Как дотянуться до европейских витрин

A A A

3 августа в Пензенской областной торгово-промышленной палате прошёл традиционный семинар для предпринимателей, которые планируют заняться экспортными поставками. Докладчик из Латвии поделился секретами, как быстро и дёшево вывести свою продукцию на рынки Евросоюза.

tpp
Русские своих не бросают
Андрей Парилов относится к категории россиян, которые после распада Советского Союза остались в Прибалтике. Сегодня он живёт в Риге и руководит консалтинговой фирмой «Conformity», что в переводе с английского означает «соответствие».
«Наша фирма оказывает консалтинговые услуги производителям, которые хотят выйти со своим продуктом на рынки Евросоюза, – пояснил он предпринимателям, пришедшим на семинар. – Мы помогаем сделать первые шаги, а именно получить сертификат на соответствие российского продукта европейским стандартам. Без такого документа ваш товар просто невозможно будет продать на территории Евросоюза, и он даже не сможет пересечь границу».
Семинар в Пензенской ТПП прошёл при поддержке Министерства экономики Пензенской области. Он проводился бесплатно, и на нем присутствовало порядка 30 предпринимателей.
«Деятельность компании, которой руководит Андрей Георгиевич, направлена на то, чтобы помочь бизнесменам открыть окно в Европу», – уточнил заместитель председателя Пензенской ТПП и руководитель регионального Центра поддержки экспорта Владимир Паршин.
Европейский сертификат соответствия необходим для того, чтобы обезопасить потребителей. Вместе с тем, он помогает и самим предпринимателям, поскольку действует на территории множества государств и обеспечивает свободное передвижение товаров по всему европейскому рынку. А это значит, что разрешение на ввоз продукции в одну из стран Евросоюза автоматически даёт возможность поставлять её в десятки других. Без дополнительных испытаний и сертификатов.
На сегодняшний день в состав Евросоюза входят 28 государств с населением более 500 млн человек. Плюс Норвегия, Исландия, Лихтенштейн и ещё 6 государств-кандидатов. Итого получается сразу 37 стран, на территории которых действуют единые стандарты.
Кроме того, если ваша организация занимается производством электротехнической продукции, то европейский протокол её испытаний будет признаваться на территории 54 государств, в том числе США.
Разумеется, что получить разрешительные документы на ввоз продукции в Европу не так просто. И без помощи специалистов здесь, как правило, не обойтись. Потому что во множестве директив, регламентов и подходов запутаться очень легко.
Все стандарты находятся в закрытом доступе, и их распространением занимаются только специализированные организации. Из многолетнего опыта Андрея Парилова следует, что целесообразнее всего приобретать сертификат именно в том государстве, через которое начинаешь осваивать западный рынок.
Вместе с тем, необходимо учитывать ряд специфических моментов, в том числе языковой барьер.
«С этой точки зрения удобно обращаться туда, где говорят по-русски, – отметил Андрей Парилов. – Если вы работаете через Латвию, то в большинстве случаев можно вести переписку на русском, и вам даже помогут с оформлением документации. Хотя и бывают неприятные исключения.
В Эстонии вам, скорее всего, не ответят, поскольку после распада Советского Союза русский язык в школах был отменён, дети выросли и просто его не знают.
Если обратитесь в Швецию, то помогать с документацией никто не будет. И дело даже не в отношении к русским, а в жёсткой процедуре. Деньги с вас возьмут, но если в пакет документов закралась ошибка, то на этом всё и закончится».
«Это как у нас в министерствах», – подчеркнул кто-то из участников семинара.
Как оказалось, подготовить сертификат можно даже в Москве или Санкт-Петербурге.
«Но цены там повыше, чем в Риге», – неназойливо прорекламировал свою фирму Андрей Парилов.


Как это будет
Выступление эксперта из Латвии длилось больше двух часов. За это время он успел рассказать про основные трудности, которые подстерегают российский товар на пути к европейским витринам.
Они начинаются уже на стадии подачи документов и испытания продукта в сертифицированной лаборатории. К примеру, производитель должен сам выбрать, какой из многочисленных стандартов подходит к его продукции. Для сравнения, в Евразийском таможенном союзе такого вопроса не возникает, поскольку эксперты подбирают стандарты самостоятельно.
Основными разрешительными документами на ввоз продукта в Европу является протокол его испытаний, а также декларация соответствия.
«Причём декларацию о соответствии вы можете составить сами, потому что вы прекрасно знаете свою продукцию, и нет смысла обращаться за деньги в посредническую фирму, – пояснил Андрей Парилов. – Её смысл в том, что производитель подтверждает соответствие товара предъявляемым требованиям. Она обязательно должна присутствовать при ввозе продукции и храниться у импортёра в течение 10 лет».
Ещё одним важным документом является сертификат соответствия. Но он обязателен только в том случае, если продукция представляет собой сложное изделие и несёт потенциальный риск для здоровья потребителя.
Несмотря на единый стандарт, в странах Евросоюза всё ещё встречаются разные методы оценки.
«Надо знать, какие требования существуют в конкретной стране, и чётко следовать стандарту, – отметил Андрей Парилов. – К примеру, для поставки в Прибалтику окон и дверей достаточно пройти испытания только по трём параметрам: ветровая нагрузка, водо- и воздухонепроницаемость. Испытывать их по другим параметрам дорого и необязательно. Поэтому ориентируйтесь под конкретную страну. А не так, что сначала оформили сертификат, а потом начинаете искать рынок. Так можно потерять время и деньги».
Если поставки будут многократными, Андрей Парилов рекомендует назначить своего полномочного представителя в Евросоюзе, который возьмёт на себя функцию производителя и импортёра. Именно к нему в случае возникновения вопросов будут обращаться надзорные органы.
«Это одна из причин, по которой на этикетках не всегда указываются полные реквизиты производителя из России, – подчеркнул Андрей Парилов. – На них указывается импортёр, к кому можно придти и запросить техническую документацию на продукцию и декларацию о соответствии. Надзорные органы в принципе не интересует, кто делал продукцию. Их интересует, кто её импортировал и распространял».
Перед поставкой товара в Европу эксперт из Латвии рекомендует изучить открытую систему быстрого предупреждения потребителей РАФОС (операционная онлайн-система действует в рамках европейской политики зашиты потребителя).
«Там можно посмотреть наиболее частые замечания касаемо аналогов вашей продукции, – пояснил Андрей Парилов. – Эти данные вносятся по факту работы контрольных органов. Отсюда, например, можно узнать про изъятие из продажи клея «Момент», в котором превышено содержание хлороформа. Или об изъятии украинской игрушки, у которой слишком длинный шнур, что может вызвать удушение ребёнка. То есть существуют стандарты даже по длине шнура. В неделю таких предупреждений вносится от 30 до 50, и они поступают из самых разных стран».
По мнению Андрея Парилова, только профессиональные консалтинговые фирмы смогут выявить все эти нюансы и заранее оповестить о них производителя.
Кстати, затраты на сертификацию продукта можно возместить через Российский экспортный центр. Об этом участникам семинара рассказал Владимир Паршин.
«После того, как вы всё оплатили, можете обратиться в ТПП, и 90% затрат вам компенсируют за счёт средств федерального бюджета», – уточнил он.
«Федеральное и региональное правительства очень большое внимание уделяют развитию экспортной деятельности, – поддержал его заместитель министра экономики Пензенской области Дмитрий Полукаров, который также принимал участие в работе семинара. – Наша задача в том, чтобы построить для бизнеса максимально эффективную систему поддержки экспортной деятельности. И в этом ключе нам важно наладить обратную связь с её участниками, услышать их предложения и замечания по формам господдержки. Уверен, что если мы такую эффективную систему построим, то и результаты не заставят себя ждать».

Прочитано 1041 раз

Поиск по сайту