За тридевять земель в Коста-Рику и Никарагуа

A A A

nikaragua aНа этот раз Александр Назаров рассказывает о том, как в рамках своего традиционного осеннего путешествия он вместе с сыном Артемом, художником-фотографом (США), посетили Никарагуа.

Из Коста-Рики до Никарагуа мы почти 8 часов добирались на автобусе. Оставшиеся деньги можно поменять на границе, но по грабительскому курсу, у мальчишек.
Переход границы длился почти 3 часа, а было это поздней ночью – удовольствия никакого. На границе ищут наркотики, оружие: сначала в автобусе, потом на длинных столах все открывают свои баулы и чемоданы.
Через 100 км была Гранада. До столицы Манагуа мы решили вообще не ездить, потому что войны и революции уничтожили многие древние памятники. nikaragua4

Смотреть остаётся в основном только на природу.
Оставив пожитки в гостинице, мы ринулись на пешеходную улицу, где уже угасала бурная жизнь. Первый звонок, что мы в другой, неспокойной, стране, был совет официанта убрать со стола телефоны и другие вещи: подскочат на мопеде и сметут всё со стола.
Мы были в то время, когда заканчивается сезон дождей, поэтому было не так жарко. Хотя временами казалось, что твою рубашку окунули в тёплую воду и дали поносить. А дождь начинается мгновенно – сплошная стена воды, как будто кто-то наверху открыл огромный кран. И так же внезапно заканчивается – кран закрыли.
К обеду жизнь затихает до вечера. Но у нас времени было мало, поэтому мы гуляли и по жаре. Зашли довольно далеко от центра, и к нам подъехали двое полисменов и предупредили: дальше полиции нет, и там опасно. Пришлось вернуться.
Город Гранада очень красивый, похож на декорации к какому-нибудь историческому фильму: яркие краски, испанская архитектура и на ратушной площади один их древних католических соборов. Но в обед гуляешь по городу один.
nikaragua* * *
От жары спасались мы в баре с кондиционером, потягивая холодное пиво. В одном из баров нас почему-то приняли за финнов. А когда выяснилось, откуда мы, началось: водка, зима...
Наш новый знакомый (сидящий за соседним столиком и принявший нас сначала за финнов) оказался 32-летним бывшим предводителем банды. Он отсидел один год за наркотики вместо девяти: умудрился при аресте записать на телефон полицейских, вымогавших взятку, и передал своему адвокату.
Бывший главарь рассказал, почему утром нас остановили полицейские. Если на проводах висят кроссовки – это граница банды, и туда лучше не соваться. (Потом, путешествуя по стране, много обуви на проводах повидали.)
Мы как-то быстро подружились, и этот парень предложил нам экскурсию на баркасе по маленьким островам: как раз в том районе, куда утром не советовали.
nikaragua2Десятки островов, очень маленьких, но на них живут люди, есть гостиницы, бары. А на одном острове живут только обезьяны – развлечение для туристов.
Главарь банды рассказал нам, что огромные разлапистые деревья на берегу в простонародье называют «зелёный дом», потому что ночью под ним находят приют парочки, у которых не хватает денег на мотель.
После трёхчасовой прогулки мы вернулись в город. Деталь: когда заплатили за экскурсию, наш «гид» свернул банкноты в трубочку и спрятал в носок.
Надо сказать, что и Коста-Рику, и Никарагуа хочется назвать краем непуганых собак, так как их везде много. А в Гранаде почему-то не было слышно собачьего лая. Наш приятель, усмехнувшись, пояснил: «У нас две недели гостил цирк-шапито со львами – вот собак и поубавилось».
* * *
nikaragua3Номера у нас были не очень дорогие, поэтому холодильников не было. Вот мы и придумали одну хитрость. Уходя из номера, вставляли расчёску в гнездо для ключей, чтобы кондиционер не выключался, а к нему привязывали пакет с пивом.
В местечке San Juan del Sur в 100 км от Гранады есть бухта со всемирно известным пляжем. Рядом на большой горе высится 28-метровая статуя Христа. И мы решили туда добраться по серпантину на машине.
А у нас был маленький «Рено», и метров за 200 до вершины наше авто выбилось из сил. Я умудрился выскочить из него и стал толкать. Но, если бы не помощь местных жителей, не знаю, чем бы это закончилось. Хотя наша попытка того стоила: с вершины открываются совершенно фантастические пейзажи.
Вечером на пляже до захода солнца местные мальчишки гоняли в футбол. Красиво, технично, без грубости. Капело бы со своими неудачниками сюда – может, научились бы.
В центре озера Никарагуа есть остров Concepcion с двумя вулканами, один из них действующий. Мы добирались туда на пароме. Когда садились, народу было полно, и с нас вытянули взятку: якобы мест для автомобиля нет. Оказалось, ещё и свободные остались. Там в порядке вещей вытянуть денежку у белых.
На острове есть этнографический музей с предметами быта, найденными именно на этом острове. nikaragua5Экскурсоводы всегда подшучивают над посетителями, показывая один экспонат и спрашивая: «Что это, по-вашему?»
Я сказал, что это курительная трубка. – «Нет, это керамический вибратор, которому уже 2000 лет».
В этом году китайцы хотят построить канал параллельно Панамскому для более современных судов. И почти 200 км пройдет через озеро Никарагуа.
Россия тоже пытается участвовать в этом проекте, а сотрудничаем мы с этой страной уже давно, со времён революции 1980-х гг. Полицейские разъезжают на наших «Жигулях» и «Нивах». В столице ездят наши пассажирские автобусы.
* * *
Везде присутствует испанская архитектура, это же бывшие испанские колонии. Мы побывали в красивейшем городе Леоне, где находится один из крупнейших католических соборов Центральной Америки. Его сейчас начали реставрировать.
Вечером на площади местное министерство туризма проводило этнографический праздник: расставили стульчики, народу собралось полно, детские и молодёжные коллективы пели испанские песни, танцевали. Я подумал: кровь у всех южная, горячая, сейчас начнутся пляски – увижу настоящий праздник. Ничего подобного: все сидят и скучают, как у нас.
А рядом, в баре за заборчиком, какая-то компания из человек пятнадцати веселилась и танцевала. И вот мы с Артёмом (спасибо текиле) пошли танцевать испанские танцы вместе с этой компанией.
И среди них оказалась женщина-агроном, которая очень давно училась в Москве, в университете Дружбы народов им. Патриса Лумумбы. И мы с ней общались на русском языке. А Артём – на английском со всеми остальными. Компания пригласила нас к себе в гости на следующий день, но мы не пошли: оставалось всего два дня.
На следующее утро мы уехали из гостиницы в национальный парк Las Penitas. Параллельно берегу океана есть протока, по которой на 12-местных баркасах катают туристов. Баркасы, конечно, современные, отлитые из пластика.
В тот день народа было мало: не сезон. Везли нас двое, один управлял баркасом, другой – экскурсовод, молодой парень, и все говорят по-английски. Мы спросили, бывают ли здесь русские. Нам ответили: «13 лет катаю туристов. Вы из России первые».
В этом парке около 500 видов и подвидов представителей животного мира. Крокодила мы видели одного, спящего. На берегах – черепашьи фермы. Огромные черепахи выползают на берег и на метровую глубину закапывают яйца. Нам показали черепашек, которым всего один день: они размером со спичечный коробок.
Национальный парк охраняется очень тщательно. На месячную вахту приезжает 8 солдат с калашами. Если поймают нарушителя, за причинение экологического вреда сразу дают 6 лет тюрьмы.
* * *
А в Гранаде по пятницам жгут мусор, так что из-за дыма ничего не видно. Это у них традиция такая, санитарный день. Власти пытаются с этим бороться, но ничего поделать не могут. Весь накопившийся за неделю мусор жители никуда не вывозят, никак не утилизируют, а сваливают в кучу во дворе и поджигают.
Мальчишки зарабатывают на туристах, предлагая разные поделки. Мы решили поддержать одного паренька и купили у него по кожаному браслету. Все эти уличные мальчишки учат английский язык, потому что понимают, что это путёвка в жизнь.
Ко мне как-то на улице один мальчик обратился сначала на английском, потом на французском, потом на испанском, а потом и говорит: такой большой, а ни одного языка не знаешь.
Кстати, ещё интересная деталь, про никарагуанских пастухов. У нас они ходят с кнутами. В Таиланде я видел пастухов с рогатками: камень с дороги поднимут и бабах по корове. А в Никарагуа – с красным флагом. Это не шутка: пастухи управляют коровьим стадом, размахивая большим кумачовым флагом.
* * *
Я настолько привык к доброжелательности и улыбкам местных жителей и полицейских, что тоже вовсю улыбался, со всеми хотелось здороваться. Но в Шереметьево эта привычка быстро прошла. Здравствуй, Родина!