Самое читаемое в номере

Руки прочь от Белозерцева!

A A A

 Судя по публикациям, которые в эти дни потрясают пензенское Интернет-пространство, в частности, на Лефт-Пензе и ПензаНьюс, а также публикацию Виктора Рубцова в своем блоге в ЖЖ, скрытый конфликт внутри местной элиты начал выползать наружу. И иначе как попытками давления на губернатора Белозерцева это назвать нельзя.

 

губернатор Белозерцев

Но, как известно, в любом конфликте есть две стороны, и обе они несут ответственность за созданный конфликт.
Насколько я понимаю, тема конфликта, как ее неоднократно мне озвучивали отдельные персонажи, состоит в том, что часть региональной элиты по-прежнему не воспринимает Ивана Белозерцева как подлинного губернатора.
Несмотря на то, что его выбрал и определил нам в губернаторы сам Владимир Путин, президент и национальный лидер, деятельность которого, если верить опросам, одобряют 86% населения России.
И несмотря на то, что на всенародных (хотя, по факту, безальтернативных) выборах в сентябре 2015 г. Иван Белозерцев в борьбе за пост губернатора тоже набрал 86% и как бы сравнялся по популярности с Путиным.
Но, повторю еще раз, часть элиты считает, что Иван Белозерцев случайно оказался на посту пензенского губернатора, что он – «выскочка», то есть не имеет авторитета, чтобы командовать другими членами элиты.
На самом деле этот конфликт отражает ситуацию, когда Белозерцев, будучи губернатором или главным должностным лицом области, так и не стал неформальным лидером элиты. Он не смог возглавить ту патрон-клиентскую сеть, что осталась ему в наследство от Бочкарева, и не смог создать свою патрон-клиентскую сеть.
Либо ему не хватило времени. Либо у него отсутствуют личностные ресурсы, которые должны были бы обеспечить ему исполнение ролей Патрона, Вождя и Хозяина.
Возможно, что Белозерцев уже не раз пожалел, что согласился или напросился на роль пензенского губернатора. Ему, наверное, казалось, что калькировать манеру управления Кузьмича будет несложно. По факту, оказалось, что мало хмурить брови и повышать голос. Если это веселит публику, вместо того, чтобы побуждать ее к исполнению своих должностных функций.
Я думаю, что главное дело, которое не исполнил Белозерцев, став губернатором, – это он не договорился с другими крупными игроками на политическом поле Пензы о разделе сфер влияния и об условиях невмешательства в его деятельность как губернатора.
Можно иронизировать, конечно, по поводу того, какое тут политическое поле после Кузьмича, ведь он все зачистил. Да, зачистил, но только публичное пространство.
А теневая часть политического пространства существовала всегда. И Кузьмич его тоже контролировал, но не зачищал, он им умело пользовался. И в этом пространстве свою роль играл тот же Белозерцев, пока возглавлял городскую Думу и Законодательное Собрание.
Проблема Белозерцева в том и состоит, что он не дал стимулов для развития публичной политики, где бы он смог найти поддержку молодых ребят из поколения его старшего сына Александра. И не смог организовать теневое пространство политики под своим контролем. Кажется, если верить экспертам «Улицы Московской», он, во-первых, сузил теневую политику до манипулирования отдельными потоками информации и, во-вторых, передоверил управление этим делом госпоже Рябихиной, которая, понятное дело, выполняет это по своему пониманию. Если конфликт между губернатором Белозерцевым и частью элиты, которая не желает признавать его своим лидером, будет развиваться и дальше, это может привести к необратимым последствиям.
Пострадает не только Белозерцев, которого, если такое допустить, могут, максимум, снять с должности как не справившегося. Но пока основания для этого отсутствуют: в области все тихо и спокойно. И даже налоги собираются.
Пострадать могут и зачинщики, которых вычислят на раз. На то и существуют спецслужбы, чтобы все и обо всех собирать и знать.
Думаю, что Белозерцев, если он намерен и дальше управлять областью, должен в теневом пространстве политики договориться с другими крупными фигурами о разделе сфер влияния, дать им неформально права и полномочия и потребовать от них верности. А в публичном пространстве ему надо осуществить такие кадровые перемены, которые бы повысили эффективность управления, в первую очередь, Пензой. В плюс Белозерцеву сыграло бы и привлечение к участию в выборах в Законодательное Собрание новых имен из числа людей сильных, активных, по-настоящему бойцов.
Лидеры нужны, лидеры, которые бы своим ростом, своей карьерой были бы отчасти обязаны ему – и как губернатору, и как лидеру местной элиты.
А пока, если верить тому, что видит и пишет о праймериз Антон Инюшев в «УМ», мы видим зайцев – слабых, несамостоятельных персонажей, которые боятся выйти за рамки навязанной повестки дня, которые не готовы рисковать как публичные политики.
Надо понимать, что в ситуации нарастающего политического кризиса, а он непременно будет, и будет выражаться в снижении уровня управляемости за отсутствием материальных ресурсов, а также в снижении уровня авторитета власти, депутаты-зайцы вряд ли смогут помочь губернатору. Слабо им будет выходить к разгневанному народу.
А события в Засечном и Белинском показывают: как только появляются сильные лидеры, которые способны мобилизовать часть населения на протест против действующих руководителей, эти персонажи пасуют. Им нечего предъявить народу. Они даже поговорить с людьми по-человечески не умеют.
Короче, главный вопрос для губернатора Белозерцева сегодня – это кадры. С ними надо договариваться. И надо обновлять кадры. Но об этом – в следующий раз.

Прочитано 3419 раз

Поиск по сайту