Выстрел истории

A A A

book a«Улица Московская» предлагает вниманию читателей анализ учебников истории Украины, по которым учили школьников Украины в последние годы. Автор анализа – историк Юрий Ган.

Справка:
Юрий Ган, 52 года, выпускник Петропавловского педагогического института (Казахстан). Имеет 27-летний опыт преподавания истории  и обществознания в сельских школах Пензенской области и Краснодарского края.
Лауреат областного конкурса «Учитель года» Пензенской области (1992 г.). Победитель конкурса лучших учителей России (2007 г.). Удостоен звания «Отличник народного просвещения».
Статьи Юрия Гана публиковали журналы «Губерния» и «Парк Белинского», газета «Улица Московская».
К тому, чтобы сделать анализ украинских учебников истории, Юрия Гана подтолкнули события на Украине.



Всякая социальная революция начинается с революции в головах. В этом смысле огромную роль играет содержание исторического образования в школе.
Именно на уроках истории формируется образ государства, его места в мировой истории, говорится об исторических победах и поражениях страны,  ее извечных врагах и друзьях.
 Исходя из данного посыла, решил детально разобраться в содержании школьного исторического образования независимой Украины. Пришлось прочитать и проанализировать 13 учебников истории Украины с 5 по 11 класс Власова В .С., Смолия В. А. и Степанкова В. С., Свидерского Ю. Ю., Ладыченко Т. В. и Романишина Н. Ю.,  Гисема А. В. и Мартынюка А. О., Швидько Г. К., Струкевича А. К., Романюка И. М. и Пирус Т. П., Турченко Ф. Г. и Мороко В. М., Кульчицького С. В. и Лебедевой Ю. Г., Реента А. и Малий А., Пометуна А. И.  и Гупана Н. М. (изданы в 2007-2013 гг.).
В результате передо мной предстала та историческая картина мира, которую на протяжении 23 лет «незалежности» Украины вдалбливали в головы украинских школьников. И у меня сложилось впечатление, что мы и украинцы жили на разных планетах. А смысл украинского школьного исторического Зазеркалья заключается в следующем.
bookВ отличие от дремучих и невежественных москалей, каждый ученик украинской школы уже с 5 класса знает, что украинцы – это не русские, а значит, у украинцев и русских не было общей истории вплоть до XIV в.
Оказывается, еще в догосударственный период существования восточных славян шло раздельное формирование украинского и русского этносов: русский – на базе северных славянских племен; украинский – на базе семи южных племен.
На рубеже VIII-IX  вв. формируется чисто украинское государственное образование «Киевская Русь» с центром в Киеве, в котором правят князья из династии Киевичей (потомки легендарного Кия, который в VI в. основал Киев, включая летописных Аскольда и Дира). Так что, летописные «русичи» – это не русские, а самые что ни на есть чистокровные украинцы.
В 882 г. варяг Олег, пришедший с далекого севера, захватил Киев и объединил восточнославянские племена в одно большое государство. Но это было всего лишь следующим этапом в развитии древнего украинского государства. Просто произошла смена династии правителей (Рюриковичи сменили Киевичей).
Исходя из этого, все киевские князья, от Олега до Мстислава Великого, подаются как правители украинского государства. А знаменитый полководец князь Святослав Игоревич – так это вообще «истинный запорожец на киевском столе».
Этап раздробленности (XII-XIII вв.) подается как еще один этап в развитии украинской Киевской Руси. Причем Галицко-Волынское княжество – это «первое моноэтническое украинское государство» с высокоразвитой «древнеукраинской культурой». Причем уже на этом этапе «клятые москали» проявляют свой враждебный характер к украинцам: в 1169 г. Андрей Боголюбский, князь русского Владимиро-Суздальского княжества, пришел, разграбил Киев и ушел. Варвары, однако.
С XIV в. самостоятельное существование украинского государства прекращается. После Батыева погрома Южная и Юго-Западная Русь оказались в составе Великого княжества Литовского.
book2Однако это было  «литовско-украинско-белорусское» государство, в котором литовцы лишь управляли, а вся культура и экономика развивалась благодаря украинцам и белорусам. Поэтому украинские князья имели все шансы сбросить ярмо литовских завоевателей и возродить национальное государство, но тут опять на горизонте замаячила мрачная тень России.
Иван III и Василий III в начале XVI в. присоединили к Московскому государству Черниговско-Северские земли. Это пусть невежественные москали думают, что они тем самым продолжили процесс собирания русских земель, а  цивилизованные украинцы знают, что это было завоевание «украинской этнической территории».  
Однако не все так было мрачно в украинской истории. В XVI-первой половине
XVII вв. в южноукраинских землях было создано уникальное государственное образование – казацкая республика Запорожская Сечь. Сечь породила казацкое национально-освободительное движение против Польши, которое, благодаря гетману Богдану Хмельницкому, привело  к созданию Украинского казацкого государства – «Гетманщины».
Однако Польша не смирилась с этим, что заставило гетмана искать поддержку в других странах. Выбор пал на Россию как единоверцев. В 1654 г. на Переяславской Раде был заключен союз с Москвой.
И пусть русские тешат себя иллюзиями, что это было воссоединение двух братских народов, тогда как на самом деле это был договор равноправных государств, по которому Россия взяла на себя обязательство гарантировать независимость Украины. Но коварные москали обманули доверчивых украинцев.
book3И вот тут для Украины в составе Российской империи наступили мрачные и тяжелые времена, потому что Украина рассматривалась российскими императорами в качестве колонии.  В течение XVIII-начале XX вв. десятки тысяч украинцев погибали в ненужных войнах за чуждые им российские интересы, а Первая мировая война вообще рассматривается как национальная трагедия, так как украинцы убивали друг друга (одни служили в австрийской армии, другие – в российской).
С экономической точки зрения Украина представляла собой российскую колонию, из которой москали беззастенчиво качали ресурсы, а если и развивали промышленность, то только добывающую («общество рудокопов»). В области культуры российская власть целенаправленно препятствовала украинскому культурному развитию, превратив города в центры культурной дискриминации украинского народа, а ученых и писателей переманивала в Петербург.
 Поэтому украинская культура превратилась в сельскую, местечковую. Связи с Европой были прерваны. Как образно говорят авторы учебника для 8 класса, «в тот час, когда россияне «прорубали окно в Европу», они «закрывали дверь» в Украине.
Одни лишь гетманы-патриоты (до отмены этого института) отчаянно боролись за «неньку-Украину», из которых особенно выделяется Иван Мазепа, выдающийся «борец против иностранного господства». Но все это заканчивалось массовыми репрессиями против украинского народа.
В 1917 г. революционный хаос породил «Украинскую национальную революцию», в ходе которой на непродолжительное время возникло украинское независимое государство.
Однако вновь проклятая Россия встала на пути украинской государственности. Причем к контролю над Украиной стремились все: и Временное правительство, и белогвардейцы, и большевики.  Точку во всей этой «незалежной» истории Украины поставили большевики, которые совершили «большевистскую агрессию при поддержке украинских большевистских организаций».
Советский период Украины оценивается так же, как и дореволюционный: мол, Украина развивалась, но Москва не давала ей развиваться полноценно, относясь к ней как к колонии, временами проводя политику уничтожения украинского народа: от депортаций до голодомора.
Украина, оказывается, не принимала участия в Великой Отечественной войне (ведь СССР для украинцев не Отечество), а была втянута во Вторую мировую войну.
В движении Сопротивления на Украине, кроме партизан, огромную роль играли украинские националисты.
Лидер украинских националистов С. Бандера не является пособником гитлеровцев, так как боролся за независимость Украины с одновременными «революционно-демократическими» реформами, которые привели бы к демократии вместо тоталитарного режима.
Послевоенная история Украины в составе СССР оценивается как советская оккупация, восстановление сталинским тоталитарным режимом «контроля над Украиной».  
И только распад СССР позволил добиться исполнения «вековой мечты украинского народа», который осуществил свой «европейский выбор» – создание независимого государства, ориентированного на интеграцию с Европой.
В общем, как утверждает О. К. Струкевич, автор учебника истории для 9 класса, «история Украины принципиально отличается от истории России», так как «Россия была твердыней самодержавия», а «история Украины – это утверждение Закона, Права, Демократии». А значит, Россия – это враг.
Долгие годы сформированная русофобия носила латентный, скрытый характер. Но в нужный момент, который случился в начале 2014 г., все это выстрелило.  
Юрий Ган,
учитель истории,
станица Динская Краснодарского края

 

Прочитано 1269 раз

Поиск по сайту

Реклама