Самое читаемое в номере

Как США избежали угрозы «ресурсного проклятья»

A A A

Рассказывает эксперт «Улицы Московской» Михаил Зелёв.
Мне часто задают вопрос: как такая изобилующая полезными ископаемыми страна, как США, избежала печальной участи многих других государств, не превратилась в поставщика на мировой рынок минеральных ресурсов и энергоносителей, а смогла провести за XIX столетие решительную индустриализацию и стать самой развитой державой планеты?

Ответ, на мой взгляд, заключается в природе американских элит, политических институтов и политической культуры. Они сформировались не на местной богатой ресурсами почве, а были импортированы из Англии, т. е. сложились в принципиально других экономических и географических условиях.
В изобилующую ресурсами страну были перенесены люди с английским образованием, заражённые ценностями Просвещения, прекрасно знакомые с опытом развития других стран, приверженные отточенным в метрополии традициям верховенства права и парламентской борьбы.
Богатая ресурсами страна не занималась самостоятельной выработкой собственных политических институтов и традиций, а просто заимствовала их у самой развитой страны тогдашнего мира.
Именно это обстоятельство позволило американским правящим кругам на ранних этапах независимости осознать всю пагубность консервации аграрной или сырьевой специализации и сосредоточиться на последовательном стимулировании индустриального развития. И наиболее ярким доказательством этого является знаменитый доклад Элегзандра Хэмилтона.


Доклад Хэмилтона
США вышли из колониальной зависимости от Англии отсталой аграрной страной, где промышленное производство находилось в зачаточном состоянии, а большинство мануфактурных изделий поставлялось из бывшей метрополии в обмен на продукцию сельского хозяйства.
Одним из первых на нетерпимость подобного положения указал Элегзандер Хэмилтон, министр финансов в правительстве Джорджа Уошингтона, представлявший интересы нарождающейся промышленной буржуазии Северо-Востока. 5 декабря 1791 г. он обнародовал в Палате представителей свой легендарный доклад о мануфактурах, ставший одним из памятников американской экономической мысли.
Э. Хэмилтон отмечал, что сохранение существующей ориентации экономики на экспорт аграрной продукции в обмен на ввоз промышленных товаров приведёт к консервации отсталости и ослаблению независимости новорождённого государства. Укрепление же национальной независимости и ускорение экономического прогресса требуют быстрого развития промышленности.
dollarОн подчеркивал, что поддержка промышленного развития приведёт не только к росту национального дохода. Урбанизация должна создать надёжный и устойчивый спрос на продукцию американского сельского хозяйства. Индустриализация приведёт к более глубокому разделению труда, вызовет радикальный сдвиг в использовании машин и механизмов, повысит производительность труда и увеличит продуктивную занятость.
В конце XVIII в. промышленное развитие не могло представляться Э. Хэмилтону иначе, как импортозамещающая индустриализация. Закрытость рынков развитых стран исключала возможность экспортно-ориентированной индустриализации вплоть до середины ХХ в., когда сами США, взяв бразды правления нашей планетой, начнут бороться за открытие рынков передовых государств для промышленных товаров из развивающихся стран.
Э. Хэмилтон ратовал, прежде всего, за введение умеренных пошлин на импортные промышленные товары и использование полученных государством доходов для субсидирования национальной промышленности. При этом он выступал за временный характер данной меры, целью которой являлись не полный запрет импорта, а лишь обеспечение становления новых отраслей промышленного производства.
Доклад Э. Хэмилтона предлагал много других мер, необходимых для индустриального роста и уже использованных передовыми европейскими государствами. Он выступал за всемерное развитие транспорта и связи, необходимых для формирования полнокровного внутреннего рынка, быстрой доставки товаров, формирования конкурентных начал в экономике и подтягивания отстающих регионов. При этом предлагал особое внимание уделить строительству каналов, используя обилие рек и озёр.
Министр выступал за активное привлечение прямых иностранных инвестиций, стимулирование иммиграции в США из Европы талантливых и обученных рабочих и ремесленников, всемерное развитие предпринимательства.
Доклад был отвергнут Конгрессом. Представителей южных плантаторов, возглавляемых государственным секретарём Томасом Джефферсоном, больше всего напугала идея субсидирования промышленности.
Но идеи Хэмилтона оказали колоссальное воздействие на последующую экономическую политику американских правящих кругов. Правоту министра финансов позднее признает и сам Т. Джефферсон: «Жизнь заставила меня понять, что обрабатывающая промышленность нужна не только для нашей безопасности, но и для нашего комфорта».


Заветам Хэмилтона верны
В массовом сознании господствует представление об американской экономике позапрошлого века как о свободной рыночной стихии. Это не так.
Американское государство с самого начала оказалось активным участником экономического развития страны в качестве его регулятора и координатора. Без этой активной роли все естественные преимущества США легко могли превратиться в барьеры для развития.
Тогда, прежде всего, широкое применение нашла идея Э. Хэмилтона о протекционистских тарифах. Ещё президент Т. Джефферсон в 1807-1809 гг. экспериментировал с полным запретом внешней торговли.
А в 1816 г. при Дж. Мэдисоне был принят первый протекционистский таможенный тариф. При этом до середины 1860-х годов таможенные тарифы пересматривались в сторону повышения 15 раз.
Самое интересное, что американские правительства добились того, что их расходы финансировались преимущественно за счёт импортных пошлин и средств от продажи земли. Их доля в доходах федерального бюджета колебалась в диапазоне от 40% до 90%.
Правительства не стали следовать наказу Хэмилтона и субсидировать промышленные компании, но снизили до беспрецедентно низких значений налоговую нагрузку на них. США превратились  в налоговый рай, где промышленности была обеспечена небывало высокая рентабельность.
Значительная норма прибыли позволяла американским промышленникам поддерживать сравнительно высокий уровень оплаты труда, что привлекало в страну огромное количество квалифицированных рабочих и инженеров из Европы, позволяя использовать их производственный опыт и образование.
Американские власти в XIX в. всецело поддерживали иммиграцию из Европы, осознавая её исключительную роль не только в наращивании человеческого капитала, используемого промышленностью, но и в расширении внутреннего потребительского спроса для её продукции.
За столетие вклад новых иммигрантов в общий прирост численности населения составил около 1/3. Большинство из них становилось фермерами, обеспечивая устойчивый рост спроса на продукцию американских заводов.
Ещё в начале XIX в. американские власти развернули реализацию широкой программы развития транспорта и связи. Сначала это была сеть шоссейных дорог, а с 1816 г. развернулось строительство системы каналов. Под это власти выделили земли и покрыли 3/5 всех затрат на строительство.
В дальнейшем правительство всячески стимулировало строительство железных дорог частными компаниями. Оно выделяло землю, предоставляло кредиты, покупало акции железнодорожных компаний. Огромную роль сыграло и развитие почтовой связи.
Начиная со Второй американской революции (1861-1877), правительство начинает уделять большое внимание развитию образования. Конгресс увеличивает расходы на эти цели.
Доля государства в инвестициях в образование с 1840 г. по 1900 г. увеличилась с 50% до 80%. Если в 1861 г. в школах училось лишь 57% детей, то в 1889 г. – уже 75%. К началу ХХ в. доля грамотных в США составила 97%. При этом правительство активно стимулировало и развитие высшей школы.


Роль институтов
Огромное значение для успешного развития индустрии имела и стабильность американских правовых и политических институтов: диктатуры закона, независимости судов, гарантий частной собственности, гражданских прав и свобод, регулярной сменяемости власти, политической конкуренции.
Отметим значение правовых институтов на примере патентного права. Первый закон о защите прав изобретателей был принят в США ещё в 1790 г. Он обеспечивал им исключительное право на использование полученных патентов и продажу изготовленных с их помощью изделий на всей территории страны на протяжении 14 лет. Затем срок увеличили до 17 лет.
Надёжная защита прав изобретателей привела к устойчивому научно-техническому прогрессу. Если в 1800-е годы в стране было зарегистрировано всего 270 патентов, то в 1890-е годы – уже около 40 тыс.


Итоги
Если в 1820 г. на США приходилось 4% мирового промышленного производства, то в 1900 г. – 30%. По объёмам промышленного производства США обогнали Англию в первой половине 1880-х годов, а уже к 1900 г. объём промышленного производства в США в 1,5 раза превосходил английский.
Уже в 1900 г. США обгоняли Англию по производительности труда в расчёте на одного занятого в народном хозяйстве, а в 1913 г. опережали бывшую метрополию по ВВП на душу населения уже на 15%. Теперь уже другие страны вынуждены были догонять США.
Бурное промышленное развитие США сняло с повестки дня вопрос об экспорте минерального сырья и энергоносителей. Они практически полностью поглощались динамично растущей, высококонкурентной национальной обрабатывающей промышленностью.
Михаил Зелёв, кандидат исторических наук

Прочитано 1930 раз

Поиск по сайту