Малый бизнес сопротивляется

A A A

Владельцы киосков не подчинились призыву городской администрации и отказались уходить с арендованной земли. В настоящий момент они объединяются в ассоциацию, чтобы заявить о своих правах и спасти уличную торговлю от нового передела.


bisness

Не понравилось
Мэрия Пензы по-прежнему настаивает на ликвидации торговых павильонов, что стоят на улицах города. По версии чиновников, это поможет сделать Пензу красивой. Поначалу разговоры велись исключительно про объекты на «красных линиях». Однако теперь договор аренды земельного участка предложили расторгнуть даже тем предпринимателям, что работают в глубине кварталов.
По официально озвученным данным, Администрация г. Пензы намерена ликвидировать 160 торговых павильонов. Предприниматели опасаются, что эта цифра может увеличиться до 400.
Такая зачистка обернётся потерей заработка почти для 3 тыс. человек. Потому что наряду с владельцами павильонов рынок безработных пополнят продавцы и дворники. Среди них большое количество лиц предпенсионного возраста, которых вряд ли кто-то возьмёт на работу. Предприниматели напоминают, что в своё время именно городская власть согласовала размещение ларьков, которое сегодня вдруг оказалось «непродуманным» и «хаотичным».
Почти все остановки, функционирующие в Пензе, построены за счёт предпринимателей. Они же отвечают за благоустройство и уборку прилегающей территории. После того как малый бизнес уйдёт, затраты по содержанию остановок-пустышек лягут на городской бюджет. Заодно это принесёт неплохие доходы тем лицам, которые возьмутся за изготовление новых конструкций.
Малый бизнес не забыл, что в 2005 г., аккурат перед приездом Владимира Путина, большинство павильонов в Пензе поменяли на новые. По словам предпринимателей, чиновники сами указывали, кому платить деньги за их строительство. По таким же прямым распоряжениям приобретались урны, бордюр и тротуарная плитка. Некоторые до сих пор выплачивают кредиты за этот лоск, который почему-то не понравился новым градоначальникам.
Малый бизнес расценивает призывы мэрии как «очередную идею фикс». Предприниматели полагают, что внешний облик Пензы от этого не улучшится. А вот передел рынка скорее всего произойдёт.
Высказываются версии о коррупционном сговоре, который может иметь место между владельцами крупных сетевых магазинов и узким кругом должностных лиц.
На встрече с сотрудниками мэрии, которая состоялась 12 января, достичь взаимопонимания не удалось. «Нас никто не услышал», – резюмируют предприниматели.
Обстановку накаляет и та небрежность, которую городская администрация проявила при организации публичных консультаций. На своём сайте она предложила оценить новую схему размещения нестационарных торговых объектов, однако прикрепила совсем не те документы. И они находились на сайте вплоть до 8 февраля, пока не поднял шум уполномоченный по защите прав предпринимателей Карим Кузахметов.
Он же предоставил помещение, в котором владельцы киосков встретились 10 февраля и обсудили дальнейшие перспективы. Они решили создать «Союз участников нестационарной торговли» и продвигать интересы своего сообщества во властных структурах.
«Мэрия сказала, что киоски надо убрать, а куда их поставить – никто не говорит».
«Наша основная проблема – это наша городская власть. Не бизнес-риски, а именно власть и её непредсказуемая деятельность. Никто не знает, что завтра опять удумает эта мэрия. И это является самым большим риском для нас».
«Чиновники придумали для себя хороший вариант договора аренды: захотят – расторгнут, и им ничего за это не будет. Получается, что наш бизнес всё время существует на птичьих правах. Вчера они говорили, что надо ставить киоски. А теперь приходит другой мэр, и всё меняется. Проблема от мэра к мэру не решается, а только усугубляется».
«Если будем оставаться каждый сам по себе, с нами вообще не будут разговаривать. Нас выкинут по-одному».
«Митингов пока что не надо! Будем создавать Союз, пробиваться на эту чёртову рабочую группу и пытаться решить проблему цивилизованным правовым путём».


Климат важнее фасада
Городская власть уже не первый раз предъявляет претензии к владельцам торговых павильонов. Как правило, это совпадает с приходом новых градоначальников. Говорят, будто раньше такие проблемы решались за деньги.
Вот что сказал один из предпринимателей в ходе встречи 10 февраля: «Мэрия находит какое-то несоответствие и подаёт иск в суд. Предпринимателю конкретно объясняют, что дело проигрышное, поэтому решать проблему надо в частном порядке. Раньше такая услуга стоила от 20 до 50 тыс. руб. Заносишь эту сумму определённому человеку, и он даёт юристу команду: в суды больше не приходить. После чего разбирательство закрывается с формулировкой, что «истец утратил интерес».
«В августе 2016 г. было около 100 исков на расторжение договоров аренды. Но какие-то потом отозвали. За какие красивые глаза или деньги?
Я считаю, надо опубликовать эти списки в «Улице Московской», а потом отдать в СКР и прокуратуру. Потому что с Шевченко я встречался, с Кувайцевым встречался: их за каждый отзыв очень сильно трясут. Прокуратура знает, что просто так администрация свои иски не отзывает».
Самым спокойным временем предприниматели считают 90-е годы.
«Да, нас прессовали бандиты, но чиновники особо не трогали, – вспоминает владелец одного из киосков. – Потому что крупные магазины закрылись, а мы были мобильные, поднимали торговлю, и власть нуждалась в нас. Мэрия раздавала землю налево и направо.
А потом столкнулась с тем, что с этим надо что-то делать. Они до сих пор системы не выработали и теперь предлагают нам сворачивать бизнес. Хотя именно они разрешали ставить киоски, подписывали документы на аренду земли и утверждали чертежи. Мы не хотим расплачиваться за тот хаос, который они же и натворили».
Предприниматели вспоминают, что первый серьёзный передел рынка произошёл ещё при Александре Пашкове, который возглавлял Администрацию г. Пензы с февраля по ноябрь 2005 г.
Говорят, будто за этот короткий срок была уничтожена чуть ли не половина киосков и взят курс на монополизацию уличной торговли. Дескать, именно тогда на улицах Пензы стали появляться остановочные павильоны, принадлежащие большой торговой сети.
Предприниматели допускают, что теперь ставка делается на крупные сетевые магазины, которые активно заходят в город. Обороты у них намного больше, хозяев меньше, а значит, договориться с ними, наверное, проще.
«Нас упрекают, что мы платим за аренду этой земли копейки, – поясняет Ашот Авакян, который владеет киоском с 1992 г. – И это правильно! Это было придумано в 90-е годы, чтобы поднимать малый бизнес. Нам до сих пор невыгодно идти в крупные магазины, где за квадратный метр аренды требуют до 3 тыс. руб. в месяц.
Начинающему предпринимателю проще взять кусок асфальта по цене 350 руб. за кв. м, поставить ларёк и потихоньку подниматься. Наши маленькие ларьки – это на самом деле парадный вход в большой бизнес. Лёгкий и относительно простой старт, к которому сейчас пытаются перекрыть доступ».
Призывы мэрии улучшить внешний вид города предприниматели комментируют так: «Изба красна не углами, а пирогами. А у нас всё время пытаются сделать красные углы. Мы считаем, что для города климат бизнеса важнее, чем внешний фасад. В этом и заключается инвестиционная привлекательность: предприниматель выбирает тот город, в котором его не кинут. А не тот город, где красивые улицы».
Ашот Авакян: «Власть не права в том, что платёжеспособных и работоспособных граждан выгоняют на улицу без продуманного плана, не предлагая реальной программы взамен. С людьми так не делают: вы нам не нужны, и мы выкидываем вас на улицу. Так может поступить частный хозяин, но власть так не должна поступать, поскольку у нас социальное государство. Оно должно предложить хоть какую-то альтернативу.
А в настоящий момент нас просто не хотят слышать. Никто не хочет вписывать в концепцию городского развития мнение людей, которые четверть века помогали городу, платили налоги и продолжают оставаться частью городского сообщества».

Прочитано 2162 раз

Поиск по сайту