Самое читаемое в номере

Средиземноморская трагедия

A A A

Сотни тысяч нелегальных иммигрантов на утлых судёнышках штурмуют берега ЕС,  стартуя из распавшейся Ливии. Тысячи тонут в море. ЕС переживает один из самых острых кризисов, связанных с иммиграционной политикой. Его Средиземноморское побережье и прежде всего Италия столкнулись с невиданным наплывом нелегальных иммигрантов.

Если в 2012 г. через Средиземное море перебрались 20 тысяч нелегальных иммигрантов, а утонули при этом около 500 человек, то в 2014 г. из Африки и Азии в Европу переправились морем уже 219 тысяч нелегальных иммигрантов, а утонули при этом более 1,5 тысяч человек.
Но 2015 г. уже побил печальный рекорд 2014 г. На 21 апреля, как сообщало Международное агентство по миграции, число переправившихся таким образом иммигрантов приближалось к 40 тысячам, а число погибших уже превысило 1,5 тысячи. Сейчас число иммигрантов перевалило уже за 60 тысяч, а число погибших – за 1,8 тысячи.
Основным поставщиком иммигрантов остаётся Сирия, где бушует гражданская война, вытолкнувшая миллионы сирийских граждан в лагеря беженцев в соседних странах. Затем идут Эритрея и Афганистан.
Некоторые пытаются перебраться через Эгейское море из Турции в Грецию, но сильное турецкое государство достаточно эффективно контролирует своё побережье, сотрудничая при этом с ЕС, что позволяет минимизировать число нарушителей границы в этом направлении.
Этого нельзя сказать о Ливии. Распад страны привёл к утрате какого бы то ни было контроля со стороны слабых местных правительств за побережьем, сделав его удобнейшим местом для деятельности многочисленных организаторов переправки нелегальных иммигрантов в Европу.
Дело это чрезвычайно выгодное. По оценке ООН, в прошлом году организаторы переправы нелегальных иммигрантов в Ливии заработали 170 млн. долл.
Как отметил в середине мая Абдул эль-Харун, советник правительства Абдуллы эт-Тани (это одно из ливийских правительств, заседающее в Тобруке и более-менее контролирующее Киренаику), этот бизнес находится под плотной опекой Исламского Государства, а контрабандисты отчисляют в его пользу примерно 50% своей прибыли.
А.эль-Харун отметил также, что среди переправляемых в Европу нелегальных иммигрантов есть немало боевиков Исламского Государства (разумеется, безоружных). И раньше ни у кого не было иллюзий по поводу качества человеческого капитала нелегальных иммигрантов, пересекающих с юга на север Средиземное море. Но в свете слов А.эль-Харуна эта проблема выглядит особенно зловеще.


Ливийская авантюра
Кризис и трагедия с иммигрантами в Средиземном море являются прямым следствием авантюры 2011 г.
Тогда на фоне революций в Тунисе и Египте в сырьевой Ливии обострились межплеменные и межрегиональные противоречия, связанные прежде всего с вопросом распределения доходов от экспорта нефти. Киренаика требовала большей доли нефтяных доходов для себя. Там началось восстание против диктатора Муаммара эль-Каддафи.
Идея военного вмешательства в этот конфликт на стороне повстанцев принадлежала французскому консервативному президенту Николя Саркози.
Французские консерваторы имели самые тёплые отношения со всеми тремя североафриканскими диктаторами, свергнутыми в результате «арабской весны» (Зином эль-Абидином, Хосни эль-Мубараком и М. эль-Каддафи). Последний даже утверждал, что финансировал французского президента. Высокопоставленные деятели свергнутого режима М. эль-Каддафи называли суммы в десятки миллионов евро. Н. Саркози сейчас всё отрицает.
В условиях «арабской весны» такая дружба с диктаторами выглядела уже совершенно неприлично. Требовалось срочно восстановить репутацию консерваторов в глазах французского общества.
К тому же приближались президентские выборы, и в Елисейском дворце решили, что «маленькая победоносная война» не помешает. К тому же никакой сухопутной операции не предполагалось, а значит, серьёзные боевые потери интервентов исключались.
К авантюре присоединились Турция, Англия, Италия, Испания, Румыния, Нидерланды, Греция, Бельгия, Швеция, Болгария, Дания, Норвегия, США и Канада.
7-месячные авиаудары по Ливии действительно привели к падению режима М. эль-Каддафи. Правда, это не помогло французским консерваторам. Из-за кризиса Н. Саркози выборы в 2012 г. всё равно проиграл.
Но самым печальным для Европы и непредвиденным ею последствием авантюры, затеянной Парижем, стало превращение распавшейся на несколько частей Ливии в главную стартовую площадку для нелегальных иммигрантов.


Что предлагает Еврокомиссия
В условиях острейшего иммиграционного кризиса Брюссель предлагает два принципиальных решения: рассеять нелегальных иммигрантов по всему ЕС, чтобы облегчить экономическое и социальное бремя Италии, на которую приходится главный удар, и начать военную операцию против организаторов массовой переправы иммигрантов с территории Ливии с целью уничтожить их лодки и суда, предназначенные для новых рейсов в Европу.
Первая идея уже встречена в штыки не только консервативными правительствами Англии и Испании, но и социалистическим правительством Франции.
Это понятно. Никому новая головная боль не нужна.
Что же касается военной операции, то о ней в документе, оказавшемся в распоряжении лондонской The Guardian, говорится, что она «потребует использования широкого круга воздушных, морских и наземных сил. Могут быть задействованы агентурная, стратегическая и тактическая разведки, абордажные команды, воздушные и морские патрули, десантные части, силы воздушного, наземного и морского поражения, включая специальные подразделения».
Правда, верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини поспешила заявить, что «нога бойца не ступит на ливийскую землю».
Перспективы такой операции вызывают большие сомнения. Конечно, с чисто военной и финансовой точки зрения никаких проблем уничтожение судов контрабандистов (и даже их самих) на ливийском побережье не представляет.
Но свято место пусто не бывает. Бизнес на иммиграции настолько высокорентабелен, что на место уничтоженных паромщиков придут новые, которые купят новые лодки.
Следовательно, потребуются постоянное патрулирование ливийского побережья и систематические рейды на ливийскую территорию. А это уже приведёт к колоссальным политическим проблемам.
Главные из них – это новый рост популярности мусульманских радикалов в ближневосточном обществе, которые получат новое подтверждение страстного желания проклятых крестоносцев уничтожить исламскую цивилизацию (это в дополнение к авантюрам в Афганистане, Ираке и Сирии), а также новый всплеск террористической активности в самом ЕС.


Австралийский опыт
ЕС сейчас очень пригодился бы австралийский опыт решения проблемы с нелегальными иммигрантами.
На рубеже 2000-х-2010-х годов Австралия столкнулась с точно таким же кризисом. Тогда огромное количество нелегальных иммигрантов со всей Азии, включая даже Афганистан, Ирак и Сирию, отправлялось в массовый заплыв из Индонезии к манящим берегам богатого сырьевого континента.
Лагеря беженцев были переполнены. Там начинались уже бунты. Австралийская экономика всё сильнее ощущала бремя расходов на содержание малообразованных иммигрантов. Общество не могло их интегрировать.
И тогда социалистическое правительство Джулии Жийар пошло на радикальные меры. Была поставлена задача: ни в коем случае не допустить, чтобы нога нелегального иммигранта из Индонезии ступала на австралийскую землю.
Береговая охрана получила указание разворачивать плывущие к Австралии суда с иммигрантами назад или оттаскивать их на буксире к территориальным водам Индонезии. Если суда иммигрантов были слишком утлыми, то им предоставлялись хорошие лодки.
В крайнем случае иммигранты перенаправлялись в Папуа и на Науру.
Пришедшее к власти в 2013 г. либеральное правительство Энтони Эббота ещё решительнее взялось за проведение этой политики.
В результате Австралия вздохнула с облегчением. Приток нелегальных иммигрантов полностью прекратился. Иммигранты, понявшие, что вместо Австралии они попадут в Папуа, сами перестали выходить
в море. Миграционные потоки переключились на другие направления, в том числе на Европу.
Правда, за это Австралия поплатилась жесточайшей критикой со стороны правозащитников, которые имеют свойство забывать, что наряду с правами человека существует ещё и священное право граждан той или иной страны не пускать на свою землю нежелательных иностранцев.
Может ли быть применён австралийский опыт ЕС?
Чисто организационно здесь препятствий нет. На роль главной страны-перехватчика иммиграционных потоков вполне подойдёт Алжир. Это сырьевая, совершенно бесперспективная страна, которую ЕС вполне может уговорить согласиться взять на себя такие обязательства. (А вот такие прогрессирующие общества, как Тунис, Марокко и Египет, лучше не трогать и  не дестабилизировать там ситуацию).
Очень быстро, поняв, что вместо Италии они вернутся в Ливию или попадут в Алжир, нелегальные иммигранты сами перестанут выходить в море.
Но, по-видимому, такой вариант в случае с ЕС нереален. Дело в том, что в 2012 г. Европейский суд по правам человека принял решение, по которому нелегальный иммигрант, даже спасённый в международных водах, вправе требовать справедливого рассмотрения своего прошения о предоставлении политического убежища.
А это месяцы и даже годы нахождения в лагерях беженцев в Италии, содержащихся за счёт итальянских налогоплательщиков, с вполне реальной перспективой получения такого убежища.
Это полный тупик.
Поневоле начнёшь добрым словом поминать времена, когда в Триполи сидел жестокий диктатор М. эль-Каддафи, отлично контролировавший своё побережье.
Михаил Зелев,
кандидат исторических наук

Прочитано 1371 раз

Поиск по сайту