Аэродром в тумане

A A A

kamenka aПо информации «Улицы Московской», уникальному военному аэродрому в Каменке угрожает опасность. И связана она с юридическим туманом, который будто бы сгущается над его взлётно-посадочной полосой.

Редкая птица
Как говорят лётчики, каменский аэродром входит в число крупнейших аэродромов Поволжья. Длина его взлётно-посадочной полосы составляет 2,5 км, ширина – 45 м.
Для сравнения: аэропорт в Саратове имеет взлётно-посадочную полосу длиной 2,2 км, международный аэропорт в Нижнем Новгороде – 2,8 км.
Длина взлётно-посадочной полосы аэропорта в Терновке до 2013 г. составляла 2,1 км, после реконструкции – 2,8 км.
Каменский аэродром является аэродромом второй категории (к первой категории относятся международные аэропорты типа Шереметьево, Домодедово). Он способен принимать самолёты практически всех типов, в том числе тяжёлые транспортные.
Говорят, что в 1998 г. на его бетонку садился один из самых больших самолётов в мире – Ан-124 «Руслан» весом 190 т. В него заехали сразу три танка, и он унёс их в своём огромном брюхе.
Множество раз в Каменке приземлялись транспортные самолёты Ил-76.
Как вспоминает один из лётчиков, во время летних пожаров здесь совершал посадку специальный борт МЧС: из него вытащили вертолёт, разложили лопасти, и машина полетела выполнять задачу.
В 1994-1998 гг. на аэродроме в Каменке базировался 20-й гвардейский авиационный полк, на вооружении которого находилось 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24.
У аэродрома был красивый позывной, который знали все военные лётчики, – «Броня». Когда бомбардировщики заходили на посадку, в радиоэфире звучало: «Броня, Броня. Разрешите посадку».
Позже позывной «Броня» сменился на «Казарку».

kamenka
Ходит байка, что однажды мастерство каменских лётчиков решил проверить лично министр обороны России: то ли Павел Грачёв, то ли Игорь Родионов. Командиру полка позвонили из Москвы и сказали: «На полигоне под Тамбовом стоят четыре старых МИГ-17. Вашему полку поставлена задача уничтожить их».
В воздух было поднято 4 фронтовых бомбардировщика с бомбами на борту, уже через 15 минут они подошли к полигону в Тамбове.
Из четырёх самолётов бомбы сбросил только один. На земле зафиксировали два прямых попадания. Ещё две бомбы легли рядом с целями и превратили их в решето. Для середины 90-х годов, когда лётчики не могли тренироваться из-за отсутствия керосина, это был выдающийся результат.
Фронтовые бомбардировщики простояли в Каменке до 1998 г. Потом их перевели в Воронеж, а военный аэродром законсервировали.
Миролюбивый проект Бочкарёва
В этом же году молодой губернатор Василий Бочкарёв задумался о стратегическом развитии Пензенской области и в поле его зрения тут же попал каменский аэродром.
Родилась сногсшибательная идея – запустить в Каменке международный логистический центр с авиационным, железнодорожным и автомобильным сообщением.
Взяли карту и циркуль, посмотрели, что находится в радиусе 500 км от Каменки. Оказалось, что очень многое. А именно, 1/3 часть всего того, что производится и проживает в Центральной России. В том числе такие крупнейшие регионы, как Москва, Казань, Самара, Нижний Новгород.
При наличии хороших складов появлялась возможность обеспечивать продовольствием и оборудованием всех тех, кто живёт и работает внутри этой 500-километровой зоны. В том числе продукцией, поставляемой напрямую из-за рубежа: её стоимость сокращалась сразу на 37-45%.
Наряду с благоприятным географическим положением, у Каменки было ещё несколько очевидных плюсов.
1) большие свободные площади, на которых можно было бы построить современный логистический комплекс;
2) большое количество населения, которое на тот момент не имело работы (в случае реализации проекта рассчитывали создать от 10 до 15 тыс. рабочих мест, что составляет 1/4 населения Каменки);
3) наличие аэродромного обслуживающего персонала, который привык к авиационной дисциплине, знал свои обязанности и степень ответственности и который не надо было переучивать. Среди диспетчерского персонала были люди, владевшие сразу 3-4 языками.
Наконец, ещё один плюс в пользу создания логистического комплекса – потребность регионов в продукции, которую туда собирались свозить.
Говорят, что этим проектом интересовался даже мэр Москвы Юрий Лужков. Более того, он готов был выделить кредиты на строительство складских помещений в Каменке и покупку современного оборудования. Дескать, он хотел через Каменку снабжать Москву, потому что договориться с одним логистическим центром проще, чем с кучей губерний.
Проект якобы были готовы поддержать немцы, китайцы, турки, чехи, поляки и венгры: они предлагали «связанные кредиты» (при условии, что через логистический комплекс будет сбываться только их продукция).
Этот проект так и не удалось реализовать из-за финансовых трудностей.
В ожидании старта
Вот уже 15 лет каменский аэродром считается неработающим и продолжает оставаться на балансе Министерства обороны России. Он охраняется силами 9 человек.
По словам бывалых лётчиков, аэродром «необыкновенно живучий», и «взлётно-посадочная полоса на нём не играет, в то время как на других – играет».
Эксперт «УМ», военный лётчик: «Эту полосу как положили два десятка лет назад, так она и лежит, её плиты не сдвигаются относительно друг друга, не образуют стыков. Это на самом деле большая удача для аэродрома, здесь хороший грунт. Для сравнения: в том же Смоленске взлётно-посадочную полосу перестраивали несколько раз, а плиты всё никак не улягутся, между ними всё время образуются стыки, которые представляют опасность для самолётов, идущих на большой скорости.
На предполётных подготовках нас  постоянно предупреждали: на этой рулёжке ходите по правой стороне, потому что левая сторона проваливается. И на полосе тоже взлетайте по правой стороне, потому что на левой камушки могут попасть в двигатель.
На аэродроме в Каменке таких указаний никогда не давалось, мы там летали, как хотели».
В настоящий момент аэродром в Каменке зарос травой. Но при этом, по оценке экспертов, его взлётно-посадочная полоса по-прежнему способна принимать самолёты, в том числе большие.
«Этот аэродром приводится в рабочее состояние за очень короткое время, – поясняет военный лётчик. – Для этого нужен сельскохозяйственный самолётик с химией, он 3 раза пролетит туда-сюда. После этого вся трава засохнет, надо будет только пройти с метёлкой. И установить систему «Луч» для захода на посадку в плохую погоду тоже несложно».
По оценке экспертов, взлётно-посадочная полоса в Каменке сможет прослужить ещё не один десяток лет. Её плиты сделаны из сплошного высококлассного бетона, с двойным армированием.
По слухам, во время реконструкции аэропорта в Терновке некий влиятельный пензяк летал в Москву и проводил переговоры со столичными генералами: дескать, нельзя ли забрать из Каменки многослойные бетонные плиты, ведь аэродром-то бесхозный.
На что ему будто бы ответили: «Нет, родной, ты эти бетонные плиты не трогай. Потому что таких аэродромов, как этот, в России осталось мало. Придёт время – он нам ещё понадобится».
Помехи в эфире
В прошлом году среди каменских военнослужащих стали распространяться слухи, будто Министерство обороны России передумало и теперь хочет отказаться от военного аэродрома. Дескать, его вот-вот передадут на баланс муниципалитета.
Из военной среды эти разговоры довольно быстро просочились в гражданскую. И теперь о будущем аэродрома шепчется практически весь город. Люди пророчат его скорую гибель, потому что вряд ли в местном бюджете найдутся средства на охрану данного объекта. А это значит, что его растащат.
На официальном уровне информация о передаче аэродрома муниципалитету пока что не подтверждается.
Вместе с тем, источник «Улицы Московской» в Администрации г. Каменки на правах анонимности сообщил, что предпосылки к этому действительно имеются.
Дело в том, что крупная воинская часть, стоявшая в Каменке много лет, сменила место дислокации.
В результате освободились большие территории, в том числе военный городок с жилым фондом. Министерство обороны решило сделать подарок и передать данные территории в муниципальную собственность.
Говорят, что на сегодняшний день есть будто бы 3 приказа за подписью чуть ли не самого Сергея Шойгу о передаче недвижимости в муниципальную собственность. В том числе о передаче земельных участков.
Так уж получилось (то ли случайно, то ли не случайно), что на одном из этих земельных участков находится и тот самый военный аэродром. Поэтому в настоящий момент земли у него как бы нет, а будущее окутано юридическим туманом.
И никто не может точно сказать, что произойдёт с военным аэродромом после того, как этот туман рассеется.
По информации «УМ», Собрание представителей г. Каменки не горит желанием принимать роскошный подарок военных. Это касается не только аэродрома, но и жилого фонда.
В частности, на одном из недавних заседаний депутаты будто бы отказались ставить подаренный военный городок на баланс муниципалитета. Дескать, жилой фонд находится в аварийном состоянии, его нужно будет ремонтировать и содержать, а это Каменке не по силам.
В отношении трёх домов есть судебные решения, в соответствии с которыми военные должны были их отремонтировать. Однако ремонт там до сих пор не проведён. И город не собирается взваливать его на свои плечи.
Что же касается аэродрома, то депутаты будто бы посчитали расточительством выделять деньги на его охрану.
Есть, впрочем, и другая версия.
В соответствии с ней, Каменка всё-таки заинтересована в том, чтобы получить в свою собственность данный аэродром. Это как-никак больше 100 тыс. квадратных метров плит из высококачественного бетона, которые можно пустить в дело. Например, на то же благоустройство. На строительство жилья их пускать нельзя, потому что вес каждой плиты составляет 6 т.
* * *
Эксперты «УМ» полагают, что рушить военный аэродром в Каменке крайне неразумно.
В конце концов, даже если министерство обороны и вправду от него откажется, можно было бы возродить на его базе школу по подготовке лётчиков, планеристов и парашютистов. А вместо бомбардировщиков и грузовых самолётов, посадить малую авиацию, которая стала набирать темпы.
«УМ» рассчитывает  следить за ситуацией вокруг аэродрома в Каменке.

Прочитано 5598 раз

Поиск по сайту