Непейзажный формат для ахунских теремов

A A A

Кто-то восхищается фотографиями Пензы, которую мы потеряли, и душой болеет за каждый ещё сохранившийся деревянный дом. Кто-то ворчит: новое построить дешевле, чем отремонтировать эту рухлядь.
Кто-то лелеет каждый зеленый росточек. Кому-то деревья заслоняют свет в окошке, и он мечтает их спилить.
Как примирить полярные точки зрения? Как обновлять, сохраняя старину?
* * *
В редакцию газеты обратился житель Пензы Станислав Блинов в связи с обновлением санатория им. Володарского. Сегодня территория санатория в Ахунах огорожена новым глухим забором.

ahuny
Старая ограда была прозрачная и открывала красивые пейзажные виды. Сквозь неё были видны знаменитые ахунские терема. Пешеходу по ул. Спартаковской, как рассказывал Станислав Блинов, приятно было прогуливаться.
Сегодня на несколько сотен метров вдоль санатория тянется глухой серый забор. Тополя вдоль него вырублены. На противоположной стороне частные дома тоже отгораживаются глухими заборами.
Приятной пешеходную прогулку по такой улице уже не назовешь. «Конечно, – возмущается пензенец, – такую улицу только на автомобиле поскорее бы проскочить».
Ахуны всегда были курортной зоной, привлекали горожан зеленью и свежим воздухом. Наш читатель недоумевает: сегодня первые лица государства так много говорят о благоустройстве, а курортная зона в Пензе превращается в непривлекательную для пешеходов.
Терема теперь не видны снаружи, а вход в санаторий только по пропускам. Получается, памятники истории и культуры сокрыты от людских глаз.
Говоря о важности доступа к природе, Станислав Блинов процитировал великого оперного певца Марка Рейзена: «Заметьте, у нас нет ни одного хорошего певца родом из столичного города. Обязательно из провинции, где природа, воздух. Природа дает не только деревья, цветы, пшеницу, просо, но и человека. Облагораживает человека и морально, и нравственно».
Нельзя не согласиться с этим. Как и с тем, что прогулка вдоль серого глухого забора вряд ли облагораживает. Тем более что его скоро наверняка разрисуют и заклеят объявлениями.
Другая неприятная новость для тех, кто помнит новыми 9-этажные корпуса санатория им. Володарского: витражи на окнах столовой заменили пластиковыми окнами.
Автор созданных в 1980-е гг. витражей – художник Виктор Пензин, ныне живущий в Москве. Виктор Пензин не забывает родной город. К юбилею Пензы он подарил картинной галерее коллекцию икон (75 шт.).
ahuny2К юбилею Пензенского художественного училища – коллекцию русской и зарубежной графики (1200 листов). А вот созданные им часы в виде знаков зодиака на башне железнодорожного вокзала Пенза-I остались, наверное, только на фотографиях.
Станислав Блинов – один из неравнодушных жителей Пензы. Ему хотелось бы сохранить и ахунские терема, и пейзаж вокруг них, и витражи известного художника-монументалиста. Подобную активность проявляют далеко не все.
Наверное, из-за ненастной осенней погоды пешеходов на ул. Спартаковской практически не было. Те, что были, спешили по своим делам и комментарии давать не захотели.
Сергей Муштаков-Лентовский, председатель Комитета по охране памятников Пензенской области, сообщил, что комитет занимается охраной объектов недвижимости, имеющих статус объектов культурного наследия.
Ахунские терема пока только попали в реестр выявленных объектов. Чтобы присвоить им статус памятников, требуются средства для проведения обязательной экспертизы. Пока этого не случилось, говорить о доступе и прочем регулировании не приходится.
Витражи в столовой вообще не могут являться памятником истории и культуры отдельно от здания. Их сохранность зависит от позиции собственника.
* * *
Корреспондент «Улицы Московской» обратилась за комментарием к собственнику санатория – Федерации профсоюзов Пензенской области.
Валерий Сидоров, директор «Пензапрофкурорта» (учреждение по управлению профсоюзными здравницами Пензенской области), был удивлен вопросом.
По его словам, через старый дырявый забор на территорию санатория пробирались любители выпить пива и водки. И оставляли после себя кучи мусора. Через дырки проникали бродячие собаки. Все это крайне не нравилось отдыхающим.
Старые тополя у забора на территории санатория вырубили, потому что они уже представляли опасность. Часть из них просто вросла в старый забор, их пришлось выпиливать вместе с ним.
Люди, живущие напротив, по словам Валерия Сидорова, были только благодарны, потому что устали от тополиного пуха.
Директор «Пензапрофкурорта» заверил, что вдоль забора на территории санатория запланированы новые посадки. Что касается уличной стороны, то это муниципальная земля.
Валерий Сидоров признал, что регулярно придется закрашивать надписи на заборе и отдирать объявления.
Сделать глухой забор было решено для удобства отдыхающих. Многим вовсе не нравилось, что их видно «как в зоопарке». Параметры ограждения, по его словам, соответствуют нормам.
Витражи пришлось демонтировать из-за их плачевного состояния: температура в столовой зимой опускалась до 7-8 градусов тепла. Теперь руководство санатория думает, возможно ли их восстановить и использовать, например, в беседках.
Вход по пропускам необходим для обеспечения антитеррористической безопасности. По словам Валерия Сидорова, этого требует прокуратура. Но если, например, кому-то очень надо писать пейзажи с ахунскими теремами, ему выпишут пропуск.
Судьба самих ахунских теремов пока не ясна. На реставрацию надо много денег. На предложение привлечь инвестора, сделав из теремов «фишку» санатория, Валерий Сидоров вяло улыбнулся: «Давайте через газету объявление дадим».

Прочитано 2072 раз

Поиск по сайту