Самое читаемое в номере

Пробуждение

A A A

Чем закончились губернаторские гонки? Демократы всерьёз взялись за дело, и это сразу же дало отдачу.

В зале гремела современная музыка, а сверху на танцующих демократов падали воздушные шары и серпантин. Дж. Б. Прицкер, новый губернатор Иллинойса, не стал напускать на себя строгий вид.
Он выглядел, как весёлый дородный дядюшка на семейной вечеринке. Оправдала ли его партия ожидания? «У нас был прекрасный вечер, – говорит он. – Я счастлив».
Он сверг непопулярного республиканского губернатора Брюса Раунера, который проработал один срок.
При этом Прицкер вложил в кампанию более 170 млн долл. собственных средств.  Это огромная (и рекордная) сумма даже для наследника состояния владельцев сети отелей Hyatt (более 3 млрд долл.).
Щедрость Прицкера позволила демократам выйти далеко за пределы их городских бастионов и добраться до избирателей в таких пригородах, как Нэйпервилл, до которого от Шикагоу надо ехать на машине целый час. А ещё демократы завоевали сверхбольшинство в парламенте Иллинойса.
Усилия Прицкера – это часть более широкого и запоздалого натиска демократов. Большую часть последнего десятилетия эта партия пренебрегала борьбой за парламенты штатов и губернаторские кресла. «Мы спали за рулём», – признался один из активистов.
Напротив, республиканцы осознали всю стратегическую важность парламентов штатов, многим из которых принадлежит решающая роль в нарезке избирательных округов.
Победы республиканских кандидатов в борьбе за власть на региональном уровне в Висконсине, Огайо и Мичигане предвосхитили успехи этой партии в этих штатах во время всеобщих выборов 2016 г.
Но, судя по расходам на предвыборные кампании в органы власти штатов в этом году, пренебрежение демократов ушло в прошлое. На них они потратили 2,2 млрд долл. Это немногим меньше, чем расходы либералов на выборы в Конгресс (2,4 млрд долл.).
И демократов ждал большой успех: они завоевали 7 новых губернаторских кресел. Теперь под их контролем губернаторские посты в 23 штатах.
Это важно по трём причинам. Во-первых, губернаторы определяют политический курс. Некоторые из новых губернаторов теперь смогут расширить программу медицинского страхования малоимущих, добавив свои штаты к тем 33, что уже получают деньги из федерального бюджета в рамках Акта о доступном здравоохранении (реформа Обамы).
Тони Эверс, который выиграл с небольшим отрывом выборы в Висконсине, Джэнет Миллс в Мэне и Лора Келли, которая одержала потрясающую победу в обычно республиканском Канзасе, уже поклялись сделать это.
Последствия таких шагов будут сказываться очень долго. Как показывают подсчёты Семейного фонда Кайзера, в этих трёх штатах, а также в Айдахо, Небраске и Юте (где избиратели одобрили расширение системы медицинского страхования на референдумах), впервые окажутся застрахованными в общей сложности 424000 человек.
Это значит, что в среднем в этих штатах доля взрослого населения (не считая пенсионеров), не имеющая медицинской страховки, упадёт с нынешних 11% до 6,5%.
Штаты, которыми правят демократы, скорее всего, пойдут на пересмотр тюремной политики и увеличат расходы на образование (не в последнюю очередь потому, что некоторые из новых губернаторов, например, Эверс или Тим Вальц в Миннесоте, это бывшие учителя).
Во-вторых, губернаторские выборы показывают, какого типа кандидаты будут пользоваться успехом на будущих всеобщих выборах.
Демократам сопутствовала удача с богатыми, умеренными кандидатами, а также с кандидатами-женщинами.
В Колорадо Джэред Полис стал первым губернатором, открыто признающим, что он гомосексуал.
А вот во Флориде Эндрю Гиллам, афроамериканский мэр Таллахасси, провёл сильную, обращённую к левому лагерю кампанию, сосредоточившись на завоевании голосов молодёжи, горожан и расовых и этнических меньшинств.
Но он проиграл Рону Де Сантису, который заклеймил его как радикального социалиста. Грубые комментарии республиканца, например, о том, что его оппонент «превратит всё в обезьянник», не вызвали широкой ответной реакции. Во Флориде многие избиратели тепло относятся к консерваторам.
Наконец, новые губернаторы смогут повлиять на будущие выборы. В Джорджии, Канзасе, Северной Дакоте и в других штатах региональные правительства обвиняются в попытках ограничить избирательные права расовых и этнических меньшинств. Теперь такое явление станет менее распространённым, по меньшей мере, в Канзасе.
После переписи 2020 г. парламенты штатов будут чертить новые схемы нарезки округов на выборах в Палату представителей. Губернаторы, у которых есть право вето, по меньшей мере, теоретически могут настоять на более честных схемах. Что ещё более вероятно, так это то, что они усилят влияние своей партии в руководимом ими штате.
А значит, Флорида станет ещё более консервативной, а Иллинойс – ещё более либеральным.
The Economist,
10 ноября 2018 года.

 

Прочитано 1106 раз

Поиск по сайту