Самое читаемое в номере

Больше равенства, чем вы думаете

A A A

Франция перераспределяет от богатых к бедным больше, чем Швеция. Но протестующие всё равно называют Эмманюэля Макрона «президентом богатых».

Запуская 15 января обещанную им «большую национальную дискуссию», Эмманюэль Макрон надеется продемонстрировать свою готовность прислушиваться к народному гневу, вылившемуся в протесты «жёлтых жилетов», которые сначала заняли перекрёстки и пунк-ты оплаты проезда по шоссе, раздражённые повышением акцизов на топливо, а теперь выставили куда более длинный список своих обид.
Французский президент попросил поделиться идеями по четырём темам: охрана окружающей среды, демократия, государственные услуги и налоги. Дискуссия в интернете и в ратушах продлится до середины марта.
Именно идея о несправедливости налогообложения и неправильности использования собранных государством денег лежала в основе движения «жёлтых жилетов».
«Что вы делаете со всеми этими деньгами?» – спрашивал один из первых «жёлтых жилетов» в видеоролике, ставшем необычайно популярным.
Франция давно отдаёт предпочтение высоким налогам и большим государственным расходам. В этой стране доля государственных расходов в ВВП составляет 57%. Это самый высокий показатель в Европейском Союзе.
Значительная часть этих средств идёт на субсидирование государственных услуг, будь то поездки в высокоскоростных поездах или обучение в университетах.
В своём новогоднем обращении Макрон указал, что во Франции превосходная инфраструктура, (в основном) бесплатное образование и первоклассная система здравоохранения, где пациенты почти ничего не платят из своего кармана.
Всё это воспринимается как нечто дарованное свыше и ничего не стоящее. Но если французы хотят платить меньше налогов, то им придётся самим оплачивать многие из этих услуг.
Однако «жёлтые жилеты» утверждают, что всё бремя этих расходов несправедливо ложится на всех, тогда как богатые освобождаются от уплаты налогов. Их восстание началось с борьбы против повышения в экологических целях акцизов на дизельное топливо и бензин.
Но фоном для него послужило решение Макрона в 2017 г. отменить налог на богатых в соответствии со своей предвыборной программой. Хотя Макрон ввёл вместо него (более умеренный) налог на особняки, к нему так и приклеился ярлык «президент богатых».
Согласно данным Института публичной политики, при Макроне в результате отмены налога на богатых отмечен самый резкий рост располагаемого дохода самого состоятельного 1% французов.
Тем не менее, в отличие от Америки, богатейший 1% французов до уплаты налогов зарабатывает меньше, чем беднейшие 50%. Во Франции этот разрыв не менялся с 1995 г., тогда как в Америке за это время он резко вырос.
Ещё более уравновешенной становится картина после перераспределения доходов через бюджет. Как говорит Джэймс Браун, экономист из ОЭСР, благодаря более высоким налогам и пособиям, Франция добивается самого значительного сокращения неравенства из всех крупных стран Европы.
В Швеции уровень равенства после перераспределения доходов чуть выше, но французская система перераспределения обеспечивает самое значительное снижение неравенства.
Недавнее исследование INSEE – национального статистического органа – показало, что валовой доход богатейших 10% французов в 22 раза выше, чем беднейших 10%. Но в результате налогов и трансфертов этот разрыв сокращается до всего лишь 6 раз.
«Хватит притворяться, что Франция  – это страна, где не существует солидарности», – заявил Макрон в своём обращении.
Так почему же «жёлтым жилетам» кажется, что их выжимают, как губку?
Дело здесь не в зарплатах. Реальный доход домохозяйств во Франции вырос на 8% с 2007 г., больше, чем во многих других странах Европы, указывает Жан Пизани-Ферри, экономист из Института политических исследований (и бывший советник Макрона).
И это несмотря на кризис. Он считает, что объяснение связано с поломкой социальных лифтов и появлением ощущения, что эта система уже не обеспечит улучшения жизни следующему поколению.
Другое объяснение даёт исследование Международной лаборатории неравенства, связанной с Тома Пикетти, французским экономистом.
Согласно ему, дело в том, что беднейшие 50% французов непропорционально сильно затронуты такими непрогрессивными платежами, как страховые взносы и косвенные налоги, например, акцизы на топливо. А так французская система перераспределения по-прежнему работает.
Эти вопросы станут частью консультаций, которые проводит Макрон.
В ратушах уже открыты «книги жалоб». При этом правительство уже отвергло ряд требований, в частности возвращение налога на богатых.
Также правительство не собирается рассматривать предложения, выходящие за рамки оговорённых тем. Так, например, на одном из форумов в интернете было выдвинуто требование отмены однополых браков.
Обещание Макрона провести дискуссию, а также 10 млрд евро, которые он положил в карманы граждан, по-видимому, успокоили часть протестующих.
Теперь он должен убедить
народ, что эти консультации не трюк. Но они и не должны остановить реализацию его программы реформ.
The Economist,
12 января 2019 г.

 

Прочитано 1042 раз

Поиск по сайту