Самое читаемое в номере

Александра Авксентьева: «Мы поедем в Пензу…»

A A A

В канун нового года в Пензе, в детской художественной школе № 1, представили книгу «Автобиография души…».
Она рассказывает об Александре Прегель – художнице, дочери Николая Авксентьева, председателя Уфимской директории – Временного Всероссийского правительства, свержение которого привело к власти адмирала Колчака.
Николай Авксентьев – наш земляк. Он родился и учился в Пензе, окончив местную гимназию с золотой медалью.

С рассказа о Николае Дмитриевиче Авксентьеве и началась презентация. Открывшая ее Наталья Ехина, кандидат исторических наук, назвала Авксентьева одним из самых известных уроженцев Пензы. «Мы хотели бы, чтобы достойное место в истории города заняла и его дочь», – сказала она, предоставив слово сидевшей с ней за столом Юлии Гаухман.
avksentev1

 

Наталья Ехина и Юлия Гаухман


 

Юлия Гаухман, для которой Прегель просто «тетя Саша», рассказала о дружбе с ней, отметив с годами сложившуюся их «душевную близость». Муж Александры Прегель – крупный бизнесмен, ученый-физик и коллекционер Борис Юльевич Прегель – дядя Юлии.
На презентации, что для присутствовавших было очень неожиданно, в исполнении Бориса Юльевича прозвучала знаменитая песня Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского «В лесу прифронтовом».
Прегель записал ее в музыкальной студии Нью-Йорка. Сам себе и аккомпанировал. Детей у супругов не было. Свое творческое наследие – воспоминания, картины, рисунки – Александра Прегель оставила Юлии Гаухман.
Книга «Автобиография души…» делает это наследие доступным. Впервые публикуются автобиографические заметки Александры Прегель, в том числе о своём отце, репродукции ее картин.
Александра Прегель – известный художник. Она широко выставлялась в 20-60-е годы XX века. Участвовала в выставках во Франции и США. Иллюстрировала книги Пушкина и Блока. Учителями дочери Авксентьева были знаменитые художники Василий Шухаев, Наталья Гончарова и Александр Яковлев.    
avksentev2Александра Николаевна Прегель – дочь Авксентьева от первого брака с Марией Тумаркиной. Они познакомились в Европе. В тамошних университетах Николай Дмитриевич завершал свое образование (из-за участия в революционном движении он не мог это сделать на родине).
В университете Берна супруги вместе провели последний учебный год. Николай защитил диссертацию о Фридрихе Ницше, Мария – о Владимире Соловьеве. Оба стали докторами философии. Вернувшись в Россию, участвовали в революции 1905 г. Были арестованы.
Их свадьба состоялась в тюрьме. Мария вскоре вышла на свободу, а Николая отправили в ссылку в Салехард (тогда он назывался Обдорск). Жена поехала вслед за супругом.
«Их поселили в маленьком домике, – вспоминала Александра Николаевна. – В  зимнее время окна были заблокированы толстыми ледяными глыбами. Ссыльным было разрешено свободно перемещаться в пределах города, но не дальше».
Из ссылки Николай Авксентьев бежал. Мария же, «будучи вольной, вернулась в Москву без проблем». Семья соединилась в Финляндии (она являлась частью Российской империи), где в Хельсинки (Гельсингфорсе) и родилась 15 декабря 1907 г. Александра Николаевна.
Ее назвали в честь матери Николая Дмитриевича – Александры Ивановны. Она скончалась 31 декабря 1906 года (по старому стилю), после того как навестила арестованного сына.
«Глубокий страх и боль за судьбу единственного сына привели к тому, что ее сердце не выдержало, – писала внучка, – и она скончалась от сердечного приступа вскоре после возвращения домой в Пензу».
Могилы Александры Ивановны и ее супруга, деда Александры, Дмитрия Ильича (умер в 1913 г.) сохранились на Мироносицком кладбище Пензы.
avksentev3Любопытно, что полицейский агент Евно Азеф, тогда еще не раскрытый и занимавший высокий пост в партии социалистов-революционеров, в которой работали Авксентьевы, прислал Марии Тумаркиной в связи с рождением дочери огромный букет красных роз.  
Родители художницы прожили вместе недолго. В 1910 г. они развелись, но сохранили дружеские отношения до конца дней. Дочь жила и с матерью, и с отцом.
В «Автобиографии души...» печатаются воспоминания Александры об отце, которые говорят о высоком уровне их взаимоотношений: «Среди тысяч людей я могла узнать шаги отца по лестнице, ее специфический скрип под его ногами и покашливание перед подъемом по ступенькам на последний, пятый этаж, когда он возвращался домой.
avksentev

Николай Авксентьев в тюремной камере Петропавловской крепости. 1906 г.Фото Р. Вишняка.Из книги «Автобиография души...»


 

Отец был также моим первым учителем: он учил меня русскому языку, сначала по кубикам, затем по детским книжкам с картинками. Его я заставляла рисовать картинки – всегда русский пейзаж: деревянная изба, изгородь, деревья и колодезь. Это была традиционная картина, которую я перерисовывала, стараясь сделать так же хорошо, как и он, тысячи раз.
Все рассказы отца всегда относились к России, к жизни там и обычаям. Я мечтала туда вернуться с ним, и он обещал, что мы поедем вместе кататься по Волге.
Я часто просила его рассказать, как это будет, как мы поедем в Пензу, где тогда еще жили дедушка и старая тетя Лиза, сестра покойной бабушки; как пойдем на кладбище, где похоронена бабушка, где есть большое семейное место, деревья и перед могилами лавка, на которой можно посидеть (отец не был там, когда бабушка скончалась, и рассказывал об этом по своим детским воспоминаниям). А затем поедем на Волгу и будем спускаться по ней на пароходе».   
После революции отец и дочь вернулись в Россию. Но ненадолго.
avksentev5Политическая карьера Николая Дмитриевича не удалась, хотя и начиналась блестяще: в 1917 г. Авксентьев был председателем исполкома Всероссийского совета крестьянских депутатов, министром внутренних дел Временного правительства, возглавлял Всероссийское демократическое совещание и Временный Совет Российской Республики.
Приход к власти большевиков, гражданская война, переворот Колчака вынудили его эмигрировать. Там же, в эмиграции, оказалась и Александра.
Мария Тумаркина вышла замуж за Михаила Цетлина, писателя, редактора, основателя «Нового журнала». Он был отчимом Александры Николаевны. Их дочь Ангелина и Александра Николаевна, ее сводная сестра, вышли замуж с разницей в несколько дней, в Париже, в кровавом для России 1937 г. Александра Авксентьева стала госпожой Прегель.
avksentev6

Продавец книг.1948-1951 гг.


 

На презентации Юлия Гаухман много и подробно говорила о биографии художницы. На мольбертах находились ее рисунки, которые организаторы затем увезли из Пензы. Это была возможность увидеть вживую работы Александры Николаевны. Впрочем, она по-прежнему есть.
Семнадцать лет назад, в октябре 2001 г., Юлия Гаухман подарила четыре картины Прегель Пензенской картинной галерее (Александра умерла в 1984 году).
Завершая презентацию, Юлия Гаухман с волнением в голосе, произнесла слова, объясняющие причину ее визита в Пензу: «Я выполняю самое заветное желание близкого, родного  мне человека, тети Шуры» –  побывать на родине ее отца и предков.
avksentev7Большим подарком Пензе стала рукописная книга Александры Николаевны – «Песнь о вещем Олеге» Александра Пушкина с ее иллюстрациями.
Юлия Гаухман выразила надежду, что сотрудничество с Пензой будет продолжено. Она очень хочет, чтобы с жизнью и творчеством Александры Прегель познакомилось как можно больше людей. И думает, что это желание взаимно.  
Рисунки Александры Прегель, представленные во время презентации книги

Прочитано 1854 раз

Поиск по сайту