Самое читаемое в номере

Пензенские истоки Александра Немировского

A A A

В 1950 г. в Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского (ПГПИ) начали свою научно-педагогическую деятельность математик Борис Трахтенброт (1921-2016) и историк Александр Немировский (1919-2007).
Пройдут годы, и они станут выдающимися учеными, докторами наук, создателями научных школ, авторами сотен статей и монографий. О пензенском периоде жизни и деятельности Бориса Трахтенброта «УМ» уже рассказывала (№ 46 от 11декабря 2015 г. и № 37 от 7 октября 2016 г.).
Сегодня краевед Александр Волков знакомит читателей газеты с пензенскими истоками Александра Немировского.


nemirovskiy2Первая встреча
Моя первая встреча с именем историка Александра Немировского произошла на первом курсе историко-филологического факультета ПГПИ в далеком 1973 году.
Лекции по истории древнего мира нам читал Лебедев Виталий Иванович (1932-1995), а семинарские занятия проводила Кириллова Варвара Митрофановна, часто подменявшая Виталия Ивановича и на лекциях. Чтобы мы сильно не расслаблялись, она сразу сообщила, что будет присутствовать и на экзаменах, где предоставит всем студентам возможность высказаться. Прогульщиков охватила нервная дрожь, а хорошисты побежали в читальный зал готовиться к занятиям. Побежал и я, где и встретился с работами Александра Немировского.
 Выбор оказался большой: к началу 70-х годов им было уже издано около 200 трудов, куда входили статьи в журналах и энциклопедиях, монографии и учебные пособия, исторические повести и романы («Тиберий Гракх», «За столбами Мелькарта», «Слоны Ганнибала», «Пурпур и яд», «Я – легионер» и др.).
Общий тираж его произведений уже тогда перевалил за миллион экземпляров. Кроме монографий и статей Немировского в журнале «Вестник древней истории», мы могли пользоваться его работами, изданными в «Ученых записках» ПГПИ в 1954 и 1956 гг. Посвящены они были политической борьбе и ростовщическому движению в Риме в I в. до н. э.
Помогли мне работы Александра Немировского и на экзаменах, которые (как она и обещала) принимала Варвара Митрофановна Кириллова. Но помогли не его монографии, а статьи в научно-популярных журналах «Техника – молодежи» и «Вокруг света». В начале 1974 г. в них были напечатаны его статьи о происхождении этрусков и о раскопках этрусских городов.
Я готовился к экзаменам, поэтому обратил на них свое внимание и, как оказалось, не зря. Мне достались вопросы по истории раннего Рима. Свой ответ я построил на информации, которую почерпнул в недавно прочитанных статьях Немировского, произведя на Варвару Митрофановну благоприятное впечатление. О том, что статьи были напечатаны в научно-популярных журналах, я, конечно, умолчал.
С той поры прошло 43 года! Я решил проверить, не подводит ли меня память, ведь она  не лучший источник для исторических воспоминаний. Помог мне в этом указатель литературы «Александр Иосифович Немировский», вышедший в Воронеже в 2009 г. Первый раздел указателя «Работы А. И. Немировского» включает 531 произведение знаменитого историка. Под № 198 и 202 за 1974 г. в указателе размещены статьи, напечатанные в журналах «Техника – молодежи» и «Вокруг света». Кстати, больше в этих журналах серьезный ученый уже никогда не печатался.
Вновь к трудам Александра Немировского я вернулся уже через несколько лет, работая в школе. В курсе истории древнего мира часто обращался к его историческим романам и учебным пособиям по истории древней Греции и Рима.


Встреча через 43 года
Уйдя в 1986 г. из школы на работу в техникум, я расстался и с трудами историка Немировского и, казалось, навсегда. Вновь вернуться к его биографии меня попросил профессор ПГУ Иван Федорович Шувалов, большой знаток и хранитель истории ПГПИ. Это с его подачи появились в «УМ» статьи о математике Борисе Трахтенброте и его ученике, лауреате Ленинской премии Илье Пламенном. Да и самому было интересно окунуться в биографию выдающегося ученого, чьи статьи помогли мне на экзаменах 43 года тому назад.
Но как рассказать о пензенского периода жизни историка без знакомства с его личным делом? Добраться до него в архивных фондах ПГПИ помогли профессор Вячеслав Алексеевич Власов и сотрудник архивного отдела Управления кадров ПГУ Ольга Викторовна Давыдова.
Личное дело Александра Немировского оказалось большим. В нем я обнаружил несколько автобиографий, характеристики, многочисленные приказы по его научно-педагогической деятельности. Были в нем и неожиданные открытия.


nemirovskiyКак Самуил стал Александром?
Личное дело Александра Немировского начинается приказом № 222 от 31 декабря 1949 г., который гласит: «Назначить со 2 января 1950 г. на должность старшего преподавателя кафедры всеобщей истории прибывшего по путевке Министерства просвещения РСФСР тов. Немировского Самуила Иосифовича с окладом 1000 руб. в месяц».
Итак, как мы видим, в первом документе личного дела историка появляется его настоящее имя Самуил! Сейчас уже трудно сказать, когда и почему он становится Александром.
Вероятно, это было в первую очередь связано с развернувшимся в 1948 г. в СССР «делом космополитов», носившим явно антисемитский характер. Крупные ученые, литераторы, музыканты, врачи лишались работы, подвергались арестам.
Скорее всего, кто-то из многоопытных учителей Самуила Немировского по аспирантуре МГУ предложил начинающему ученому взять имя Александр. Поэтому в памяти пензенских студентов он остался Александром Иосифовичем, хотя все документы в его личном деле были оформлены на Самуила Немировского. Новым именем он стал подписывать свои научные труды и исторические романы.
Вызывают интерес и находящиеся в личном деле автобиографии ученого. Написанные в разные годы, они сильно отличаются друг от друга. Видно, что не всю правду о своей жизни ученый мог говорить в то время.


Тайны биографии
Из автобиографии Александра Немировского (1952):
«Я, Немировский С. И., родился в ноябре 1919 года в городе Тирасполь Молдавской ССР в семье служащих. Отец до революции служил счетоводом, мать работала зубным врачом. До 1925 г. я жил в Тирасполе, а в 1925 году вместе с родителями переехал в Москву. Закончил здесь среднюю школу и в 1937 г. поступил в Московский государственный университет на исторический факультет. Специализировался по древней истории. В начале войны принимал участие в оборонных работах вместе со студентами Московского университета.
В октябре 1941 г. сдал госэкзамены, окончив исторический факультет Московского университета. Два месяца работал в качестве преподавателя средней школы в Новосибирской области. Затем был мобилизован в Советскую Армию и направлен в Тульское оружейно-техническое училище, которое окончил в марте 1943 г.
nemirovskiy3С марта 1943 г. участвовал в боях на Волховском фронте, занимая должность оружейного техника, а затем помощника начальника штаба стрелкового полка. Был ранен. Награжден орденом Красной Звезды. Демобилизовался из Советской Армии в январе 1946 г. Приехал на место жительства в Москву. Работал с февраля месяца 1946 г. по сентябрь 1946 г. преподавателем истории в школе рабочей молодежи… В октябре 1946 года поступил в аспирантуру МГУ: исторический факультет, кафедра древней истории…
В октябре 1949 г. окончил аспирантуру, а в марте 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «История всаднического сословия в период кризиса и падения Римской республики»… Со 2-го января 1950 г. зачислен старшим преподавателем Пензенского пединститута. В настоящее время работаю над докторской диссертацией. Мои научные работы публикуются в журнале «Вестник древней истории». Пишу статьи по древней истории для нового издания «Большой Советской энциклопедии».
В Пензенском пединституте руковожу научным студенческим кружком. Читаю лекции на исторические и антирелигиозные темы по линии областного лекционного бюро и Общества по распространению политических и научных знаний. Женат. Жена – Немировская С. Н., преподаватель музыкального училища им. Гнесиных. Имею сына 2-х лет».
В автобиографии молодой ученый о многом умолчал, так как времена в стране были не самые гуманные, и за правдивую информацию можно было не только лишиться работы, но и отправиться в лагеря по 58-й ст. УК РСФСР.
Так о чем умолчал Александр Немировский? Конечно, он никак не мог родиться в Молдавской ССР, которая была образована лишь в августе 1940 г.
Можно сказать, что будущий историк появился на свет на оккупированной территории. С марта 1918 г. Тирасполь находился в руках немецких и австрийских войск, на смену которым пришли петлюровцы и французы. В 1919 г. тираспольцы видели поляков, войска Деникина и партизанские отряды, которые то захватывали, то покидали город.
Победившая сторона подвергала население грабежу и еврейским погромам, спасаясь от которых семья Александра Немировского была вынуждена тайно перебраться на территорию Бессарабии, которая тогда находилась уже в составе Румынии.
Каким образом и с чьей помощью родителям Немировского удалось перебраться из Бессарабии в Москву в 1925 г. – тайна, на которую пока нет ответа. Не указал прибывший в Пензу педагог и об аресте в 1937 г. своих родителей.
Эта информация, несомненно, помешала бы его научной карьере.
Говоря о своем участии в Великой Отечественной войне, он скромно отметил лишь бои на Волховском фронте, хотя это далеко не вся правда.
Наградной лист Александра Немировского, что хранится в ЦА МО РФ г. Подольска, сообщает, что всю войну он прошел в составе 998 ст. полка, 286 ст. дивизии, 59-й армии. В ее составе он сражался на Волховском, Ленинградском и 1-м Украинском фронтах. Занимал должность помощника начальника штаба полка по спец. связи. При форсировании Одера (Германия) был ранен. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.


Научно-педагогическая деятельность в ПГПИ
О большой научно-педагогической деятельности Немировского красноречиво говорят имеющиеся в его личном деле характеристики.
Из характеристики: «Тов. Немировский Самуил Иосифович, 1919 года рождения, член КПСС с 1950 года, еврей. Образование высшее, окончил в 1941 году исторический факультет Московского…госуниверситета имени В. И. Ленина. Канд. ист. наук с 1950 года, доцент кафедры истории с 1953 года. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., орденоносец.
Тов. Немировский работает в Пензенском педагогическом институте с января 1950 года в должности старшего преподавателя, а с сентября 1953 года – доцента кафедры истории.
Тов. Немировский ведет курс истории древнего мира на I-м курсе историко-филологического факультета (специальность – «История») и на историческом факультете заочного отделения.
Учебный план т. Немировский систематически выполняет и занятия проводит на высоком идейно-политическом и методическом уровне.
Начиная с 1951 года, тов. Немировский бессменно работает председателем Государственных экзаменационных комиссий на указанных факультетах.
Тов. Немировский ведет большую научно-исследовательскую работу. Им опубликованы статьи и рецензии в «Вестнике древней истории» и ряд статей в «Большой Советской энциклопедии», одна статья в I томе «Ученых записок» Пензенского педагогического института.
nemirovskiy bookВ настоящее время тов. Немировский работает над докторской диссертацией на тему: «Возникновение римского государства»…
Под его редакцией вышел в 1953 году первый сборник студенческих научных работ.
Тов. Немировский ведет значительную общественную работу. В течение двух лет тов. Немировский был членом партийного бюро института, редактором общеинститутской стенной газеты.
Тов. Немировский является членом исторической секции Пензенского отделения
Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, а в 1951-1953 гг. являлся председателем этой секции».
Их характеристики видно, что молодой ученый не отсиживался в стенах периферийного института, а находил время для участия во всех сферах жизни и деятельности вуза. Этому, вероятно, способствовали и условия его проживания в Пензе.
Дело в том, что руководство института не смогло предоставить его семье квартиру, поэтому Александр Немировский проживал в нашем городе один, оставив жену и сына в Москве.
В личном деле указаны два адреса его местожительства: ул. Гоголя, 3, школа № 7, и ул. Горького, 12-68. В тиши съемных квартир начинающий педагог-историк напишет боле 50 произведений, среди которых 18 статей для ведущих исторических журналов страны («Вестник древней истории», «Вопросы истории», «Преподавание истории в школе», «Вестник высшей школы») и 25 статей для «Большой Советской энциклопедии».
 Надо отметить, что Александр Немировский прекрасно знал шесть языков: немецкий, английский, французский, латынь, древнегреческий, итальянский. Этот талант ученого активно использовала редакция журнала «Вопросы древней истории», в котором были напечатаны 10 рецензий Немировского на монографии крупнейших историков США, Англии, ФРГ, Италии.


В памяти бывших студентов
А каким запомнился преподаватель  истории древнего мира Александр Немировский пензенским студентам?
Мне удалось поговорить на эту тему с профессором ПГУ Иваном Шуваловым, с бывшими преподавателями ПГПУ Николаем Инюшкиным и Валентиной Догаевой, а также выпускниками 50-х годов Марией Савиной и Евгенией Нечун. Даже через 60 лет они вспоминают его тепло и с благодарностью.
Иван Шувалов: «Занятия Немировский проводил интересно, собранно, очень доступно. На экзаменах был объективен. Я лично получил у него пятерку».
Николай Инюшкин: «Студенты устроили бойкот (поставили бревно на кафедру!) одному преподавателю, который читал лекции, не отрываясь от конспекта. Вместо него к нам в аудиторию вошел незнакомый лектор.
Взглянув на бревно, ухмыльнувшись, сказал: «А место-то оказывается занято!» И стал легко, интересно читать лекцию. Это был Александр Немировский».
Валентина Догаева: « Я входила в сборную института по легкой атлетике. Экзамены у Немировского проходили накануне соревнований, к которым мы усиленно готовились. Конечно, ряд вопросов мне не удалось повторить. К моему удивлению, он разрешил мне взять несколько билетов и поставил за ответ четверку! Благодарна ему до сих пор».
Мария Савина училась в одной группе с супругом, Олегом Савиным (1933-2009), ставшим впоследствии крупным журналистом, писателем, краеведом, ученым-филологом. В декабре 1953 г. в газете «Сталинское знамя» появилась его довольно жесткая рецензия на стихи ряда пензенских авторов, среди которых был и преподаватель ПГПИ Александр Немировский.
Через некоторое время Олегу Савину пришлось сдавать экзамен по истории, который пришел принимать Немировский, заменив заболевшего педагога. Тут можно было бы свести счеты с молодым критиком, но Немировский молча поставил смелому студенту пятерку.
Евгения Нечун: «Александр Немировский поразил нас своей непохожестью на других преподавателей: красавец-брюнет, с копной пышных волос, подтянутый, элегантный (что было редкостью в те годы), интеллигентный, очень тактичный. Держался с достоинством, в глазах чувствовался ум. Во всем облике – благородство и какая-то загадочность».


nemirovskiy book2Между наукой и поэзией
Мало кто из поклонников творчества Александра Немировского знает, что начинал он свой путь не с научных статей, а со стихов, напечатанных в 1938-1941 гг. в газете Московского университета. История, поэзия и проза всегда шли рядом в его произведениях, дополняя и обогащая друг друга.
Годы работы Немировского в Пензе (1950-1957) – это период его бурного поэтического творчества. Здесь он вновь возвратился к изданию своих стихов, активно сотрудничал с литературно-художественным альманахом «Земля родная», где в шести номерах (1951, 1952 (в двух номерах), 1953, 1955, 1956) были напечатаны его стихи и поэма «Радищев».
Стихи ученого-историка изрядно критиковались местными литераторами, но он не сдавался. В Пензе выходят первые поэтические сборники Немировского с негромким названием: «Стихи» (1953 г., 45 стр.) и «Лирика» (1956 г., 23 стр.). Вошли его стихи и в коллективный сборник «Поэты Пензы…», вышедший тоже в 1956 г.
Нужно отметить, что в Пензе началась и переводческая деятельность Александра Немировского. Здесь он переводил не только исторические монографии зарубежных авторов, но и стихи немецких поэтов: Гете, Ф. Геббеля, И. Р. Бехера. Эти переводы вошли в сборники 1956 г. Так что мы смело можем сказать, что Пенза стала поэтической «вдохновительницей» не только для героя Отечественной войны 1812 г., поэта-партизана Дениса Давыдова (1784-1839), но и для участника Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), крупного российского ученого-историка Александра Немировского.
В нашем городе он сделал первый шаг и в исторической прозе. В 1955 г. в Пензе вышла историческая повесть Немировского «Тиберий Гракх», получившая положительные отзывы в газете «Сталинское знамя».


Пенза – Воронеж – Москва
Осенью 1957 г. Александр Немировский покинет Пензу и отправится работать в Воронежский государственный университет, которому посвятит 21 год своей научно-педагогической деятельности.
Здесь он защитит докторскую диссертацию (1965) и возглавит кафедру истории древнего мира и древних языков. Из-под его пера в эти годы выйдут около 200 статей и рецензий, учебных пособий и монографий, исторических повестей и романов, многие из которых издаются до сих пор («За столбами Мелькарта», «Слоны Ганнибала», «Пурпур и яд», «Я – легионер»). Под его руководством 9 соискателей успешно защитят кандидатские диссертации.
В 1978 г. историк возвращается в Москву и теперь уже навсегда. Судьба отводит ему еще 29 лет жизни, которые будут наполнены написанием научных книг и исторических романов («Карфаген должен быть разрушен», «Пифагор»), изданием сборников своих стихов и переводов Г. Гессе, Р. Рильке, а также античных поэтов и историков. В МГПИ им. Ленина он вел занятия у аспирантов.
У книг Александра Немировского счастливая судьба: его произведения продолжают издаваться, их тиражи уже давно перевалили за 6 миллионов экземпляров! Его книги можно не только купить, но и читать в Интернете, а также слушать аудио записи его лучших романов.
На сайте «Поэзия. ру» выставлены его поэтические сборники, изданные в 90-2000-х годах, когда их автор перевалил уже за 80 лет! Но какова глубина и сила стихов человека, прошедшего страшную войну, потерявшего в ней друзей юности и боевых товарищей, посвятившего себя изучению истории и культуры античных цивилизаций! Не случайно среди его читателей более шести тысяч любителей поэзии!
Доктор исторических наук Виктория Уколова в своей статье об Александре Немировском напишет: «Уходя, он оставил нам ключи, открывающие двери в мир познания, поэзии и гуманистической культуры».
Но у этих ли дверей стоит сегодня мировое сообщество? А события на Донбассе и Сирии как-то более созвучны названию одной из повестей историка: «Я – легионер».
Человечество упорно втягивается в виток новых войн и международных конфликтов, а значит приходит время вновь обратиться к романам Александра Немировского, посвященным войнам древнего мира.
Возможно, в них нам удастся получить ответ на вопрос: «Как научиться жить без войн? И можно ли этому научиться?»

Прочитано 2466 раз

Поиск по сайту