Самое читаемое в номере

Закон Российской Федерации об иностранных агентах не соответствует правам человека

A A A

Настоящий пресс-релиз поступил в редакцию «Улицы Московской» из Дирекции коммуникации Совета Европы. Публикуем его в аутентичном виде.
«УМ» полагает, что рано или поздно России придется привести закон об иноагентах в соответствие с международным законодательством. И весьма вероятно, что прежние решения министерства юстиции РФ о признании ряда НКО иноагентами на том основании, что они якобы получали финансирование из-за рубежа и при этом будто бы еще и политической деятельностью занимались, будут отменены.
Итак, читайте комментарии Комиссара Совета Европы по правам человека, которые 13 июля он представил в Европейский суд по правам человека в связи с группой дел, в которых оспаривается так называемый закон об иностранных агентах.


«Законодательство Российской Федерации о некоммерческих организациях не соответствует международным и европейским стандартам в области прав человека», – написал Комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс.
«Применение этого закона оказывает сдерживающий эффект на работу организаций гражданского общества в Российской Федерации и представляет собой вмешательство в права на свободу объединений и свободу выражения мнений многих некоммерческих организаций и правозащитников, иногда приводя к серьезным последствиям. Помимо проблем с обеспечением финансирования, затронутые организации и работающие в них сотрудники могут быть подвержены маргинализации, травле, преследованиям и даже физическим нападениям».
Комиссар согласен с оценкой представителей институтов по правам человека в Российской Федерации в отношении того, что применение закона об иностранных агентах по-прежнему выявляет концептуальную расплывчатость термина «политическая деятельность», как это толкуется исполнительной властью, органами прокурорского надзора, а также судебной властью.
«Деятельность, которую закон квалифицирует как «политическую», на самом деле является распространенной, основополагающей и естественной формой осуществления организациями гражданского общества своей работы, что в свою очередь является важнейшим элементом демократического общества.
Применение этого закона в отношении организаций гражданского общества, выступающих за изменения в законодательстве и практике, либо организаций, занимающихся защитой прав человека, в значительной степени ослабляет их роль стражей общественных интересов, необходимых в любом демократическом обществе».
Комиссар Муйжниекс также подчеркнул, что в соответствии с международными стандартами в области прав человека некоммерческие организации «могут свободно обращаться за финансированием и получать его, причем не только от публичных органов власти в своем собственном государстве, но и от институциональных или индивидуальных доноров, другого государства или многосторонних учреждений, с учетом ограничений, связанных исключительно с таможенными правилами, нормами обмена валюты и борьбой с отмыванием денег, а также с выборами и финансированием политических партий. Требования отчетности организаций должны устанавливаться на равной и непредвзятой основе, независимо от источников дохода».
Выступление третьей стороны представляет собой дополнительный инструмент, имеющийся у комиссара для содействия защите прав человека. Европейская конвенция о правах человека предусматривает такое участие в судебном процессе комиссара, которое в свою очередь основано на его тематической или пострановой работе.
Комментарии комиссара не содержат замечаний в отношении фактов или существа дела, но представляют собой объективную и беспристрастную информацию по тем аспектам ситуации в целом, вызывающим обеспокоенность комиссара.
Комиссар Совета Европы по правам человека является независимым должностным лицом Совета Европы, призванным способствовать осознанию и уважению прав человека в 47 государствах-членах организации. Избирается Парламентской Ассамблеей Совета Европы, настоящий комиссар, г-н Нилс Муйжниекс занимает свой пост с 1 апреля 2012 г.

Прочитано 1019 раз

Поиск по сайту