Самое читаемое в номере

Тайна личности Константина Норкина

A A A

8 августа пензенскому художнику Константину Норкину исполнилось 60 лет.

norkin mКонстантин Норкин – очень загадочная персона.
Как и его брат Виктор, Константин Норкин посвятил жизнь творчеству.
Как и брат, художник пишет сюрреалистичные картины, напоминающие сказку или сон.
Но если тайну творчества Виктора Норкина можно хотя бы попытаться разгадать, то ключик к картинам и душе его старшего брата, кажется, не дано подобрать никому.
На застольях в доме Норкиных, где мне приходилось бывать, Константин всегда был задумчив и немногословен. Сидя за общим столом, он продолжал оставаться недосягаемым, как будто находился в двух измерениях одновременно. Может быть, так оно и было: не зря о творческих людях говорят, что они «не от мира сего».
Может быть, Константин Норкин действительно проживает две параллельные жизни: художника и обычного человека. Так или иначе, в честь 60-летия он согласился приоткрыть завесу тайны, позволив мне украдкой взглянуть на обе его ипостаси.

 

Человек
Константин Норкин родился 8 августа 1958 г. В детстве учился в школе № 12 и имел талант к черчению, который заметил учитель рисования. По его совету юноша поступил в архитектурно-строительный институт, где два года учился на архитектора. После 2-го курса он заболел, взял академический отпуск и больше в институт не вернулся – поступил в художественное училище на декоративно-оформительское отделение.
Учиться Константину Норкину нравилось. Он с теплотой вспоминает яркие моменты студенческих лет, вроде дружеских посиделок с членами пензенской творческой тусовки в мастерских у преподавателей. Однако, как бы не были прекрасны студенческие годы, они имеют свойство заканчиваться: в 1980 г. Константин покинул свою альма-матер и вступил во взрослую жизнь, полностью погрузившись в работу.
На протяжении 5 лет вместе с одногруппником Славой Кузнецовым Норкин-старший ездил по области и зарабатывал деньги: оформлял «красные уголки» в колхозах и совхозах, декорировал конференц-залы и школы.
Когда было свободное время, писал этюды. По словам художника, такая работа его вполне устраивала: «любое художественное творчество, пусть и связанное с политической агитацией», доставляет ему радость.
В 1985 г. Константин Норкин устроился художником во «Вторчермет». Там он проработал 7 лет. Занимался оформительской деятельностью: теми же «красными уголками», нанесением номеров на борта машин, написанием объявлений. В свободное время все также писал эскизы и картины.
В 1992 г. художнику довелось попробовать себя в роли преподавателя художественной школы № 1. В этой роли Константин Норкин проработал 2,5 года. «Больше не осилил», – признается он.
После короткого периода преподавания Константин Норкин вплотную занялся написанием картин, параллельно вливаясь в выставочную деятельность. В этом ему помогли участники творческого объединения «Зеркало», к которому художник присоединился в 1988 г., после областной художественной выставки, посвященной 70-летию комсомола.
Однако в 1996 г. в здании на Кирова, 15, где находились мастерские «Зеркала», случился пожар, и объединение прекратило свое существование.
В 2000 г. в Тольятти, в галерее «Меандр», состоялась персональная выставка Константина Норкина. Художник и сейчас продолжает творческую деятельность. Его работы находятся в Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Лондоне и других городах.

norkin
Художник
Если с «человеческим лицом» Константина Норкина все более-менее ясно, то его творчество покрыто туманом. Буквально. На всех картинах художника присутствует этакая вуаль: изображение покрывают белые, реже – цветные точки. Сам Константин Норкин не дает им точного определения: по его словам, «вуаль» может быть «и туманом, и снегом, и пеленой времени».
На мой взгляд, точки выполняют практическую задачу: создают преграду между зрителем и сказочным миром на картине, защищая его от вторжения суровой реальности. Как бы то ни было, этот художественный прием однозначно добавляет произведениям Константина Норкина загадочности.
Главным действующим лицом картин, как правило, выступает природа: здесь и реки, и горы, и небо. Самые частые гости полотен художника – деревья и медведи. Константин Норкин не скрывает, что ассоциирует себя с этим животным; больше того – порой он лично присутствует на картинах в виде медвежьей тени.
norkin2А вот что символизируют лесные чащи для художника, сказать трудно.
Быть может, единение с природой – в конце концов, где, как не в дремучем лесу, место медведю? Однако меня при взгляде на «древесные» полотна Константина Норкина не оставляет чувство беспросветного одиночества: такого, какое современный человек может испытать, пожалуй, только в лесной чаще.
Кстати, о людях. Кто редко встречается на картинах художника, так это они. Людей почти нет в сказочном мире Норкина-старшего: если они и забредают туда, то имеют мало общего с реальными прообразами, превращаясь в сказочных существ.
Иногда сказка на полотнах Константина Норкина приобретает трагические оттенки. В нескольких его работах затрагивается тема смерти: человеческая фигура на снегу, проткнутая веткой ели, маленький зайчик, на которого наступил слон. Несмотря на кажущуюся наивность, эти образы находят отклик в душе, потому что отражают повседневную жизнь.
Например, глядя на задавленного зайчика, Константин Норкин говорит: «Такое бывает. Не заметили тебя, наступили. Что ж поделать».
И ты понимаешь, что сюжеты его картин пусть и сказочны, но прожиты и прочувствованы сполна.
Даже после интервью и знакомства с его творчеством я не могу сказать, где пролегает граница между человеческой и творческой, реальной и сказочной ипостасями Константина Норкина.
Но в одном я могу быть уверена. Константин Норкин – очень загадочная персона.

Прочитано 1415 раз

Поиск по сайту