Самое читаемое в номере

Нефть: благословение или проклятие

A A A

Почему на некоторые страны падает «ресурсное проклятие», а другим удаётся его избежать. Какова роль общественных институтов и отдельных личностей в управлении нефтяными ресурсами.
Является ли формальное наличие тех или иных институтов залогом процветания страны? Как общественно-политический контекст влияет на распределение нефтяной ренты?
Эти и другие вопросы рассматривались 10-14 апреля 2015 г. в Осло на семинаре «Гражданское общество и управление природными ресурсами», организованном Норвежским Институтом международных отношений (NUPI). В семинаре приняла участие корреспондент газеты «Улица Московская» Екатерина Куприянова.

oslo oil
Всего около 30 участников, в основном из России, получили возможность узнать, как в разных странах распоряжаются природными богатствами, а именно нефтью и газом. Перед участниками семинара выступали и отвечали на вопросы 15 экспертов.
Три дня были посвящены норвежскому опыту, последний – общемировому. Одним из пунктов программы была встреча в норвежском министерстве нефти и энергетики с руководителем отдела по нефтяному законодательству и правовым вопросам.
Участники семинара общались, кроме чиновников и учёных, с руководителями неправительственных организаций, занимающихся вопросами экологии (Bellona, Nature and Youth), выявлением уклоняющихся от налогов крупных компаний (Publish What You Pay Norwey), лидером норвежского профсоюза нефтяной отрасли (SAFE), а также с журналистом и писателем, автором готовящейся к выпуску книги о норвежском нефтяном чуде Асле Скреддербергетом.
Как, улыбаясь, заметил модератор конференции профессор NUPI Индра Оверланд, это была «неделя норвежского патриотизма». Из уст разных норвежских экспертов часто звучали одинаковые слова об особом норвежском пути и особом менталитете.
Норвежцы выстроили систему, которой можно позавидовать. По индексу человеческого развития ООН страна является самой благополучной в мире. Нефтяные ресурсы принадлежат государству. Государству принадлежит 70% крупнейшей норвежской нефтегазовой компании Statoil (она была полностью государственной в течение 30 лет с момента основания).
Доходы нефтяной отрасли облагаются налогом в размере 78%. То, что государство получает от нефтегаза, поступает в суверенный норвежский фонд – Фонд будущих поколений. Использовать для текущего бюджета возможно лишь дивиденды, не более 3-4% от размера фонда. Сегодня он составляет 700 млрд долларов. Инвестиции только зарубежные, чтобы избежать «голландской болезни».
Поскольку в Норвегии «не любят богатство в классическом смысле», средства Норвежского Нефтяного фонда должны инвестироваться «во что-то хорошее». Следит за этим специальный совет по этике из 5 человек. Подробно о нём рассказала один из членов совета Сесиль Хеллествейг, советник по правовым вопросам.
В Норвегии принято доверять правительству. «Мы не боимся государства», – сказал журналист Асле Скреддербергет.
Судя по презентациям экспертов из Нидерландов и Канады, где нефтегазовыми ресурсами управляют по-своему, в этих странах также сумели достичь общественного согласия и высокого уровня жизни.
Российским слушателям оказались более близки выступления экспертов из Мексике (Алисия Пуяна) и Анголе (Джесси Овадья), где за счёт нефтяных запасов обогащается небольшая группа, расслоение ужасное, люди в целом живут бедно.
Сам собой напрашивался вывод, озвученный Индрой Оверландом: если в стране уже сформировались и действуют институты гражданского общества, то нефть – это благословение. Если же нет – построить их после обнаружения дармовых богатств гораздо труднее.
Читайте также статью этого автора «Норвегия: нефть для развития».

Прочитано 1169 раз

Поиск по сайту