиумы. Не индийцу попасть на симпозиум трудно: участие могут принять всего 10 человек, и, как правило, не меньше половины должны быть из Индии.
Скульпторам даётся один месяц на работу. Готовые скульптуры размещаются в парке, где свободно разгуливают павлины, белые цапли и множество других птиц. Парк – частная собственность, но открыт для свободного посещения.
В 2010 г. Юрий Ткаченко подал заявку на участие в симпозиуме, прошёл отбор и создал в Индии две композиции на тему древнегреческого мифа о похищении Европы. Его работы настолько понравились организаторам, что на симпозиум 2012 г. его уже пригласили.
Вот что рассказал Юрий Ткаченко.
«В этот раз я сделал ещё две работы на тему «ИСТОРИЯ СТРАСТИ. ЗЕВС И ЕВРОПА». Я назвал всю композицию симфонией и дал каждой скульптуре название, как в музыке: I. Allegro. II. Rapido. III. Moderato. IV. Lento. Про свои работы говорить много не хочу, лучше их увидеть. После того, как их отольют в бронзе, они встанут в центральной части парка. Так что летите в Индию!»
Поскольку Юрий Ткаченко сам является организатором симпозиума и арт-директором скульптурного парка «Легенда», интересны его впечатления о симпозиуме в Бароде, по сравнению с симпозиумом в Пензе на Чистых Прудах.
«Полный месяц созданы абсолютно все условия для работы. Ты не думаешь больше ни о чём, только о скульптуре. Это сказочные условия.
Условия у нас, кстати, не хуже.
Возможности и условия для работы все: и песчаник, и гранит, и мрамор. Керамику можно делать, можно заниматься всеми видами графики, живописью. Инструменты на заказ. В этот раз половина участников работала с бронзой, остальные – с камнем.
Есть большая просторная столовая на свежем воздухе с прекрасным видом, с поваром-волшебником. Меню вегетарианское – таковы местные традиции. Утром открываешь глаза – за окном павлины ходят, белки прыгают, цапли белые, попугаи порхают. Прислуга кричит: опять пришли обезьяны с голубыми антилопами! Нужно их гонять, чтобы скульптуры не боднули.
Ограничений на размер работ у Ракеши Агравала нет. Мы у себя ограничиваем: не больше двух метров. Но, с другой стороны, месяц не такой большой срок, чтобы выполнить качественно гигантскую работу.
Темы у симпозиума нет, в отличие от нашего, каждый автор выбирает свою.
Скульптурный парк меньше нашего парка «Легенда». В музейной коллекции представлены все материалы: металл разного вида, чеканка, сварка, камень, дерево, бронза и смешанные техники, живопись, графика.
Ракеше Агравалу интересны крупномасштабные работы из металла. Он хочет приехать поучиться, как это у нас делается.
В офисе у него потрясающая коллекция народного и современного индийского искусства. Агравал – человек с очень хорошим художественным вкусом. У него широкий круг знакомств среди художников, не только индийских.
Он собирается приехать в Пензу летом во время шестого симпозиума вместе с директорами своих галерей и посмотреть, что у нас лучше, что у него лучше, чтобы сделать ещё лучше у себя».
«Интересно наблюдать, когда используются традиционные технологии отливки. У нас на Чистых Прудах скульптор из Африки использовал технологию XVI в.
В Бароде часть работ делали традиционным индийским способом, по технологии XVIII в. На костре из угля плавят бронзу – тут же её заливают. Используют муку, добавляют в формовочную землю патоку. Процесс литья сопровождался не ужасающими, а вкусными запахами: пахло жареным хлебом и слегка подгорелым вареньем.
Интересно общение с художниками, воспитанными на иных культурных традициях. Мне нравится, когда художник интернационален, но у него есть узнаваемые национальные черты. Не прямая цитата предыдущего искусства, но ты чувствуешь и видишь, что это англичанин, немец, индиец, русский или грузин.
Поэтому мне очень нравятся скульптуры К. С. Радхакришнана, куратора первого бронзового симпозиума в 2010 г. Он известен в мире, много работал во Франции. Его работы узнаваемы, он большой мастер и самобытный художник.
Я счастлив, что там был. Я уже меньше смотрел на павлинов, антилоп и обезьян, бабочек и птичек. Я просто работал и понимал, что я должен дописать эту симфонию без звуков в пространстве и во времени. И я сделал это. Свою последнюю работу «ZEUS & EUROPA – Lento» считаю лучшей из всего, что я на сегодня создал».

Прочитано 3197 раз

Поиск по сайту