Самое читаемое в номере

Турция на марше

A A A

7 июня в 77-миллионной Турции пройдут одни из самых непредсказуемых парламентских выборов.

Турецкое экономическое чудо
Этот термин становится всё более распространённым в современной экономической и политической литературе. Турция (вместе с Мексикой) относится к числу тех индустриальных гигантов, что имеют хорошие шансы в этом столетии прорваться в число развитых стран.
После полутора веков экспериментов с импортозамещающей индустриализацией, в 1983 г. Турция под руководством легендарного консервативного премьер-министра Тургута Озала совершила исторический разворот и встала на рельсы экспортно-ориентированной индустриализации. Страна блестяще воспользовалась преимуществами дешевизны своей рабочей силы и географической близости к рынкам развитых стран Европы. Для облегчения доступа своих товаров на рынок  ЕС в 1996 г. Анкара создала с ним таможенный союз.
Дело не ограничилось широким привлечением прямых иностранных инвестиций в национальную обрабатывающую промышленность. В Турции созданы и активно действуют индустриальные компании, принадлежащие национальному капиталу, успешно копирующие передовые конструкторские разработки из развитых стран и активно завоёвывающие со своими более дешёвыми аналогами мировые рынки.
Вот уже 13 лет страной безраздельно правит клерикальная Партия справедливости и развития. Я хорошо помню, какие опасения и даже панические настроения существовали в Турции в связи с перспективой прихода к власти мусульманских клерикалов. Тогда многим казалось, что клерикалы быстро покончат с модернизацией и превратят Турцию в новый Иран. В 1997 г. турецкие военные даже организовали переворот, сместив правительство, возглавлявшееся вождём клерикалов Неджметтином Эрбаканом.
Все эти опасения были развеяны ходом истории. Турция не превратилась  и не могла превратиться в Иран. В стране отсутствовала сама возможность паразитирования на экспорте природных ресурсов. Их просто не было в таком количестве.
Приход к власти клерикалов отражал не отказ турецкого общества от модернизации, а всего лишь процесс подъёма в условиях стремительной индустриализации буржуазии из внутренних районов Анатолии, слабо секуляризованной и придерживающейся традиционного мусульманского уклада, которая опиралась на поддержку разделяющих её ценности широких слоёв населения, недавно перебравшихся из деревни в город.
У нового правительства отсутствовала какая-либо альтернатива продолжению курса на экспортно-ориентированную индустриализацию. Отказ от него означал бы резкое падение уровня жизни и неизбежный социальный взрыв.
Клерикальные правительства Абдуллы Гюля, Реджепа Эрдогана и Ахмета Давутоглу решительно продолжили политику экспортно-ориентированной индустриализации, добившись на этом пути колоссальных успехов. С 2002 г. по 2013 г. доля в турецком экспорте продукции машиностроения выросла с 24% до 28%.
Если в 2002 г. Турция отставала от Израиля – самой бедной из развитых стран – по ВВП на душу населения, рассчитанному по паритету покупательной способности, в 2 раза, то в 2014 г. это отставание сократилось до 1,66 раза.
Экономический прогресс при клерикалах сопровождается ростом государственных инвестиций в человеческий капитал (здравоохранение, образование, социальное обеспечение).
Уровень охвата системой высшего образования вырос с 9% в 1998/99 учебном году до 36% в 2009/10-м. С 2002 г. по 2011 г. построено 163 тыс. новых школ, число университетов выросло с 76 до 165, их бюджет вырос в 5 раз. Впервые в истории Турции все школьники стали обеспечиваться бесплатными учебниками.
В то же время клерикалы использовали систему социального вспомоществования для укрепления собственной социальной базы. Поддержка малоимущих слоёв продовольствием, топливом, одеждой, местами в ночлежках используется как важный инструмент политической инженерии.
Клерикалы добились важных сдвигов и в модернизации политической системы Турции. Самый главный из них – это ликвидация огромного влияния военных на политическую жизнь страны.
Вместе с тем в средних городских слоях, чьи позиции в турецком обществе усиливаются вслед за экономическим прогрессом, нарастает раздражение правлением Партии справедливости и развития. Недовольство вызывает тихая исламизация общественной жизни, авторитарные замашки правительства, гонения на журналистов, коррупция в высших эшелонах власти, преследование тех прокуроров и полицейских, что занимаются её расследованием.
Пока это недовольство сдерживается экономическим благополучием, но в последние годы оно стало всё чаще прорываться наружу в виде акций массового протеста. Крупнейший взрыв протестов средних городских слоёв, охвативший все основные центры Турции, произошёл в 2013 г.

turkey2
Расстановка политических сил накануне выборов
Основная борьба на выборах разворачивается между правящей Партией справедливости и развития (ПСР) во главе с 56-летним премьер-министром Ахметом Давутоглу и социалистической Народно-республиканской партией (НРП) во главе с 66-летним Кемалем Кылычдароглу.
НРП взяла на себя роль главной защитницы светской Турции, наследия Мустафы Кемаля Ататюрка от экспансии клерикалов. Её основной социальной базой являются средние городские слои, где сильнее всего чувствуются недовольство культурной политикой клерикалов и усталость от их долгого правления.
Наиболее сильна поддержка социалистов в Румелии и на Эгейском побережье. Их бастион – это третий по численности населения город Турции Измир. Социалистам пока не удавалось завоевать большинство в Истанбуле и Анкаре, где, несмотря на присутствие мощных средних городских слоёв, доминируют недавние выходцы из деревни, поддерживающие ПСР.
Социалисты ради завоевания поддержки избирателей из бедных слоёв общества выступили с широкой программой улучшения положения рядового избирателя. Здесь и увеличение социальных пособий, и повышение минимальной заработной платы, и расширение финансирования системы здравоохранения, и увеличение пенсионных выплат.
Союзником социалистов являются националисты из Партии национального движения (ПНД), чьим оплотом является четвёртый по численности населения город  страны Адана.
Опросы общественного мнения показывают, что ПСР, с одной стороны, и коалиция НРП и ПНД, с другой, набирают примерно одинаковое число голосов, что делает эти выборы крайне непредсказуемыми.

turkey
Курдский фактор
Спасение для правящих клерикалов может придти только от курдов.
В годы правления ПСР положение в 6-миллионном Турецком Курдистане сильно изменилось.
Да, по-прежнему за решёткой находится узник № 1 Турции, вождь Курдской рабочей партии Абдулла Оджалан. По-прежнему в горах Курдистана идёт вялотекущая партизанская война.
Но положение курдов, тем не менее, значительно улучшилось.
Ушли в прошлое времена, когда им запрещали даже называться курдами. По правительственной терминологии ещё 15 лет назад они считались «горными турками». Ушла в прошлое политика их насильственной ассимиляции.
Теперь курды могут издавать газеты и журналы на своём языке, создавать радиостанции и телеканалы, вещающие по-курдски. Разрешён курдский алфавит. Возвращаются курдские названия городам и деревням. Амнистируются участники национально-освободительной партизанской борьбы.
В Турции теперь разрешена деятельность курдских партий. Наиболее популярная из них – это левая Народно-демократическая партия (НДП).
В стране очень высокий барьер прохождения партийных списков в Великое национальное собрание  – 10%. На президентских выборах 2014 г. вождь НДП Селахаттин Демирташ набрал 9% голосов. Сейчас НДП, по опросам, набирает как раз около 10%.
Если курдская НДП преодолеет 10-процентный барьер и попадёт в парламент, то тогда она неизбежно примкнёт не к оппозиции, а к правящим клерикалам как наиболее благожелательно настроенной к курдам политической силе. Клерикалы тогда останутся у власти, за что, естественно, курды потребуют новых уступок в области своих прав.
Но, поскольку прохождение НДП в парламент остаётся под вопросом, исход выборов непредсказуем.
Михаил Зелёв,  
кандидат исторических наук

Прочитано 1438 раз

Поиск по сайту