Самое читаемое в номере

Бразилия выбрасывает коричневый флаг

A A A

28 октября в 209-миллионной Бразилии пройдёт 2-й тур президентских выборов. Рассказывает обозреватель «Улицы Московской» Михаил Зелёв.

Прошедший 7 октября 1-й тур потряс основы бразильской политической системы.
Избиратели стёрли в порошок один из её столпов – леволиберальную Партию бразильской социал-демократии. Её кандидат Жералду Алкмин получил всего 4% голосов.
Фернанду Хаддад, кандидат от правившей в 2003-2016 годах умеренной социалистической Партии трудящихся, вышел во 2-й тур, получив 29% голосов.
Сиру Гомеш, кандидат от радикальной социалистической Демократической рабочей партии, набрал 17% голосов.
Но главной сенсацией стал огромный отрыв в 1-м туре Жаира Больсонаро, кандидата от националистической Социал-либеральной партии. Он завоевал 46% голосов. Согласно последним опросам, нет никаких оснований сомневаться, что именно он и будет избран президентом 28 октября.

Что же происходит с Бразилией?
Разворот Бразилии от импортозамещающей к экспортоориентированной индустриализации произошёл в 1968-1969 годах и тесно связан с именем прогрессивного военного диктатора Эмилиу Медичи (1969-1974).
Настоящего расцвета эта политика достигла при леволиберальном президенте Фернанду Кардозу (1995-2002).
В 2000-2001 годах доля продукции машиностроения в национальном экспорте равнялась 27%. Тогда бразильцы могли с гордостью заявлять, что почти 6% их экспорта приходятся на самолёты.
Но всё испортил приход к власти в 2003 г. умеренных социалистов.
Я был одним из многих, кто рукоплескал реформам социалистических президентов Луижа да Силвы (2003-2010) и Дилмы Русевой (2011-2016) по выводу из бедности и нищеты десятков миллионов бразильцев, по расширению их доступа к высококачественным образованию и здравоохранению. И это была правильная политика.
Проблема была в другом. Социалисты никогда не понимали, что экспортоориентированная индустриализация – это единственная возможность для страны вырваться в развитый мир.
При них серьёзная промышленная политика просто исчезла. Фактически они отдали вопрос об отраслевой структуре народного хозяйства на откуп свободной игре рыночных сил. И те сыграли с Бразилией злую шутку.
Первые десять лет правления социалистов (за исключением 2008-2009 годов) совпали с бурным ростом мировых цен на продукцию сельского хозяйства, минеральное сырьё и энергоносители. Бразилия начала стремительно наращивать долю этих статей в своём экспорте.
А обрабатывающая промышленность тем временем хирела и лишалась конкурентоспособности. К 2011 г. доля машиностроения в экспорте упала до 15%.
Правда, в условиях бума аграрного и сырьевого экспорта на это мало кто обращал внимание. Нация тогда просто купалась в благополучии.
Гром грянул в 2014 г. После падения мировых цен на продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности обрушились и экспортные доходы Бразилии.
И тут выяснилось, что за прошедшие 10 лет конкурентоспособность обрабатывающих отраслей оказалась сильно подорвана, а её восстановление требует долгой кропотливой работы.
Падение экспортных доходов повергло страну в самый тяжёлый в её истории экономический кризис. ВВП безостановочно падал 11 кварталов подряд. Безработица взметнулась до 13% (до кризиса – 6%).
Бразильская оппозиция постаралась под первым попавшимся (пусть и нелепым) предлогом отстранить социалистов от власти. В 2016 г.  Д. Русевой был объявлен импичмент. Власть перешла к вице-президенту консерватору Мигелу Темеру (2016-2018).
М. Темер немало содействовал повышению конкурентоспособности бразильской промышленности, пойдя на глубокую либерализацию рынка труда.
Но у правых во всём мире свои собственные безумства. Придя к власти, они начинают – нужно это или нет – сокращать государственные расходы. Это уже превратилось в какой-то рефлекс.
Как раз в Бразилии никакой нужды в такой политике не было. Финансовая система находилась во вполне приличном состоянии для страны, оказавшейся в столь глубоком кризисе.
Тем не менее новый президент начал с яростью бороться с несуществующими проблемами, проводя жесточайшую фискальную политику.
Он даже добился принятия в декабре 2016 г. поправки к конституции, запрещающей увеличение государственных расходов вплоть до 2024 г.
Итогом его деятельности стал переход спада в стагнацию. Рост ВВП возобновился, но его годовые темпы равны жалкому 1%. Безработица остаётся на 12-процентной отметке. По конкурентоспособности страна отброшена далеко назад по сравнению с эпохой Ф. Кардозу. В 2016 г. доля продукции машиностроения в экспорте составила всего 20% (в России в 2017 г. – 7%).
Никакого сокращения отставания Бразилии от развитых стран не происходит. Если в 2001 г. она отставала от Израиля (самой бедной из развитых стран) по ВВП на душу населения, рассчитанному по паритету покупательной способности, в 2,23 раза, то в 2017 г. – в 2,32 раза.
Бразилия остаётся середняком среди новых индустриальных стран, и пока никаких перспектив её скорого выхода на финишную прямую модернизации не просматривается.
Общественная атмосфера в стране отравлена глубоким разложением правящих кругов. Коррупционные скандалы носят повальный характер.
Символом разложения правящей элиты стал бывший президент-социалист Л. да Силва, отбывающий длительный тюремный срок за коррупцию.
Уровень нравственности и духовности катастрофически низок.
По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в 2016 г. в стране на 100 тысяч населения было совершено 29,53 умышленных убийств (в Китае – 0,62; в Германии – 1,18; в Канаде – 1,68; в США – 5,35; в России – 10,82; в Сальвадоре – 82,84).
Бразильцы режут друг друга от души. 6 сентября это на себе испытал сам Ж. Больсонаро, когда его чуть не убили, пырнув ножом в живот во время общения с избирателями в Жуиж-ди-Форе.
Неудивительно, что народ теряет доверие к старым политическим силам и тянется к твёрдой руке. И кандидат на эту роль есть.

Капитан Больсонаро
63-летний Ж. Больсонаро 17 лет отдал службе в армии. Большая часть его военной карьеры пришлась на период прогрессивной военной диктатуры (1964-1985), сотворившей «бразильское чудо» 1969-1985 годов. Восхищение идеей прогрессивной диктатуры военных он пронёс через всю свою жизнь.
После ухода в отставку в 1988 г. в звании капитана занялся политической деятельностью. С 1989 г. 7 раз избирался в Палату депутатов Национального конгресса.
brazil bolsonaroЖаир Больсонаро


Ж. Больсонаро – социальный консерватор. Он сторонник традиционной семьи, противник абортов и равной платы за труд для мужчин и женщин. Откровенный расист. Противник квот по расовому признаку. Выступает против отделения церкви от государства. Сторонник введения смертной казни.
Решительный противник иммиграции из Африки и с Ближнего Востока. Сторонник самых тесных отношений с США.
Предлагает решить проблему преступности за счёт предоставления полиции лицензии на внесудебные расправы.
Судя по всему, с его приходом к власти Бразилию ждёт настоящая бойня, которая во много раз перекроет ту, что организована в последние два года по указанию президента Родриго Дутерте на улицах филиппинских городов.
Ж. Больсонаро – новообращённый фундаменталист-рыночник. Он выступает за полную приватизацию государственных компаний, за упрощение налоговой системы путём замены большинства налогов НДС, за урезание социальных расходов, за повышение пенсионного возраста.
По сути дела, он собирается продолжить в более жёсткой и решительной форме курс уходящего президента-консерватора М. Темера.
Экономическая программа Ж. Больсонаро вызвала прилив энтузиазма у представителей промышленной буржуазии. Впрочем, это неудивительно.
Удивительно другое. Рабочие и мелкая буржуазия настолько восхищены плохо скрываемым презрением Ж. Больсонаро к демократии, его обещаниями навести порядок железной рукой и разделаться со старой коррумпированной элитой, его грубым, казарменным языком, что пока готовы мириться даже с его жёсткой экономической программой.

Профессор-социалист
Во 2-м туре националисту Ж. Больсонаро будет противостоять 55-летний умеренный социалист Ф. Хаддад. Он родился в семье торговца арабского происхождения. Профессор экономики и политологии Университета Сау-Паулу. Впрочем, большая часть его карьеры связана с государственной службой.
В 2005-2012 годах работал министром образования в правительствах Л. да Силвы и Д. Русевой. Много сделал для развития отрасли, для облегчения поступления выходцев из низов в университеты. Назначал их ректоров не по принципу политической лояльности, а по принципу компетентности.
brazil haddadФернанду Хаддад


В 2012 г. был избран префектом 12-миллионного Сау-Паулу. Неплохо управлял городом, сумев увеличить его привлекательность для инвесторов. Немало содействовал развитию пешеходной и велосипедной инфраструктуры, чем, впрочем, вызвал ярость автомобилистов. Мощные протесты вызвало и его решение о повышении тарифов на проезд в автобусах. На выборах 2016 года горожане вышвырнули Ф. Хаддада из ратуши.
1-й тур показал, что избиратели хорошо помнят, какая партия довела страну до нынешнего тяжелейшего кризиса. Поэтому сейчас Ф. Хаддад сдвинулся вправо. Он демонстративно прекратил посещения своего бывшего шефа Л. да Силвы в тюрьме и отказался от красного цвета в агитационных материалах.
Теперь он публично признаёт былые ошибки Партии трудящихся и обещает проводить разумную экономическую политику.
Его последняя надежда связана с попыткой выкурить Ж. Больсонаро на теледебаты. Он заявил, что готов провести их даже в больнице.
Но Ж. Больсонаро увиливает от прямой дискуссии, ссылаясь на рану, и на всех парусах несётся к победе.
Михаил Зелёв,
кандидат исторических наук

Прочитано 778 раз

Поиск по сайту