Самое читаемое в номере

Испания вновь идёт на выборы

A A A

После декабрьских всеобщих выборов сформировать правящую коалицию не удалось. В результате 26 июня 46-миллионная страна вновь отправится на избирательные участки. Новые выборы обещают смену партийной системы, комментирует политическую ситуацию в Испании эксперт «Улицы Московской» Михаил Зелёв.


За несколько месяцев испанские политики перебрали все возможные комбинации, но так и не смогли сформировать правящую коалицию.
Сначала либеральная партия Граждане отказалась стать младшим партнёром консервативной Народной партии, которую возглавляет пока ещё остающийся премьер-министром 61-летний Мариано Рахой Брей. Либералы сказали, что консерваторы коррумпированы, и потребовали от них сначала поменять своего вождя.
Затем Социалистическая рабочая партия во главе с Педро Санчесом Пересом-Кастехоном решительно отвергла призыв М. Рахоя Брея сформировать большую коалицию.
spainПосле этого консерваторам ничего не оставалось, как передать эстафету формирования правительства социалистам.
Но у П. Санчеса Переса-Кастехона тоже ничего не вышло. Коалиция с либералами не имела большинства в парламенте.
Коалиция социалистов с леворадикальной партией «Мы можем» не состоялась из-за непримиримых противоречий по каталонскому вопросу. Левые радикалы предлагали разрешить каталонцам провести референдум о независимости, но социалисты бескомпромиссно стояли за неделимость страны.
В итоге королю пришлось распускать Конгресс депутатов и назначать новые выборы.
На экономическом фронте без перемен
Темпы роста испанской экономики по-прежнему превышают 3% в год. Но это заслуга не испанского правительства, а Европейского центрального банка во главе с мудрым Марьо Драги, не прекращающим решительно накачивать экономику еврозоны денежной массой. Кредиты легкодоступны для предприятий, а евро дёшев.
Однако высокие темпы роста ещё не означают, что кризис преодолён. Безработица в Испании через 8 лет после его начала всё ещё держится на фантастически высоком уровне в 21%. Огромная армия безработных, в свою очередь, сдерживает рост потребительского спроса, а значит, и темпы роста экономики.
Несмотря на закачивание в экономику за последние полтора года огромной денежной массы, в стране, как и в еврозоне в целом, свирепствует дефляция. А она способствует угнетению потребительского спроса. Население откладывает приобретение товаров длительного пользования, ожидая, что через год-два цены на них ещё больше упадут.
Сверхмягкая денежно-кредитная политика М. Драги так и не смогла трансформировать рост денежной массы в рост потребительского спроса. Деньги так и не доходят до потребителя.
Изменить положение можно лишь за счёт радикальной смены фискальной политики правительства. Требуется максимальное наращивание бюджетных расходов и бюджетного дефицита.
Но все эти полгода Испанией продолжало управлять консервативное правительство. Оно ни на шаг не отступило от своей беспощадной политики урезания бюджетных расходов ради безумной идеи ликвидировать бюджетный дефицит в условиях экономического кризиса.
Коммунисты на подъёме
Неудивительно, что такое положение дел привело к резкому усилению позиций крайне левых сил перед новыми выборами. Удивляет скорее то, что этого не произошло раньше. Лишь к концу восьмого года кризиса при безработице в 21% испанцы созрели для решительной поддержки коммунистов.
Сейчас страна оказалась на пороге отказа от той партийной системы, что существовала с момента перехода к демократии во 2-й половине 1970-х годов. Четыре десятилетия стержнем политической жизни Испании была борьба консерваторов и социалистов, по очереди формировавших правительства. В воскресенье социалисты вынуждены будут уступить статус одной из основных политических сил страны коммунистам.
Ещё в апреле левые радикалы из партии «Мы можем» во главе с 37-летним Пабло Иглесиасом Туррионом создали коалицию с небольшой коммунистической партией Объединённые левые. Коалиция получила название «Вместе мы можем». (Именно её, теперь уже не боясь путаницы, я и называю коммунистами.) Это событие привело к резкому росту популярности коммунистов. С апреля они прочно удерживают второе место в опросах общественного мнения, оттеснив социалистов на третье.
Вождь коммунистов П. Иглесиас Туррион – весьма примечательная личность. Он родился в Мадриде в семье с давними левыми традициями. Его отец – профессор истории и активист коммунистического движения, мама – профсоюзная активистка. Он получил юридическое образование в мадридском университете Компултенсе, но защищал докторскую диссертацию уже по политологии. Позднее он стал профессором политологии в своей альма-матер.
spain2Ещё в 1990-е годы он был комсомольцем и антиглобалистом. В 2000-е годы он был тесно связан с социалистическим и «антикапиталистическим» мозговым трестом под названием Центр политических и социальных исследований. Молодой профессор консультировал легендарного социалистического диктатора сырьевой Венесуэлы Уго Чавеса Фриаса и социалистическое правительство Эво Моралеса Аймы в сырьевой Боливии. П. Иглесиас Туррион стал большим почитателем У. Чавеса Фриаса.
В большую политику П. Иглесиас Туррион пришёл в
2011 г., когда в условиях тяжелейшего экономического кризиса в Испании возникло массовое движение против бюджетной экономии. Блестящий оратор и полемист П. Иглесиас Туррион в 2014 г. возглавил возникшую на основе этого движения леворадикальную партию «Мы можем». Семь млн. долл. на создание партии успел ещё подкинуть умиравший венесуэльский диктатор.
В программе коммунистов сочетаются как вполне здравые, так и крайне опасные для испанского общества идеи.
Нельзя не приветствовать их намерение покончить с вредоносной политикой бюджетной экономии, усилить прогрессивность налоговой системы, способствовать снижению неравенства по доходам, увеличить минимальную зарплату, гарантировать право граждан на жильё. Всё это действительно может привести к росту потребительского спроса, а значит, позволит вывести испанскую экономику из затяжного кризиса.
С другой стороны, коммунисты выступают с рядом крайне вредных для экономики Испании предложений. Они требуют ревизии проведённой консерваторами реформы трудовых отношений, позволившей серьёзно облегчить для предпринимателей процедуру увольнения работников. Реализация их планов грозит понизить конкурентоспособность испанской экономики.
Коммунисты собираются провести контрреформу пенсионной системы, понизив пенсионный возраст с нынешних 65 до 60 лет. (Проводимая консерваторами реформа предполагает повышение возраста выхода на пенсию до 67 лет к 2027 г.). Такая позиция коммунистов означает потакание иждивенческим настроениям вполне здоровой и работоспособной при нынешнем уровне механизации и автоматизации возрастной группы населения.
Ещё один опасный пункт их программы – это введение в стране безусловного базового дохода. (Эту идею только что отвергли на референдуме швейцарцы.) Такая реформа также неизбежно приведёт к росту в испанском обществе иждивенческих настроений.
Коммунисты также скептически относятся к фритредерству. К счастью, они не выступают за выход страны из ЕС и еврозоны. Их порыв к перекройке системы международных отношений в основном сводится к идее выхода Испании из НАТО.
Ну и, конечно же, коммунисты признают право каталонцев провести референдум о независимости.
Возможные коалиции
Выборы 26 июня приведут к тому, что решающее слово о том, какая коалиция будет править страной, останется за социалистами. Именно им, по-видимому, придётся выбирать себе старшего партнёра по коалиции: консерваторов или коммунистов.
Пока трудно прогнозировать, каким будет этот выбор, какова будет расстановка сил в Социалистической рабочей партии.
Если социалисты образуют коалицию с консерваторами (или даже просто позволят им создать правительство меньшинства), то нынешний курс Испании не претерпит серьёзных изменений, хотя социалисты смогут, безусловно, добиться от консерваторов прекращения политики урезания бюджетных расходов и ряда других небольших уступок.
Серьёзным препятствием на пути создания такой коалиции будет давнее взаимное отторжение консерваторов и социалистов, уходящее корнями в эпоху гражданской войны 1936-1939 годов. Испания славится тем, что политические пристрастия там передаются из поколения в поколение внутри каждой семьи. Создание такой коалиции будет расценено значительной частью социалистов как предательство со стороны партийной верхушки, что приведёт к новому оттоку сторонников социалистов к коммунистам.
С коммунистами социалистам договориться проще. Они почти договорились этой весной. Помешал только каталонский вопрос. Если по нему будет достигнуто согласие, то такая коалиция будет вполне жизнеспособной. Социалисты будут играть в таком правительстве сдерживающую роль по отношению к коммунистам. Если те будут уходить слишком далеко влево, то социалисты смогут вообще свалить правительство, покинув коалицию.
Безусловно, коммунистическо-социалистическое правительство в Испании будет новым словом в политике, способным серьёзно изменить не только экономический и внутриполитический курс этой страны, но и расстановку сил в Евросоюзе. Неясно только, насколько готово к такому шагу руководство социалистов.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и возможность создания консервативно-либеральной коалиции. Но ей явно будет не хватать голосов в парламенте.
Михаил Зелёв,
кандидат исторических наук

Прочитано 675 раз

Поиск по сайту