Самое читаемое в номере

США: наступление реакции остановлено

A A A

На промежуточных выборах 6 ноября либеральная оппозиция захватила большинство в Палате представителей американского Конгресса, тогда как правящие консерваторы сохранили большинство в Сенате. Рассказывает обозреватель «Улицы Московской» Михаил Зелёв.

Вечером 6 ноября прогрессивная часть американского общества вздохнула с облегчением: либеральная Демократическая партия захватила большинство в нижней палате Конгресса, покончив с 8 годами господства в ней консерваторов.
Это означает, что наступление реакции остановлено. Америка наконец-то избавилась от нависавшего над ней кошмара отмены консерваторами реформы здравоохранения Барака Обамы (2009-2017).
Страна может больше не беспокоиться по поводу угрозы сокращения социальных и медицинских расходов федерального бюджета, которым угрожала правящая консервативная Республиканская партия.
Внутриполитическая и экономическая повестка дня республиканцев полностью заблокирована. Правительство Дональда Трампа не сможет провести через Конгресс ни один из своих реакционных законопроектов, ни один из своих финансовых биллей.
Федеральное правительство не имеет права потратить ни одного цента без ведома Палаты представителей.
Если же власть и оппозиция не договорятся по бюджету, то, скорее всего, будут продолжать действовать бюджеты предыдущего года, что означает сохранение социальных и медицинских расходов в полном объёме. А это неплохо для страны.
Президент теперь сможет руководить страной лишь с помощью своих указов. Но поле действия этого инструмента сильно ограничено.
capitoliyФото Евгения Малышева


Однако либеральная волна, прокатившаяся по стране, оказалась слишком слабой, чтобы демократы смогли захватить ещё и большинство в верхней палате.
Сохранение контроля над Сенатом обеспечивает Д. Трампу свободу рук при назначении министров собственного кабинета, а также возможность продолжить заполнять вакансии в судебном корпусе консервативными назначенцами.
Последнее обстоятельство будет иметь далеко идущие последствия. В Америке
судьи назначаются пожизненно. Следовательно, те, кого предлагает нынешний президент и одобряют уходящий и вновь сформированный составы Сената, будут занимать свои посты на протяжении ближайших лет сорока.
Так что наследие Д. Трампа в виде колоссального консервативного крена судей-ского корпуса будет отравлять американскую политическую жизнь на протяжении многих десятилетий, блокируя или выхолащивая возможные либеральные реформы будущих
администраций в области здравоохранения, образования, финансового регулирования
и широкого круга других важнейших проблем американской социально-экономической
жизни.
Сохранение консерваторами большинства в Сенате вполне может заблокировать и деятельность будущей либеральной администрации в случае её прихода к власти в 2020 г.
Напомню, что Б. Обама пришёл в Белый дом после двух волн крупных побед демократов на выборах в Сенат 2006 и 2008 годов. Это обеспечило ему блокирующее обструкцию оппозиции сверхбольшинство в верхней палате (60 мест из 100) на протяжении всего первого года правления. Только благодаря этому либеральный президент смог провести через Сенат свою эпохальную реформу здравоохранения.
Уже сейчас очевидно, что никакого сверхбольшинства в Сенате у либералов после 2020 г. не будет. Нет никакой уверенности, что им удастся даже просто получить абсолютное большинство на следующих выборах.
Так что, даже если через два года в Белый дом въедет либеральный президент, он вполне может оказаться с самого начала связан по рукам и ногам консервативной оппозицией в верхней палате. Таковы возможные долгосрочные последствия нынешних успехов консерваторов на выборах в Сенат.
Впрочем, у либералов есть крупные успехи помимо захвата большинства в нижней палате.
Демократы завоевали губернаторские кресла в таких ключевых штатах, как Иллинойс и Мичиган.
Особенно впечатляет их победа в 12-миллионном Иллинойсе.
Здесь 53-летний либеральный миллиардер (состояние равно 3,5 млрд долл.) Джэй Прицкер завоевал 54% голосов, разбив 62-летнего действующего консервативного губернатора Брюса Раунера, который набрал всего 39%.
Теперь Иллинойс превратился в ещё один бастион либералов наряду с Виргинией, Калифорнией, Вашингтоном, Нью-Йорком и Нью-Джерси.
Наконец, либералы взяли под свой полный контроль Сенат Нью-Йорка. Теперь они властвуют над этим 19-миллионным штатом безраздельно.

 

 О тактике либералов в Конгрессе

Как поведёт себя новоиспечённое либеральное большинство в Палате представителей?
Здесь просматриваются два варианта.
В первом случае либералы могут дать волю накопившейся ярости по поводу Д. Трампа. Это может означать организацию многочисленных шумных расследований всех сторон деятельности президента, в том числе и в бытность его предпринимателем.
Это был бы крайне вредный для самих демократов способ поведения.
Во-первых, расследования бессмысленны, поскольку с таким составом Сената никакой импичмент невозможен.
Во-вторых, пропагандистский эффект от них равен нулю. Либеральный избиратель и без всяких расследований презирает Д. Трампа и будет голосовать только за оппозицию.
А консервативный избиратель давно уже выдал президенту индульгенцию на любые преступления и злоупотребления, почитая его как своего вождя в бесконечных культурных войнах с расовыми, этническими, религиозными и прочими меньшинствами.
Сам Д. Трамп это прекрасно понимает. Ещё 24 января 2016 г. он заявил своим сторонникам на митинге в Айове: «Я могу встать посреди Пятой авеню, застрелить кого-нибудь и не потеряю ни одного голоса».
Если либеральная оппозиция пойдёт по этому пути, то неизбежно даст повод пропагандистской машине консерваторов для обвинений в использовании государственных учреждений для сведения личных счётов, в безответственности и радикализме.
По счастью, похоже, вожди либералов понимают, хотя бы отчасти, опасность такой тактики и пока сняли с повестки дня лозунг импичмента Д. Трампа.
Сейчас они склоняются к иному поведению: использовать свой контроль над нижней палатой для продвижения социально-экономических законопроектов, пользующихся очевидной поддержкой даже в консервативной части общества.
Речь идёт прежде всего о разрекламированной самим Д. Трампом, а потом им начисто забытой, разумной и прогрессивной программе модернизации транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры страны стоимостью в 1 трлн долл.
Другой возможный популярный законопроект – о сдерживании роста цен на лекарства, приобретаемые по рецепту врача.
Вполне подошли бы и пользующиеся неоспоримой народной поддержкой законопроекты о возможности бесплатного обучения в государственных колледжах и университетах для студентов из бедных семей. А также о повышении федерального минимума зарплаты, остающегося неизменным с 2009 г. (В 2016 г. Д. Трамп сам обещал его повысить, но так пальцем о палец и не ударил).
Неважно, как отреагируют на них Сенат и президент. Либералы выигрывают в любом случае. Если консерваторы их поддержат, то отлично, ведь будет сделано полезное дело для страны.
А отвергнут или замотают, значит, лишний раз разоблачат свою антинародную сущность и укрепят позиции либералов накануне всеобщих выборов 2020 г.

Президентская гонка 2020 года
По традиции президентская гонка начинается на следующий день после промежуточных выборов. Совсем скоро начнётся полоса выдвижения кандидатов в президенты от оппозиции.
Что можно сейчас сказать о перспективах этой борьбы?
Точно известны две вещи.
Во-первых, кандидатом консерваторов будет Д. Трамп. Эти выборы доказали, что он по-прежнему безумно популярен в консервативной среде. У республиканцев нет более популярного политика, способного вдохновить традиционный электорат партии.
Д. Трампа ни в коем случае нельзя сбрасывать со счётов. Он вполне способен победить. Тем более что американская политическая система позволяет, благодаря Коллегии выборщиков, стать президентом, даже проиграв народное голосование (как это было с Джорджем Бушем-младшим в 2000 г. и с самим Д. Трампом в 2016 г.).
Во-вторых, Д. Трамп точно не станет организатором какой-нибудь непопулярной сухопутной военной авантюры за рубежом. Он слишком хорошо чувствует, что в американском обществе после войн Дж. Буша-младшего (2001-2009) надолго утвердились антивоенные настроения.
А остальное пока мы предсказать не можем.
Главный вопрос: какова будет экономическая конъюнктура к выборам 2020 года? Продолжится ли нынешний бум?
Многие экономисты говорят, что торговые войны Д. Трампа могут закончиться мировым кризисом. Но когда он разразится? До выборов или после? Здесь мы можем пока только гадать.
Ещё один вопрос: кто будет соперником Д. Трампа от либералов?
Сможет ли этот человек стать противоядием блистательной лжи и мощной демагогии Д. Трампа?
Сможет ли он (или она) быть убедительным не только для своих традиционных сторонников из либерального лагеря, но и для людей консервативных убеждений? Достучаться до их умов и сердец?
Эти вопросы крайне важны, поскольку, опираясь только на либеральные бастионы, победить невозможно. Необходимо побеждать и в колеблющихся штатах.
Сейчас у демократов нет очевидного кандидата. Похоже, что на старт президентской гонки выйдут толпы либеральных политиков.
Вполне возможно, что имя кандидата станет известно только на съезде Демократической партии в середине июля 2020 года.
Михаил Зелёв,
кандидат исторических наук

Прочитано 875 раз

Поиск по сайту