Крепостные театры Версия 2.0

A A A

Эта фотография опубликована на сайте Администрации Пензенского района. На переднем плане находятся страшеклассники, которые в дни школьных каникул посетили библиотеку в Кондоле и прослушали лекцию о крепостных театрах русских дворян.
Сгораемые обшивочные материалы на заднем плане и полупустые книжные полки свидетельствуют о скудном финансировании пензенских библиотек.

«Часто смеялись и смеются и ныне над этими полубарскими затеями. Они имели и свою хорошую сторону. Эти затеи прививали дворне некоторое просвещение, по крайней мере грамотность.
Эти полубарские затеи могли иметь и на помещиков благодетельное влияние: музыка, театральное представление отвлекали их отчасти от псовой охоты, карт и попоек».
Пётр Вяземский, 1825 г.


biblio

Новостная заметка об историко-познавательном часе в библиотеке Кондоля была опубликована на сайте Администрации Пензенского района 1 апреля.
Из неё следует, что в дни школьных каникул учащиеся старших классов «окунулись в повседневную жизнь русских дворян XVIII-IXX вв., узнали об истории создания крепостных театров и с интересом прослушали историю о нелёгкой доле крепостных актёров».
Грустные и усталые лица школьников наводят на мысль о том, что они сполна ощутили условия жизни крепостных крестьян, приняв участие в этом дежурном мероприятии, посвящённом Всемирному дню театра.
Администрация Пензенского района подчёркивает, что «мероприятие сопровождалось виртуальной экскурсией по залам знаменитых крепостных театров».
А вот «Улица Московская» заинтересовалась виртуальной экскурсией по самой библиотеке Пензенского района, что находится в Кондоле. Судя по сгораемым обшивочным материалам на заднем плане, сотрудники Госпожнадзора и районной власти не были здесь очень давно. А если и были, то закрыли глаза на вопиющие нарушения противопожарной безопасности, о которой после пожара в ТРК «Зимняя вишня» знает теперь практически каждый.
В телефонном разговоре с журналистом «УМ» один из сотрудников районной библиотеки подтвердила, что ремонт не проводился давно, а когда был последний визит пожарных, она не помнит.
С заведующим библиотекой поговорить не удалось, поскольку она была на совещании, а перезванивать журналисту не стала.
Источники «УМ», знакомые с положением дел в библиотеках, подтверждают, что средства на противопожарную и антитеррористическую безопасность пензенских библиотек не выделяются вообще.
Для библиотек г. Пензы нашлись, правда, средства на то, чтобы установить автоматическую пожарную сигнализацию. Но денег на её обслуживание нет.
Есть разговоры чиновников о том, что библиотеки должны быть защищены от пожаров и террористов. Но средства на приобретение огнетушителей и тревожных кнопок не выделяются. На текущий и капитальный ремонт – тоже.
Вспоминают, что раньше контролю безопасности уделялось больше внимания. Перед началом каждого учебного года приходили проверяющие из Госпожнадзора и Роспотребнадзора. Теперь же никто не ходит. Выносить предписания смысла нет: бюджет всё равно денег не даст.
Сотрудники говорят, что самое главное в библиотеке – это книги. Но даже на них не находятся средства. В частности, из городского бюджета на приобретение литературы не выделяется ни копейки, а из федерального бюджета достаётся мизер. В этой связи нормативы по обеспеченности населения книгами не выдерживаются: вместо 60 книг на тысячу жителей по факту всего 34.
По информации «УМ», библиотекам не дают денег даже на подписку периодических изданий. Поэтому в последние годы редакция «УМ» каждую неделю бесплатно откладывает 22 экземпляра для городских библиотек. Говорят, то же самое делают другие региональные редакции.
Обеспечить подписку на федеральные издания пензенские библиотеки не в состоянии, поэтому архив давно не ведётся. Подшивка «Российской газеты» – официального печатного органа власти – обеспечивается за счёт спонсор-ской помощи.
Бюджетных денег не хватает даже на оплату телефона и интернета, хотя эта опция присутствует в качестве обязательных требований, предъявляемых к библиотекам.
Комментируя фотографию, сделанную на историко-познавательном часе о крепостных театрах, работники библиотек сами сравнивают себя с крепостными крестьянами.
По их словам, средства на зарплату выделяются не в полном объёме, поэтому пензенские библиотеки работают на голом энтузиазме, продолжая одерживать победы в российских и международных конкурсах.
В условиях новой жизни, когда школы ничего не должны, а родителям некогда, сотрудники библиотек тащат на себе функции дополнительного образования, информирования и досуга школьников.
Кроме того, в них продолжают работать студии и кружки для старших групп населения, которые пользуются популярностью у пенсионеров.
По словам библиотекарей, ни на один из этих проектов бюджетные деньги не выделяются.
Владимир Путин давно утвердил программу развития культуры и поднял вопрос о модернизации российских библиотек. Однако в Пензе эта программа ещё не начиналась и, судя по настрою город-ских властей, начнется нескоро.
Библиотеки не хотят умирать. Чтобы выжить, они вынуждены сами зарабатывать деньги на дополнительных платных услугах. Хотя делать этого они не обязаны, вся информация должна предоставляться населению бесплатно.
Но это, конечно, не мешает сотрудникам Администрации Пензенского района гордиться нашими библиотеками и использовать их труд для формирования информационного контента, который свидетельствует о том, как кипит работа с подрастающим поколением. И что Россия до сих пор не забыла крепостные театры.


ВДОГОНКУ
Крепостной театр – в Российской империи до отмены крепостного права в 1861 г. частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности.
Выступала такая труппа где, сколько и как указывал хозяин, использовалась как в развлекательных, так и в коммерческих целях. Актёр крепостного театра был абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть продан в другие руки, наказан, отправлен на тяжёлые работы.
О свободе творчества речи не шло, актёрский труд носил скорее принудительный и нередко временный характер.
В советское время «крепостным театром» называли театральные коллективы, сформированные из заключенных ГУЛАГа. В них принимали участие как попавшие в лагерь профессиональные актёры и режиссёры, так и люди, обучавшиеся театральному искусству уже в заключении.
Википедия
Фото с сайта Администрации Пензенского района

Прочитано 529 раз

Уважаемый читатель!

Наверное, если вы дочитали эту публикацию до конца, она вам понравилась. Очень на это рассчитываем.
Верим в то, что сравнительно малочисленная аудитория «Улицы Московской» вместе с тем еще и верная аудитория. Верная принципам открытого и свободного общества.
Открытое общество, одним из элементов которого является справедливая и сбалансированная журналистика «Улицы Московской», может существовать исключительно на основе взаимной ответственности и взаимных обязательств.
Мы бросаем вызов власти и призываем ее к ответственности.
Мы ставим под сомнение справедливость существующего положения вещей и готовим наших читателей к тому, что все еще изменится.
Мы рассказываем о вещах, о которых власть хотела бы умолчать, и даем шанс обиженным донести свою правду.
Но мы нуждаемся в вашей поддержке.
И если вы готовы потратить посильные вам средства для поддержания свободного слова, независимых журналистских расследований, мы потратим ваши средства на эти цели.

Заранее благодарен, Валентин Мануйлов

donate3

Поиск по сайту