Самое читаемое в номере

Арктика: 90 дней и ночей

A A A

kotelniy aС 26 августа по 19 ноября группа монтажников из г. Пензы работала на острове Котельном, который располагается в море Лаптевых (Северный Ледовитый океан). Вот уже 2 года на острове строят военную базу, которая является частью масштабной программы Министерства обороны России по возобновлению постоянного военного присутствия в Арктике. О том, каково это – работать на благо Родины в условиях Крайнего Севера, читателям «Улицы Московской» рассказывает руководитель группы Максим Купцов.

Остров с третьего раза
Вертолёты на остров Котельный летают не так часто, как хотелось бы. Пассажиры, которым нужно туда попасть, собираются за Полярным Кругом, в посёлке Тикси.
Наша бригада прибыла туда 29 августа. Гостиница – в плачевном состоянии, один душ на 100 человек.
Всю первую неделю сентября мы сидели в гостинице и потихоньку сходили с ума от безделья. 10 и 11 сентября ходили на аэродром, но улететь не удавалось. Улететь получилось только с третьего раза.
На остров идут обязательно 2 вертолёта. Первый везёт пассажиров, а второй летит для того, чтобы с острова улетел первый. Это как летающая заправочная станция.
Лететь очень шумно и некомфортно. У каждого с собой по 2-3 сумки с вещами. Плюс гора продуктов для «лишенцев», которые находятся на острове долгое время.
На подлёте к посадочной точке открывается пейзаж, которому позавидовал бы любой режиссёр фильма об острове, ставшем необитаемым в результате варварского отношения человека к природе.
Во многих местах по побережью раскиданы пустые топливные бочки, стоит разбитая старая техника военного и гражданского назначения. Ветер гоняет по острову стройматериалы и мусор.

kotelniy
Игрушка для взрослых мальчиков
13 сентября начались наши рабочие дни: с 8 утра до 8 вечера. Первые несколько дней мы разгружали баржи с контейнерами и всякими материалами. Начальство действовало непродуманно, поэтому процесс шёл очень медленно.
18 сентября пошел первый снег с дождём и сильный ветер – более 20 м/c. Одежды для такой погоды у нас не было. Пришлось взять общевойсковой защитный костюм у завхоза рабочего городка. У некоторых участников экспедиции поднялась температура.
21 сентября был первый день, когда мы начали работать на своей площадке: укладывали бетонные плиты под так называемые монтажные леса, хотя это должны были делать совсем другие люди. Не свою работу мы делали несколько дней. В грязи, в снегу и на ветру, пытаясь повысить в дальнейшем оборонную способность страны.
24 сентября случилось чудо – мы начали собирать монтажные леса. Учились по ходу. Собрали нижний ярус внутреннего кольца радиопрозрачного укрытия. На другой день собрали первый ярус среднего кольца.
Это такая игрушка для взрослых мальчиков. И не для дальтоников: мозг болит от цветных полосок и аббревиатур на них.


Работа кипит
Проблемы начались с самым массивным и объёмным кольцом. Сначала долго не могли выставить горизонт из-за неровностей площадки. За 5 дней собрали только два яруса. Все устали.
Да ещё и погода была не очень, поднимался холодный ветер. Руководство гоняло всех туда-сюда, была полная неразбериха, но дела до этого никому не было. Однако мы не сдавались.
Первый день октября был полон эмоций. С утра шел дождь со снегом. Затем ребята тупили с чертежами и сборкой. За день можно накидать и «протянуть» ярус целиком, но из-за усталости и бытовых проблем собрали только треть. Наверное, усталость накопилась у парней. Ещё и песец погиб на площадке не своей смертью: возможно, перекусил провод под напряжением.
4 октября был один из немногих хороших дней. Мы продолжили сборку 5-го яруса внешнего кольца. Это было очень трудно, потому что здесь вся конструкция, весящая 128 тонн, начинала потихоньку сужаться.
В последующие дни было сложно из-за погоды: дул сильный ветер и шёл снег. Ругались, но продолжали работу.

kotelniy2
Что дальше?
Ещё все немного устали от однообразия местного пейзажа. В голове вертелась одна мысль: «Что-то надо делать, чтобы не сойти с ума».
К 15 октября достроили последнюю галерею, и как бы на этом всё!
Наступало самое тяжёлое время – время ожидания следующего этапа работы. В последующие несколько суток мы работали с 2-3 часов ночи до 7-8 утра.
А 22 октября я узнал «потрясающую» новость: вертолёт, прибывающий на остров 24 октября, не улетит обратно на материк. Он будет помогать разгружать корабли, стоящие на рейде, а то один кораблик уже затёрло льдами, и он не может сдвинуться с места.
И это была половина беды. А вторая её половина заключалась в том, что никто не знал, когда прибудет следующий вертолёт с материка.
Впрочем, на другой день тот самый вертолёт начал разгружать баржу с нашими элементами для дальнейшей работы. Моей радости не было предела, а вот другим ребятам было всё равно: они уже хотели на материк к жёнам и детям. В душе я, конечно, тоже хотел.
Холодало, было около –10ОС, и на ветру в 6-10 м/с стоять невозможно. За пару дней мы эти элементы расставили по своим местам, а когда они закончились, начали черпать море вёдрами. Ввиду того, что следующих элементов для создания пазла не было, пришлось опять ждать. Между тем, нас пытались убедить, что это очень нужно Родине.
Элементов пазла больше не привозили, и мы начинали потихоньку злиться, что никто не отвечает за поставки строительного материала на остров. Чувствовали, что улетим мы отсюда в лучшем случае в конце ноября. Становилось печально и обидно, особенно за бездействие людей, у которых были рычаги управления этой стройкой. 

kotelniy3
Новая работа и старая еда
30 октября собирали совсем другое изделие. Всем понравилась работа, несмотря на – 25-28С и ветер 10-12 м/с. Просто мы уже немного засиделись на месте.
2 ноября движуха была в самом разгаре: все поняли, что нельзя просто так взять и уехать с этого острова. Нужно дело делать. Тем более, наконец-то, пришли все элементы, необходимые для нашего объекта. Мы ждали их ровно месяц.
Все были довольны, но понимали, что дальше будет выше, а значит, хуже и медленнее. Особенно при температуре – 22-24С и ветре 10-15 м/с.
За следующие несколько дней я до такой степени устал морально, что начал пить валерьянку. Силы для выживания в этих арктических условиях были на исходе. Грела мысль, что с каждым днём отъезд всё ближе. Ребята начали проявлять большую работоспособность и думать на несколько панелей вперёд.
Чем ближе был отъезд, тем больше появлялось инициативы у парней. Но к 12 ноября все морально выдохлись: не мылись к тому времени уже 9 дней, а про стирку даже и говорить нечего.
Еда тоже была не очень. На завтрак большим бородатым мужикам давали манную кашу, в обед – суп из тушенки. Сама тушенка не лучшего качества, но съедобна.
На ужин давали разведённый концентрат картофельного пюре: немного прохладный, голубоватого цвета. А на подливку всё та же тушенка, но пережаренная с луком и морковью, с добавлением большого количества жидкости.
На третье давали чай или кофе. Хлеб был всегда свежий, но по 2-3 кусочка в одни руки.
Остальные продуктовые прелести выменивались на сигареты и деньги. Иногда были и хорошие дни, когда выдавали сухофрукты, сок, шоколад.
Совсем забыл про питьевую воду. Только там я понял, как плохо без банальной чистой питьевой воды, которая есть без ограничения в каждом доме. А тот суррогат, который нам пытались выдать за питьевую воду, был больше по цвету и вкусу похож на воду для технических нужд.
Перед отлётом вдобавок ко всему мы узнали, что наши доблестные повара вовсе не повара, а бурильщики, которые прилетели на остров делать нулевой цикл для жилого городка. А поваров, которые обучались в специализированных техникумах и пищевых институтах, на острове не было. 

kotelniy4
Напряжёнка
Вскоре меня ждало ещё одно неприятное открытие: я начал понимать, что мои монтажники работают только за деньги! Хотелось надеяться, что всему виной погода и плохие условия быта. И здесь уже никто не виноват, кроме меня.
Наверное, мне просто немного не хватает опыта таких длительных командировок. Но, по большому счёту, кого это интересует? Монтажников точно не интересует. Я бы, наверное, так же вёл себя на их месте.
К 15 ноября меня стали посещать мысли, что обстановка напряжена до предела. Любой психолог мог бы защитить на нашем примере диссертацию «Агрессия в малом коллективе в ограниченном пространстве». Однако, несмотря ни на что, мы работали слаженно.
Видя это, начальник стройки предложил мне поговорить с ребятами, чтобы они остались на острове до окончания монтажа.
Вы когда-нибудь заходили в клетку с тигром?
Поэтому за день до вертолёта мы решили вообще не выходить на работу.
А когда взлетели, все вздохнули с большим облегчением.

Прочитано 3643 раз

Поиск по сайту