Самое читаемое в номере

Дилемма для депутатов

A A A

Резать бюджет или спасать муниципальный транспорт?


Что происходит с общественным транспортом в Пензе, читателям «Улицы Московской» поможет понять расшифровка диктофонной записи обсуждения 6-го вопроса 26-й сессии Пензенской городской Думы VI созыва, состоявшейся 30 сентября 2016 г. (Даётся в сокращении.)
Председатель Контрольно-счетной палаты Елизавета Кошель отвечала на вопросы депутатов о результатах проверки за 2015 г. целевого и эффективного расходования бюджетных средств, а также соблюдения законодательства по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, закреплённым на праве оперативного управления в Управлении транспорта и связи г. Пензы.
Елизавета Кошель: В целом эта проверка Контрольно-счётной палаты была, во-первых, запланирована, во-вторых, по заданию прокуратуры. И своей проверкой мы хотели бы довести до вас те итоги, ту проблему, которая стоит перед городом.

gd koshel


Из бюджета тратятся колоссальные средства на выполнение полномочий по организации и созданию условий (это наши полномочия по 137-ФЗ) транспортного обслуживания населения Пензы.
Затраты, которые мы несём – возмещения затрат по использованию электротранспорта, возмещаем затраты «Пенза-лифту». И я слышу от администрации, что «мы спасаем предприятие» тем самым.
Мы спасали предприятие МУП «ППП» лет восемь, когда Контрольно-счётная палата чуть ли не каждый год их проверяла и во все колокола трубила о том, что предприятие у нас гибнет. И открытым текстом говорила о том, почему оно гибнет. Почему у нас частный бизнес процветает в этой отрасли, а муниципальное предприятие гибнет. И мы из бюджета огромные деньги тоже выделяли, чтоб не погибло предприятие.
Но оно погибло: потому, что все маршруты были распределены не добросовестно, а были отданы в частные руки.
Вот сейчас у нас опять идут очень огромные средства из бюджета на возмещение так называемых затрат по электротранспорту.
Как председатель Контрольно-счётной палаты, я бы хотела, чтобы депутаты подключились к этой проблеме и начали её решать. Сколько мы ещё – год, два, три – будем возмещать из бюджета такие деньги? У нас бюджет не позволяет расточительством заниматься.
Все итоги, которые мы излагаем в отчёте, чётко и ясно прописаны. Давайте что-то делать, уважаемые господа. Или возрождать муниципальный транспорт, потому что народу уже надоело душиться в этих маршрутках. Или снижать затраты бюджета на выполнение услуг.
Я некоторых товарищей депутатов поддерживаю: давайте рассматривать данный вопрос не в личных целях, не строить свои бизнесы, а работать действительно на благо народа и оказывать свои услуги так, как хочется людям. А людям хочется – 80% – ездить в нормальных комфортных условиях, как это недавно показали в Москве. Отличный транспорт, автобусы, троллейбусы... И между прочим, наш президент говорит, что у нас из бюджета должна быть поддержка социально незащищённых слоёв населения. А мы, возмещая затраты в троллейбусах, возим всех, и богатых, и бедных.
* * *
Алексей Шуварин: В двух словах: а у нас за что происходит компенсация недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан муниципальным предприятиям и коммерческим организациям?
Кошель: У нас принято решение по отдельным категориям граждан, в том числе помощникам депутатов. У нас решение есть по детям.
Если вы помните, у нас есть постановление главы администрации, оно заканчивается этим годом. Там много категорий. Это было принято с 2012 г. или 2013 г. Уставом не было предусмотрено, кто может, Дума или администрация, выносить такие решения о социальной поддержке населения. И тогда администрация приняла постановление.
Там в год порядка 50 с лишним миллионов из бюджета города мы на эти цели тратим.
Я думаю, что на следующий 2017 г. это постановление закончится. А в Устав два года назад внесли изменения. Теперь Дума принимает решение, какой категории граждан мы можем оказать социальную поддержку.
Жиганша Туктаров: Я правильно понимаю, что благодаря тому, что мы в добровольно-принудительном порядке заставили «Пенза-лифт» приобрести троллейбусы в лизинг, мы одно из самых успешно работающий предприятий (неразборчиво) к банкротству? Так?
Кошель: А как ещё? Если мы не будем сейчас из бюджета возмещать, то, конечно, оно обанкротится. Теперь мы его спасаем.
Олег Шаляпин (вопрос к вице-мэру Андрею Шевченко): Андрей Владимирович, насколько правильные наши действия, что мы платим лизинг за троллейбусы, которые не принадлежат ни городу, ни городскому предприятию?
Андрей Шевченко, вице-мэр: Мы вынуждены это делать, потому что «Пенза-Лифт» является гарантом в лизинге. И у нас есть письмо от конкурсного управляющего, что в случае возмещения им первоначального лизингового платежа они эти троллейбусы передают городу.
Шаляпин: Второй вопрос, Андрей Владимирович. У нас в решении Думы о бюджете написано, что мы можем платить в рамках договоров лизинга и сублизинга за приобретённый наземный электрический транспорт. А мы платим по договору поручительства. Насколько это законно?
Шевченко: Ну, это вопрос, наверное, юридический.
Кошель: Это вопрос юридический, но вы должны знать как заместитель.

gd 2


Дело в том, что согласно бюджетному кодексу, 78 статье, мы имеем право возмещать затраты. Случаи и порядок возмещения по этой статье – это полномочия представительного органа. Так вот случаи мы оставили за собой, за представительным органом, и в 7-й статье закона о бюджете на очередной финансовый год мы их указываем, такие случаи.
И в данном случае там указан случай возмещения затрат по договорам лизинга или сублизинга. По договорам поручительства – там этих случаев нет. Но последним пунктом этой статьи 7-й мы передаём полномочия – порядок предоставления субсидии – администрации.
Так вот случая возмещения по договору поручительства в решении Думы не было принято. Нет в 7-й статье. Так почему же возмещение-то осуществляется?
В постановлении главы администрации, ещё при прежнем руководителе Кривове, дополнение, что можно и поручителю возмещать. На каком основании? У нас в 7-й статье этого случая нет, а в порядок внесли.
Туктаров: Мы много говорили про МУП «ППП», делалась куча попыток вывести его из состояния банкротства, но не удалось. А у нас есть вообще какая-то концепция развития общественного транспорта? Или это вопрос не к вам?
Кошель: Жиганша Зейнятуллович, программа, о которой вот мы сегодня говорим, она называется «Развитие». И мы закладываем в бюджете деньги не на развитие, а на возмещение затрат и спасение муниципального унитарного предприятия «Пенза-лифт». Вот и вся концепция. Пока.
Максим Иванкин, начальник Управления транспорта: У нас в настоящее время Администрацией г. Пензы разработана программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования г. Пенза на 17-26-й год включительно. Она проходит стадию согласования и в ближайшее время будет принята. В этой программе также учтены мероприятия по развитию пассажирского транспорта.
Виктор Кувайцев: Коллеги, у нас в самом деле действие постановления заканчивается. Более того, это полномочия представительного органа. К концу года при рассмотрении бюджета, при его формировании нам надо будет с вами принять такое решение.
Что касается сегодня муниципального транспорта, тут прозвучало правильно, у нас его нет как такового, за исключением 25-го маршрута, который обслуживает Зарю. Там у нас муниципальные маршруты, муниципальный транспорт. Мы приобрели 4 автобуса, и вот это всё пока, что у нас есть.
Что касается развития событий. Конкурсный управляющий заключил с нами договор на использование троллейбусного парка и базы в аренде у нас до октября месяца этого года. И у нас сегодня вопрос ещё не решён, как дальше будем его использовать.
С чем было связано то, что Кривов принял решение по гарантийным обязательствам платить. Ну, других вариантов на тот момент не было, иначе у нас бы сейчас и этих троллейбусов не было.
А что касается муниципального предприятия «Пенза-лифт», предприятие работающее. Я благодарен, что мы его не довели до такого состояния, о котором здесь люди говорят, благодарен коллективу.
Но на будущее, как бы события ни развивались, если мы говорим об отдельной структуре электротранспорта, то он, конечно, должен быть обособлен отдельным юридическим лицом, если у нас такая возможность будет.
Но на будущее я вполне согласен с Елизаветой Дмитриевной, согласен с ней был и 10 лет назад. Мы такое бремя нести не можем. Кроме всех расходов, о которых здесь говорилось, о мере социальной поддержки отельных категорий граждан и тех, которых мы небольшой суммой наградили по проезду. Я имею ввиду наших школьников (там, по-моему около 4-х млн). Мы не можем нести дальше такое бремя с учётом арендной платы за троллейбусы.
Андрей Фомин: Я прошу извинения, что я после Виктора Николаевича, я абсолютно согласен, здесь находясь не только как депутат, но и как руководитель самого крупного транспортного предприятия.
С глубочайшим уважением и любовью к Елизавете Дмитриевне и всем выводам, которые были сделаны, но хочу сказать, давайте, чтобы мы циниками не были, троллейбус в Москве стоит 50 рублей одна остановочка.
Кто-то из депутатов: 32!
Фомин: 50.
Тот же голос: 32!!
Кувайцев: ну, не будем...
Фомин: Кроме этого, бюджет Москвы, содержащий свой парк, он вкладывает туда деньги в закупку транспорта, вкладывает деньги в дальнейшее содержание. Если взять по кругу, стоимость перевозки одного пассажира в Москве (по троллейбусу именно говорю), она примерно приближается к 80-90 руб.
Я могу сказать не в защиту, не в оправдание, в констатацию факта. Ни в одной маршрутке, ни в одном автобусе, который ездит сегодня по г. Пенза, бюджетных денег нет ни одной копейки, за исключением 25-го маршрута, о котором Виктор Николаевич сказал.
Это заслуга горожан, потому что у нас нет бизнеса, который бы к нам пришёл извне, с Нижнего Новгорода, с Петербурга там, с Москвы, ещё откуда-то. Это люди, которые живут в Пензе, это люди, которые вкладываются в Пензе, это люди, которые работают в Пензе, которые организуют рабочие места в Пензе.
У нас почему-то психологически искривлённое состояние к тому, что транспорт пассажирский вдруг стал частным. Никто не удивляется, что у нас 100% магазинов частных, 100% аптек частных, 100% бытовых услуг, предоставляемых населению, частные. Никто от этого в обморок не падает.
В чём различие муниципального транспорта от частного? Потому что правильно было сказано – муниципальный транспорт держится на плаву за счёт возможностей бюджета города. Всё. Перевозчики такие деньги не получают. Поэтому моё лично предложение: не надо политизировать, что частник работает на пассажирских перевозках в Пензе.
Не надо из этого делать вот какой-то такой отрицательный момент.
Я бы рассматривал то, что один из депутатов здесь сказал, по-моему, Краснов, что сегодня есть партнёрство, которое президентом нашей страны высказано как наиболее перспективная форма совместной работы, совместного развития. Кто мешает посмотреть в ту сторону? Рассмотреть такой вариант? А не заниматься распределением по чаше весов кто правее, а кто левее.
Савельев: Уважаемые коллеги, наверное, будем заканчивать по этому вопросу. На самом деле, вопрос архиважный для Пензы. Его обсуждаем уже не первую сессию, и даже не первый год. В течение нескольких созывов вопрос этот поднимался и поднимается.
Однако всё равно проблемы в плане решения этого вопроса, они имеются. Поэтому я считаю, что необходимо срочно принимать какие-то решения. Для этого необходимо собраться всем вместе, выработать определённую стратегию и тактику.
В первую очередь, разработка стратегии ложится на управление транспорта, на администрацию города. Я считаю необходимым привлечение сюда депутатов. Поэтому на следующей комиссии по транспорту давайте этот вопрос поднимем и разберём.
Транспорт муниципальный надо спасать.

Прочитано 1880 раз

Поиск по сайту