Самое читаемое в номере

Пивная банка как художественный продукт

A A A

Точка зрения Виктора Винокурова, эстета и коллекционера.

Виктору Винокурову 37 лет, по образованию и профессиональной деятельности он педагог – учитель изобразительного искусства.
Наша встреча с ним проходила в небольшой комнате одной из пензенских квартир, но это было скорее не жилое, а рабочее пространство: вокруг (и сверху тоже) на стеллажах, в идущих до потолка штабелях картонных коробок хранятся банки из-под пива и кока-колы.
Показавшийся на первый взгляд хаос оказался обманчивым: коробки были пронумерованы, как в дальнейшем оказалось, каждая банка тоже имела свой номер. Все они занесены в память компьютера, которому, несмотря на тесноту, здесь тоже нашлось место.
В детстве многие из нас что-либо коллекционировали, точнее сказать, собирали, так как коллекционирование предполагает определённую тематическую направленность и систематизацию.
Всех предметов коллекционирования не перечесть: одни собирают спичечные этикетки (филуменисты), а другие, вернее сказать, немногие – автомобили и трамвайные вагоны. Последних не надо путать с перидромофилами – коллекционерами трамвайных билетов.
Виктор Винокуров коллекционирует преимущественно банки из-под пива и Coca-Сola, поэтому его нельзя назвать бирофилистом в чистом виде. Точнее сказать, он занимается селективным коллекционированием банок, когда в коллекции присутствуют банки из-под различных напитков, при этом отбираются только те экземпляры, которые по тем или иным причинам интересны самому собирателю.
beer1492

 

1492 set (Италия, пивные, 330 мл,  1992 г.)


История его коллекции берёт своё начало в начале 90-х годов, когда в России появилась и некоторое время существовала мода на панно и композиции из пивных банок и бутылок, в то время они только-только появились в российских магазинах. До сих пор на просторах интернета можно найти фотографии баночек тех лет. Естественно, половина пацанов были увлечены их собиранием. Возникали «коллекции» из нескольких десятков и даже сотен разноцветных импортных баночек с интересным дизайном и непонятными словами, место которым находилось в основном на кухне или на шкафах.
Мода на них окончательно угасла примерно к 1996 г., и большинство «коллекций» переместилось в подвалы и гаражи или было просто выброшено.
К тому же начал иссякать поток импорта, и полки магазинов заняли банки отечественного производства, поэтому разнообразие начало исчезать.
К примеру, если в 1992-1994 годах в магазинах любого города одновременно продавались банки Coca-Сola разных стран и разного дизайна, и в коллекциях за этот период набиралось несколько десятков их разновидностей, то к концу 90-х остались единицы.
Виктор начал коллекционирование банок, когда многие уже забросили это увлечение. Собственно, его коллекция и основывалась на чьих-то бывших коллекциях, извлечённых из подвалов, чуланов и гаражей, куда банки были упрятаны вчерашними «коллекционерами».
Уже позже для себя самого он обосновал причину своего увлечения и сформулировал её так: банка – это художественный продукт, результат труда дизайнера, человека разбирающегося в законах композиции, рисунка, живописи. Это утилитарный предмет, привлекающий внимание покупателя.
Хорошо и качественно оформленная банка имеет определённую эстетическую ценность – на неё приятно смотреть. При этом в оформлении могут быть использованы разные темы.
Сегодня в его коллекции есть совершенно новые банки, которые и сейчас можно увидеть в супермаркете, есть банки, которые были выпущены в 1970-1980-х гг., в уже несуществующих странах.
В настоящее время коллекция пополняется по определённым критериям: в приоритете приобретение не банки-одиночки, а серии с конкретной темой или посвящённой какому-либо событию.
Например, банки, иллюстрированные работами Циллера, немецкого художника, творившего в конце XIX начала XX века.
Или парусная регата, проведённая в Осаке в 1983 г.
Серии разных стран, посвящённые 500-летию открытия Америки.
Наконец, футбольные чемпионаты мира, в том числе российский.
Следующий критерий – своеобразный дизайн. При этом тематика может быть любой: от пляжной до рождественской.
Одна из наиболее интересно оформленных серий пивных банок – American Brewers Historical Collection (1978-1979 гг.). На каждой банке кратко изложена история основания какой-либо пивоваренной компании США.
Небезынтересна эволюция конструкции такой банки. Банки используются для пива с 1935 г. Впервые появились в США, имея стандартный объём 12 унций (355 мл). Изначально они открывались консервным ножом.
Язычок для открывания появился позже, и внешний вид его тоже отличался от нынешнего. Язычок старой конструкции был достаточно острым. Он отрывался целиком и тут же выбрасывался (зачастую прямо под ноги), из-за чего на пляжах и на лужайках возникала проблема – как бы не порезаться, гуляя босиком по песку или траве.
Сегодня случаются экспериментальные выпуски с полностью открывающимся верхом. В результате такой новации банка становится полноценным стаканом. Но это пока эксперимент. Превзойдёт ли он в дальнейшем традиционную конструкцию, покажет время.
Виктор Винокуров входит в сообщество серьёзных коллекционеров из разных стран, которые отслеживают новинки, обмениваются экземплярами с коллегами со всего мира, готовы потратить деньги (часто немалые) на приобретение редких экземпляров. В его коллекции банки из обеих Америк, Европы, Азии, Африки, Австралии; даты выпуска на них – начиная с 50-х годов и до нашего времени.
beer becker

 

Becker's set 2 (Германия, пивные, 330 мл, 1980-е)


То, что у кого-либо возникает желание коллекционировать тот или иной вид предметов, неудивительно – среди вещей любого рода есть интересные экземпляры, внешним видом которых можно любоваться. Так, и среди алюминиевых банок есть весьма привлекательные «индивидуумы»: банки, посвящённые крупным спортивным соревнованиям – чемпионатам мира, олимпиадам; уже упоминавшемуся 500-летию открытия Америки.

Очень интересные серии, посвящённые творчеству известных художников и музыкантов, истории транспорта. Они могут служить неплохим вспомогательным материалом при изучении истории живописи, географии, иностранных языков. Да и сама по себе банка зачастую является интересным арт-объектом.
У некоторых экземпляров очень занятные истории появления их в коллекции Виктора Винокурова. Однажды, будучи в одном из районов области на обочине просёлочной дороги, он обнаружил незнакомую ему пустую пивную банку.
Когда он её рассмотрел поближе, выяснилось, что она из-под японского пива, которое не продаётся на территории России. Каким ветром её занесло в Пензенскую область, не известно.
Данный тип коллекционирования зародился в США в 50-х годах прошлого века. При этом коллекции пополнялись не только за счёт выпитых напитков: специально для коллекционеров выпускались серии пустых закупоренных банок с популярной тематикой.
Зарубежные сообщества коллекционеров насчитывают десятки лет. Бывает, что они сами организовывают выпуск банок, посвящённых своим мероприятиям, с датой и местом проведения, портретами участников. Так как подобные сеты выпускаются малым тиражом, они сразу же становятся бирофилической редкостью.
Можно ещё долго «прохаживаться» вдоль баночных стеллажей Виктора Винокурова и слушать интересные истории, в честь кого или чего выпущена та или другая серия, или как менялась конструкции банки, но возникает закономерный вопрос: как использовать потенциал подобных собраний?
В областной библиотеке иногда проходят выставки значков по той или иной тематике. На пензенском почтамте бывают выставки конвертов.
В аптечной сети «Фармация» до некоторых пор можно было наблюдать дореволюционные провизорские весы и флаконы (фрагменты нижнеломовской коллекции).
На территориях промышленных предприятий демонстрируются образцы техники: авиатренажёр, телефонный коммутатор, даже ядерное оружие.
Где сегодня можно найти общественное пространство для частных коллекций?
С каким масштабным городским или сельским мероприятием (праздником) это должно быть связано?
Пивным или музыкальным фестивалем, симпозиумом скульпторов, спортивными соревнованиями, праздником урожая?
Кто может оказать содействие? Пивные и лимонадные компании?
Но заинтересует ли их демонстрация такой коллекции, ведь в экспозиции будет находиться продукция их конкурентов?
Впрочем, не будем решать за пивоваров, что им выгодно, а что нет.
Сами же коллекционеры и рады бы всенародно поделиться своими «радостями»: показать и рассказать об интересных и порой уникальных вещах, но им не хватает ни сил, ни средств на организацию выставок. Вопрос остаётся открытым.


Справка
Многие коллекционеры-баночники имеют специализацию. Например, кто-то коллекционирует банки, выпускавшиеся только до 1990 года, кто-то – банки Европы, кто-то – лишь пивные банки объёмом 0,33 литра и т. д.
Профессиональные коллекции насчитывают тысячи и десятки тысяч экземпляров. Один из ярчайших представителей коллекционеров-баночников – итальянец Дэвид Андреани, в коллекции которого более 10000 различных лимитированных банок из-под Coca-Сola.
Регулярные банки – обычные банки, в дизайне которых нет элементов, посвящённых каким-либо событиям (таких банок подавляющее большинство на прилавках).
Сет – серия банок, посвященных какому-либо событию (футбольному чемпионату, олимпийским играм, юбилеям) или акциям (по розыгрышу призов), количество банок в сете от двух и более.
limited/commemorative edition – банки (и единичные, и сеты), посвященные какому-либо событию (футбольному чемпионату, олимпийским играм, юбилеям) или акциям (по розыгрышу призов) выпущенные ограниченным тиражом.

 

 

Прочитано 1297 раз

Поиск по сайту