Самое читаемое в номере

Республика Безнадёжность

A A A

17 июня в 49-миллионной Колумбии пройдёт второй тур президентских выборов. Рассказывает обозреватель «Улицы Московской» Михаил Зелёв.

Колумбия – это безнадёжно деградирующая экспортно-сырьевая страна. На долю продукции машиностроения здесь приходится всего 4% экспорта (в России – 7%). Его основные статьи – это нефть, уголь и золото.
По ВВП на душу населения, рассчитанному по паритету покупательной способности, Колумбия расположилась между Ираком и Перу.
Колумбия относится к немногочисленной группе экспортно-сырьевых стран, где существуют устойчивые демократические режимы с регулярной сменяемостью партий у власти. Последнего диктатора здесь свергли ещё в 1957 г. Впрочем, длительное существование в Колумбии демократии никак не остановило деградацию этой страны.
Визитной карточкой Колумбии является не прекращающаяся уже более 50 лет партизанская война.
Аграрная реформа 1960-начала 1970-х годов практически не задела помещичье землевладение. Крестьянские наделы увеличивались лишь за счёт государственного земельного фонда.
Колумбийское крестьянство, оказавшись не в состоянии использовать для решения своих проблем демократические институты и найти себе партнёров по социальной коалиции в городе, взяло ещё в 1964 г. курс на партизанскую борьбу за «чёрный передел». Главной партизанской армией стали Революционные вооружённые силы (ФАРК).
Повстанцам противостояли не только правительственные войска, но и «эскадроны смерти», создававшиеся латифундистами и наркобаронами.
Война унесла жизни 218 тыс. человек, а ещё 5,5 млн превратила в беженцев, однако проблема крестьянского малоземелья за это время лишь ещё более обострилась.
Как показала сельскохозяйственная перепись 2014 г., если в 1960 г. на долю хозяйств площадью более 500 га приходилось 40% пахотных угодий, то в 2014 г. – 77%. При этом доля таких хозяйств в общей численности сельскохозяйственных предприятий составляет всего 0,4%.
Любопытно, что в крупнейших латифундиях (свыше 1 тыс. га) по назначению используется в среднем лишь 28% угодий. Остальные земли пустуют и зарастают лесом.
Масла в огонь партизанской войны постоянно подливает специализация Колумбии на выращивании коки.
По оценке Управления ООН по наркотикам и преступности, годовой объём продаж кокаина на нашей планете равен 10 млрд долл. При этом 43% поставок этого наркотика приходится на Колумбию.
В 1980 начале 1990-х годов специалисты оценивали вклад этой отрасли в ВВП Колумбии в 10%. Так что наркоторговля способствовала заметному росту благосостояния колумбийцев.
За годы решительной борьбы с наркомафией в 1990-2000-е годы, на которую правительство Колумбии пошло под давлением Вашингтона и при его финансовой и технической поддержке, доля производства кокаина упала, по оценке специалистов, до 2,5% ВВП.
Но наркоторговля остаётся по-прежнему крайне прибыльным бизнесом. Не остаются в стороне от него и повстанцы из ФАРК и других группировок. По оценке правительства, с 1995 г. по 2014 г. ФАРК заработала на производстве и транспортировке кокаина почти 23 млрд долл.
Уходящий умеренно-консервативный президент Хуан Сантос Кальдерон (2010-2018) впервые попытался комплексно подойти к решению проблем партизанской борьбы, земельной реформы и наркоторговли.
В 2016 г. он заключил соглашение с повстанцами из ФАРК. Оно предусматривает не только амнистию и гарантии их участия в политической жизни в обмен на разоружение (такое бывало и раньше), но и проведение умеренной аграрной реформы и экономическое стимулирование крестьянства к отказу от выращивания коки.
Предусматриваются частичная экспроприация и передача малоземельным и безземельным незаконно захваченных или не используемых помещиками земель, защита крестьянских владений от посягательств латифундистов и программы массированной помощи деревне кредитами, инфраструктурными проектами, субсидиями, технической и маркетинговой поддержкой.
Насколько реалистично это соглашение?
В Колумбии стали меньше стрелять и убивать. Но на этом успехи пока заканчиваются. За 2 года, прошедших после его подписания, посевы коки выросли в 1,5 раза, а на место наркоповстанцев, сложивших оружие, приходят новые кадры. Да и значительная часть ФАРК отказалась поддержать соглашение и капитулировать.
Неудивительно, что политика Х. Сантоса Кальдерона вызвала резкую критику как со стороны правящих классов, так и со стороны левой оппозиции, что привело к полному провалу умеренных консерваторов в 1-м туре президентских выборов 27 мая. Их кандидат, бывший вице-президент Херман Варгас Льерас набрал всего 9% голосов. Кандидат зелёных Серхио Фахардо Вальдеррама получил 23%.
Во 2-й тур вышли два непримиримых противника: 41-летний бывший сенатор Хуан Дуке Маркес от крайне консервативного Демократического центра (39%) и 58-летний бывший алькальд Боготы Густаво Петро Уррего от социалистического Прогрессивного движения (25%).
markesКандидат элиты

 

Х. Дуке Маркес – плоть от плоти, кровь от крови правящего класса Колумбии.
Он родился в семье крупного буржуа и политика-либерала Хуана Дуке Эскобара, которому довелось поработать и министром шахт и энергетики, и губернатором ключевого департамента Антьокии.
Х. Дуке Маркес получил образование в области хозяйственного права и управления в университетах Колумбии и США. 11 лет (2001-2012) провёл в Вашингтоне, где работал международным чиновником в Межамериканском банке.
Вернувшись в Колумбию, был избран сенатором. Его взял под опеку бывший крайне консервативный президент Альваро Урибе Велес (2002-2010), который является самым яростным критиком соглашения с повстанцами, которое заключил его преемник.
Х. Дуке Маркес – выразитель позиции той части правящего класса Колумбии, что недовольна соглашением с повстанцами. Значительную часть его приверженцев составляют помещики, не желающие ни под каким видом соглашаться на аграрную реформу.
Х. Дуке Маркес не сможет разорвать соглашение, но у него будет достаточно полномочий, чтобы торпедировать его реализацию. В случае его победы ни о каких переговорах с продолжающими сражаться группировками партизан не может быть и речи.
Х. Дуке Маркес опирается также на ненависть и презрение к повстанцам со стороны многих горожан. Они не могут простить бывшим партизанам многочисленных жертв организованного ими террора и смириться с тем, что их вожди, нажившие огромные состояния на наркоторговле, не понесут никакого наказания.
На руку Х. Дуке Маркесу играет и безразличие значительной части горожан к проблемам крестьянства (в городах Колумбии живёт более трёх четвертей населения), и панический страх многих обывателей перед приходом к власти социалистов, которые никогда не правили этой страной.
Колумбийцы с ужасом смотрят на соседнюю сырьевую Венесуэлу, которую левые довели до полной социально-экономической катастрофы, и боятся повторения такого же сценария в своей стране.


 Судьба партизана
Г. Петро Уррего является полной противоположностью своему сопернику. Он родился в крестьянской семье и в 17 лет, будучи студентом колледжа, влился в ряды повстанцев из Движения 17 апреля. Ко второй половине 1980-х годов он продвинулся в руководство этой группировки и принял активное участие в её переговорах о сдаче.
urregoПосле подписания соглашения, в 1991-1994 годах, был членом Палаты депутатов по квоте для капитулировавших повстанцев. В 1990-е годы получает высшее экономическое образование и даже докторскую степень в области государственного управления от одного из испанских университетов.
В 1998 г. избирается в Палату депутатов, а в 2006 г. становится сенатором. Работая в парламенте, прославился яростным обличением ведшего непримиримую борьбу с наркоторговлей правительства А. Урибе Велеса. Он обвинил и военных, и самого президента в связях с наркомафией.
В 2011 г. был избран на 4 года алькальдом 7-миллионной Боготы. Среди его достижений во главе столицы – снижение уровня преступности, организация реабилитации наркоманов, разработка планов строительства метро.
Социалист Г. Петро Уррего поддерживает соглашение с ФАРК и намерен пойти ещё дальше в проведении земельной реформы. Он собирается сделать невыгодным для латифундистов владение неиспользуемыми по назначению сельскохозяйственными угодьями, резко повысив на них налоги. Он рассчитывает, что помещики тогда будут вынуждены распродавать пустующие земли, что позволит обеспечить землёй крестьян.
Одна из новаторских идей Г. Петро Уррего – это уход Колумбии от зависимости от экспорта нефти и угля. Но как он собирается это сделать, понять невозможно.
Скорее всего, это просто красивый лозунг. Во всяком случае, об экспортоориентированной индустриализации кандидат ничего не говорит. Да и сомнительно, что колумбийцы променяют сладкую экспортно-сырьевую деградацию на мучительно трудный путь модернизации. Для этого в этой стране просто не существует социальной базы.
Однако, даже если Г. Петро Уррего станет президентом, он будет связан по рукам и ногам консервативно-либеральным большинством в парламенте и вряд ли сможет провести какие бы то ни было реформы.
По данным последних опросов общественного мнения, лидирует Х. Дуке Маркес. Он набирает 50-57% голосов.
Но кто бы ни стал президентом Колумбии, можно уверенно предсказать, что деградация этой страны будет неуклонно продолжаться.
Михаил Зелёв,
кандидат исторических наук

Прочитано 756 раз

Поиск по сайту