Самое читаемое в номере

Летопись безумного президентства

A A A

Дональд Трамп вышел на тропу торговой войны. Рассказывает обозреватель «Улицы Московской» Михаил Зелёв.

trump
Американские консерваторы и их безумный вождь Дональд Трамп продолжают наносить всё новые и новые удары по экономике своей страны.
Сначала они попытались уничтожить реформу здравоохранения Барака Обамы (2009-2017). Это было делом чести, ведь речь шла о самой выдающейся части наследия одного из самых ненавистных в консервативной среде либеральных президентов.
Но кавалерийским наскоком сделать это не удалось. Внезапно консерваторы обнаружили, что американский избиратель очень доволен реформой и совершенно не собирается расставаться с этим важнейшим социальным завоеванием.
Тогда они тихой сапой выдернули один из краеугольных камней реформы – требование о всеобщем обязательном медицинском страховании. Это решение вступит в силу в 2019 г. С замиранием сердца Америка ждёт последствий этого разрушительного шага.
Потом консерваторы обратились к своей излюбленной теме снижения налогов на богатых. В исповедуемой ими антинаучной теории экономики предложения говорится, что решение любой экономической проблемы требует снижения налогов и дерегулирования.
Экономическая история США многократно опровергала этот бред. Да и до налоговой контрреформы экономика, преодолевшая под мудрым руководством президента
Б. Обамы и председателей ФРС Бена Бернанке и Джэнет Йеллен последствия самого тяжёлого после Великой депрессии кризиса, развивалась вполне успешно.
Достаточно вспомнить, что в 2016 г. реальный медианный доход американских домохозяйств достиг исторического максимума, побив рекорд 1999 г., а безработица упала до 4%. Но такие аргументы никогда не останавливали консерваторов.
Результаты контрреформы скажутся не сразу. В полной мере ее последствия станут понятны к середине 2020-х годов. Подобно снижению налогов на богатых Джорджем Бушем-младшим (2001-2009), эта контрреформа вполне способна стать причиной нового тяжёлого экономического кризиса.
А тем временем Д. Трамп метнул новую бомбу в американскую и мировую экономику, развязав торговую войну.

Протекционизм Дональда Трампа
К чести правящей Республиканской партии надо отметить, что после Второй мировой войны она в основном была сторонницей фритредерства. Новый протекционистский курс Америки – это результат личного безумия президента.
Д. Трамп – первый хозяин Белого дома со времён Герберта Гувера (1929-1933), исповедующий протекционистские взгляды.
Ещё ведя предвыборную кампанию в 2016 г., он называл ВТО «бедствием».
Став президентом, он отозвал подпись США под Транстихоокеанским партнёрством, исключив свою страну из участия в одном из крупнейших торговых соглашений современности. Д. Трамп не раз говорил о намерении покончить с Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), в которое, кроме США, входят Мексика и Канада.
В этом году он решил приступить уже к полноценной торговой войне. «Торговые войны – это здорово. В них легко добиться победы», – заявил Д. Трамп.
В январе президент резко взвинтил ввозные пошлины на солнечные батареи и стиральные машинки, нанеся удар по Китаю и Южной Корее.
В марте мировую экономику ждали ещё два сильных потрясения.
8 марта Д. Трамп резко поднял ввозные пошлины на сталь (до 25%) и алюминий (до 10%). Правда, через несколько дней он немного сдал назад, изъяв из-под действия новых тарифов импорт из ЕС, Бразилии, Аргентины, Южной Кореи и Австралии.
Этот шаг наносит тяжёлый ущерб по американской и мировой экономике.
Повышение импортных тарифов означает резкий рост цен на сталь и алюминий на внутреннем рынке. Естественным следствием этого будет повышение цен на продукцию тех отраслей, что потребляют эти металлы. В результате снизится их конкурентоспособность.
Экономисты подсчитали, что в США в отраслях, потребляющих сталь, работает в 80 раз больше рабочих, чем в чёрной металлургии. Потеря ими конкурентоспособности может привести к увольнению до 150 тыс. человек. Но так далеко Д. Трамп не заглядывает. Возможно, он просто желал помочь металлургам в борьбе с иностранными конкурентами, но, будучи человеком невежественным и близоруким, нанёс удар по огромному сектору американской обрабатывающей промышленности.
С алюминием ситуация ещё занятнее. Дело в том, что в США просто физически не существует производственных мощностей, которые позволили бы удовлетворить весь внутренний спрос на этот металл. То есть с самого начала было понятно, что в любом случае американским потребителям придётся покупать подорожавший благодаря президенту импортный алюминий.
Среди главных пострадавших от этого шага – Турция, Швейцария, Норвегия, Китай, Япония, Индия, Индонезия, Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Израиль, Казахстан, Южная Африка, Колумбия, Венесуэла, Чили, Доминиканская Республика.
Огромный урон понесёт и Россия. В 2016 г. на долю России пришлось 16% американского импорта первичного алюминия, 32% импорта стальных полуфабрикатов (чушки, болванки, плиты, заготовки) и 5% импорта ферросплавов.
После этой выходки администрацию Д. Трампа покинул председатель Национального экономического совета (т. е. главный экономический советник президента) Гэри Кон. Это был последний сторонник свободной торговли в правительстве. Теперь там остались одни протекционисты.
Но Д. Трамп не удовлетворился нанесённым стране ущербом. 22 марта он обложил различные китайские товары дополнительными ввозными пошлинами на сумму в 50 млрд долл. в год, оправдав это тем, что Китай прибегает к нечестным методам конкурентной борьбы (воровство интеллектуальной собственности; субсидирование своей обрабатывающей промышленности). Напомню, что в 2016 г. весь товарный импорт из Китая в США составил 482 млрд долл.
Обвинения в адрес Китая справедливы, но применённое Д. Трампом лекарство вполне может оказаться хуже болезни и ударить совсем не по Китаю.
Дело в том, что вклад китайцев в цену какого-нибудь смартфона с клеймом «Сделано в Китае» может составлять всего несколько процентов. Большая часть его стоимости может приходиться на комплектующие, произведённые, например, в Японии или Южной Корее. Так что вполне может получиться так, что основными пострадавшими от мер Д. Трампа окажутся американские союзники, а вовсе не Китай.
Я уже не говорю про удар по американским потребителям, которые вполне могут столкнуться с повышением цен на товары и сокращением своих реальных доходов, и про возможные ответные шаги американских торговых партнёров.

Как мыслит Трамп
Попробуем понять логику президента, мечущего бомбы в мировую экономику.
Д. Трамп глубоко невежествен. Он никогда не читал учебников по мировой экономике и далёк от интересов высокотехнологичных отраслей. Его представления об этой теме почерпнуты из просмотра оболванивающих рядовых избирателей передач консервативных телеканалов, вроде Fox News.
Идеи Д. Трампа из области внешней торговли основаны на глубоко ложном положении о том, что здесь возможна лишь игра с нулевой суммой: если одна сторона выигрывает, то другая обязательно проигрывает.
Критерием выигрыша и проигрыша для Д. Трампа служит платёжный баланс. Если у страны наблюдается дефицит платёжного баланса, значит, она проигрывает в международной торговле, и наоборот. Это отзвуки давно отживших свой век экономических доктрин, вроде меркантилизма.
Д. Трамп подбирает своё окружение не по принципу компетентности, а по степени готовности поддакивать президенту в его безумных затеях. Именно так председателем Национального совета по торговле (т. е. главным советником Д. Трампа по торговым вопросам) стал доктор Питер Наварро.
68-летний П. Наварро обладает взглядами, довольно сильно отличающимися от общепринятых
в современной науке. Так бывает. Учёный вполне может быть неправ. Ошибки и заблуждения в этом случае преодолеваются с помощью старой доброй научной критики.
Проблема в том, что Д. Трамп не собирается выслушивать многочисленных критиков П. Наварро
из академической среды. Для него имеет значение лишь то мнение, что совпадает с его собственным.
Многие безумные идеи Д. Трампа – это пересказ бредней П. Наварро. Например, Д. Трамп часто обвиняет ЕС – одно из самых либеральных в области внешней торговли народных хозяйств – в чудовищных импортных тарифах.
Что имеется в виду?
Дело в том, что П. Наварро почему-то рассматривает НДС как протекционистский барьер.
В США нет НДС, а в Германии он равен 19%. Значит, по мнению П. Наварро и Д. Трампа, это несправедливый заградительный барьер против доступа американских товаров на рынок Германии и в целом ЕС.
Но НДС в Германии начисляется на все товары независимо от страны происхождения: как на американские, так и на немецкие. Поэтому его никак нельзя считать протекционистским барьером.
Но таков теперь уровень понимания проблем и качества принимаемых решений в самом центре современного миропорядка.
8 марта в интервью Bloomberg П. Наварро разоткровенничался: «Моя задача… как экономиста – попытаться подыскать аналитическую основу, которая подтверждала бы его [Трампа] интуицию. А интуиция никогда его не подводит в таких делах».
То есть речь идёт об элементарном подхалимстве, которое стало залогом выживания министров и советников в правительстве
Д. Трампа. В экономической команде президента людей, готовых говорить правду своему начальнику, после ухода Г. Кона уже совсем не осталось.

Что дальше?
Д. Трамп бьёт в самое сердце той мировой системы, что сложилась после Второй мировой войны и обеспечила колоссальный прогресс человечества.
Те, кто понимает весь ужас происходящего, уповают лишь на то, что кто-нибудь из его окружения сможет переключить внимание
хозяина Белого дома с внешней торговли на какую-нибудь иную тему, где он не сможет нанести столь значительного ущерба своей стране.
Но сбить президента с этого курса непросто. Внешняя торговля – это та область, где он вынашивал свои безумные взгляды особенно долго и глубоко уверен в своей правоте.
Сейчас экономисты и предприниматели с ужасом вспоминают, что во время предвыборной кампании Д. Трамп обещал повысить импортные пошлины на все автомобили до 35%.
С содроганием деловые круги думают, что может Д. Трамп сотворить с НАФТА. Хотя здесь его полномочия сильно ограничены Конгрессом.
Пока сложно оценить весь экономический ущерб, что наносит Америке этот безумец. С уверенностью можно говорить лишь о колоссальных репутационных потерях этой страны. Их можно сравнить разве что с тем уроном, что был нанесён доверию к США во всём мире военными авантюрами, развязанными другим консерватором – Дж. Бушем-младшим.
Как ни странно, но в выигрыше от такого поведения Белого дома оказывается тот самый Китай, который Д. Трамп так стремится наказать.
Когда катастрофически утрачивается вера в надёжность Вашингтона как главного гаранта свободы мировой торговли, начинает резко возрастать авторитет Пекина на международной арене.
Китайские коммунисты с их решительной поддержкой идей глобализации и фритредерства смотрятся на фоне безумного американ-ского президента как сила, внушающая всё больше доверия.
Остаётся только надеяться, что американскому народу хватит одного срока Д. Трампа, чтобы убедиться в неэффективности его политики. Если его переизберут, то он точно доведёт Америку и человечество до кризиса, сопоставимого с тем, к которому привёл мир Дж. Буш-младший в 2008 г.
Сейчас деятельность Д. Трампа на посту президента одобряют в среднем 40-41% избирателей.
Тем временем историки, объединённые в Американскую ассоциацию политических исследований, назвали Д. Трампа худшим президентом США. Раньше они считали таковым Джеймса Бьюкенена (1857-1861), доведшего страну до гражданской войны.
Михаил Зелёв,
кандидат исторических наук

Прочитано 1215 раз

Поиск по сайту