Самое читаемое в номере

Путешествие на любителя

A A A

Житель г. Пензы, преподаватель университета архитектуры и строительства Андрей Ширшиков рассказывает о том, как в июле этого года ходил в горный поход по Киргизии.

«Стрёмные» реки
Этим летом с группой из 7 единомышленников я побывал в Киргизии.
Путешествие было долгим: 4,5 часа лёта на самолете до Бишкека, 400 км автотранспортом и потом ножками.
Билеты на самолет, которые можно купить на российский паспорт, обошлись нам в 15 тыс. руб. в оба конца. Ещё 9 тыс. сом (при пересчёте на рубли – 9 тыс. руб.) отдали за автомобильную перевозку до места старта.
Как потом оказалось, можно было договориться и за 6 тыс. сом.
Продуктами запасались в пригороде Бишкека. Два года назад цены в Киргизии были раза в 2 ниже, чем в России. Однако сегодня они выросли и стали выше, чем у нас. К примеру, литр бензина дороже на 5 руб. При этом проезд в общественном транспорте дешевле: всего 8 сом в троллейбусе и 10 сом в маршрутке.
А вот местные абрикосы, черешня и сухофрукты стоят столько же, сколько и в Пензе.
Зарплаты там небольшие. Но при этом киргизы ездят на весьма приличных иномарках. А машин нашего автопрома практически нет.
Нашим первым пристанищем стал поселок Кызыл-Су (бывшая Покровка). Отношение к русским здесь и на протяжении всего маршрута было братским. Сейчас русских в Киргизии мало, но вторым языком до сих пор является русский. Все от мала до велика им владеют хотя бы сносно, и каждая надпись дублируется на нём.
В первый день мы искупались в горячих источниках с температурой 49 градусов, а утром 19 июля началась пешая часть нашего похода. Наша группа несколько раз преодолевала по камням «стрёмнины» реки – от слова «стрёмно».
Обычно в это время года здесь достаточно часто идут дожди. Но в этом году температура поднималась с + 22 до + 50, и дождей в горах не было вообще. Хотя тучи периодически ходили над нами.
Из-за высокой температуры интенсивно таяли ледники, поэтому реки поднялись выше обычного уровня и часть деревьев росла прямо из воды.
У физико-географической станции нужно было переправляться ещё через одну реку. Раньше для переправы использовалось бревно. Но местные жители посчитали это опасным и столкнули его в реку.
Теперь все переправляются в люльке на двух стальных канатах. Когда мы подошли поближе, люлька висела посередине реки. Тут же прибежал киргизёнок и ловко по канатам добрался до люльки, притянув её к нашему берегу. По-русски он говорил мало, в основном: «Не трогай».
На середине реки силы у нашего перевозчика кончились и люлька повисла над водой. К счастью, на другом берегу стоял второй юный перевозчик, и после короткой передышки люлька дошла до берега. После чего мы расплатились за предоставленные транспортные услуги. Твердой таксы здесь нет. Отдали «сколько не жалко» – 100 сом.

kirgizia
Немцы и сила духа
Чего греха таить, по физическим данным наша команда годилась для небольшой загородной прогулки. У кого – хромоножесть, у кого – нехватка дыхалки, у кого – ещё что-нибудь. Поэтому при восхождении в гору приходилось к физической силе подключать силу духа. На силе духа мы шли по 7-9 часов.
Один из сложных участков пути проходил через заросли арчи, древовидного можжевельника. Они образовали густую сеть, которая покрыла весь склон. Местами кто-то пробирался ползком, кто-то – на коленях, кто-то – разводя стебли в стороны.
Так как склон был достаточно крутым и сыпучим, ледорубы пришлись здесь как нельзя кстати.
Надо сказать о местной живности. Кроме домашнего скота, собак и одного зайца, мы никого не видели.
Не видели и медведей, которые здесь водятся.
С места нашей следующей стоянки виднелся перевал Арча-тор высотой 3700 м. Взять его было нашей целью. Такая же цель была у московской семейной пары и немецкой группы, которые остановились рядом.
Руководителем немцев оказалась поволжская немка Лида. Родители в раннем детстве вывезли её в Германию. Сейчас она живет в Мюнхене. Делегация от нашей группы сходила в немецкий лагерь, пообщалась и отведала, чего у немцев было, в основном крупы. Зато у нас Лида отведала шматочек сала с хлебом и горчицей.
21 июля двое из нашей экспедиции пошли к перевалу за немцами по дну ущелья, а остальные двинулись траверсом по склону горы. Так нам казалось короче, однако из-за неровности рельефа, времени и сил мы потратили гораздо больше.
На вершине Арча-тора мы устроили общий привал. Немцы угощали сыром, а группа из Москвы – вишнёвой настойкой. Переход занял 9 часов.
Следующая часть нашего пути проходила по дороге, которая серпантином спускалась по крутому склону среди хвойного леса в долину реки Джеты-огуз. Эта река не отличается прозрачностью. Порода, которую она несет, даёт весьма стойкий окрас. Я так и не смог в Пензе отбелить свою некогда белую футболку – пришлось выбросить.
Возле реки есть места для стоянки. Одно – выше по течению, где имеется небольшой водопад с чистой водой. Второе – ниже по течению, где стоят две юрты местных животноводов. Пили молоко и айран, который напомнил мне недоотжатый кисловатый творог.

kirgizia2
ЧП
На следующее утро случилось ЧП: у нашего спутника проявились все признаки пневмонии. Надо было срочно везти его в больницу и договариваться с местными чабанами о транспорте. Сошлись на 2 тыс. сом плюс наша верёвка.
Выехали 23 июля на УАЗике в сторону посёлка Джеты-огуз. Даже в России «направления» имеют больше оснований считаться дорогами, чем в Киргизии.
Во-первых, ехали мы большей частью по воде.
Во-вторых, камни на дороге были по полметра высотой.
На переезде через реку машина занырнула явно ниже ватерлинии, и вода попала в кузов. Потом машина окончательно засела посредине реки, и мы стали наблюдать прелюбопытную картину.
Сначала в УАЗик впрягли двойку лошадей, и киргизы, погоняя их верхом, начали вытаскивать машину на берег. Однако две лошадиных силы не справились, и к машине привязали ещё одну веревку, добавив людские силы.
Пунктом нашего назначения был санаторий Джеты-огуз. В своё время здесь проходили подготовку наши первые космонавты: в условиях среднегорья физические нагрузки быстро приводят организм в хорошую физическую форму.
Приехав в Каракол (бывший Пржевальск), нашли гостевой дом с забронированными для нас комнатами. В тот день пошли поесть ашлямфу – среднеазиатское блюдо, слегка напоминающее нашу окрошку. Говорят, что по-настоящему её умеют готовить только в Караколе, да и то лишь в трёх местах. Не уверен, что мы попали в одно из этих мест. Блюдо интересное, острое, дешёвое, но на любителя.
На следующий день наша компания съездила в музей Пржевальского, который находится в 2 км от городского пляжа. Перед посещением обошли парк с музеем, полакомились абрикосами, растущими вдоль решетки парка, посмотрели памятники Пржевальскому и Карасаеву (первому киргизскому лексикологу и лексикографу).
В музее Пржевальского есть одна интересная картина. Если посмотреть на неё слева, то группа изображённых людей и животных идёт вперёд-вправо. А если посмотреть справа, то кажется, что группа меняет направление.

kirgizia3
Сказки: от красивых до страшных
25 июля нас отвезли до посёлка Каджи-Сай на южном берегу Иссык-Куля. В этом районе Иссык-Куль производит грандиозное впечатление, нежели около Каракола. Во-первых, он здесь шире, и другого берега не видно вообще. Во-вторых, вода чистейшая. Дно видно даже на глубине гораздо больше человеческого роста.
Побывали на Соленом озере, которое, по сравнению с Мертвым морем, чуть менее солёное и маслянистое. И есть целебные грязи: черная – для здоровья, а серая – для красоты. Я извазюкался в чёрной, подождал, пока высохнет, и потом смыл. Хуже не стало. А троим из нас после озера поплохело.
Посетили ущелье Сказок. Под воздействием ветров и воды скалы приобрели причудливые формы. Дополнительную красоту им придаёт разноцветная окраска. Это место – просто мечта для мальчишек, которым нравится бегать по крышам гаражей. Да и нам, достаточно взрослым, здесь было интересно: и посмотреть, и покарабкаться по склонам.
Водителем и экскурсоводом по Сказке был дядя Юра. Возраст – лет за 70, но бегает по скалам на зависть молодым. Он русский. Несмотря на гонения в начале 90-х, остался здесь жить.
Рассказывал, что работал на заводе, который когда-то выпускал полупроводниковые приборы. Их за бесценок скупали немцы, меняли маркировку и продавали втридорога. Продукция ценилась за свою чистоту.
На пляже Иссык-Куля мы смотрели соревнования по национальной борьбе на поясах. Очень интересное зрелище, и я даже хотел сфотографировать одну из схваток. Однако обнаружил пропажу своего фотоаппарата. А у другого нашего туриста свистнули нож на кухне: он оставил его буквально на 5 минут, вернулся, а ножа нет.
Так что будьте бдительны! Группа пензенских туристов несколько лет назад остановилась возле кафе перекусить – пока ели, машину вскрыли и утащили несколько рюкзаков.
На Иссык-Куле мы прожили 5 дней, и 30 июля уехали в Бишкек. Погуляли по центру, где много памятников знатным киргизам. А уже вечером нас доставили в аэропорт «Манас», откуда наша экспедиция вернулась в Россию.