Самое читаемое в номере

Тёплый остров в океане

A A A

island aФотографы Александр (Россия) и Артём (США) Назаровы совершили традиционное осеннее путешествие, выбрав на этот раз Исландию и Марокко. Сегодня рассказ об Исландии.
Какой бы ни был талантливый рассказчик,
красоты лучше увидеть самому.
Александр Назаров

Исландия переводится как «ледяная страна». Страна красивая, но попасть туда сложно, в России их представительства нет. Визы выдаёт посольство Дании при условии, что у вас был уже выезд в Шенгенскую зону и забронированы гостиницы на каждую ночь. А это не очень удобно, вдруг захочется где-то задержаться?
Опытные люди дали совет: оформи визу в Финляндию и езжай через неё. Я так и сделал. На въезде, к моему удивлению, не было никаких анкет, никто ничего не проверял, удалось даже провезти с собой татарскую колбасу. Пограничнику показываешь паспорт с финской визой и обратный билет – и всё, ты в Шенгене. Но въезжать лучше через страну, выдавшую шенгенскую визу, чтобы не было проблем в будущем.
В Рейкьявике меня уже встречал на арендованной машине Артём, прилетевший на 2 дня раньше с фотосъёмки с Кубы.
Моё знакомство с Исландией началось прямо в аэропорту: рюмка исландского шнапса (теперь я понимаю, почему в мире так любят русскую водку) и на закуску вонючая-вонючая рыба. Её готовят особым способом, закапывают сырую в землю на полгода, что-то с ней происходит – и вот вам закуска. Ну, разочек я это употребил, чтобы не нарушать местные традиции.
Потом рыбу выкинули – крышка упаковки открылась, и нам 2 дня пришлось ехать с открытыми окнами. Артём пошутил, что надо её в России в машине возить – ни один гаишник не подойдёт.

island3
Традиционно маршрут по Исландии пролегает по побережью – круг около 1700 км. Некоторые делают съезды в удалённые деревушки, рыбацкие посёлки или к природным памятникам. У нас была легковая «Шевроле», а если хочешь путешествовать везде, нужен внедорожник. Но это дорого, да и бензин у них в 2 раза дороже нашего.
Немного истории
Давным-давно на остров высадились первые обитатели. Остров вулканического происхождения весь был покрыт лесами. Сейчас осталось только около 10%, потому что поселенцы выжигали леса, расчищая землю для посева пшеницы.
Сегодня остров – это горы и долины, засыпанные камнями. Хлеб привозной, поэтому очень дорогой. Зато стада овец пасутся по всей стране, даже в горах. Больше половины из 400 тыс. населения живёт в столице, остальные – в маленьких городках и фермах. Фермы очень красивые, обустроенные, везде линии электропередач, наверное, у них нет никаких проблем с бытоустройством.
Хотелось бы сразу предупредить тех, кто собирается путешествовать по Исландии: увиденное в туристических буклетах – зачастую иллюзии.
Чтобы действительно увидеть красоты, надо очень много проехать и ещё надо, чтобы повезло с погодой. Про погоду в Исландии говорят: не нравится погода – подожди 15 минут, и она изменится. Так у нас и было: солнце, дождь, снег. А ведь фотосъёмка красот как раз и зависит от света, погоды.

island4
Невероятное доверие
Первая ночёвка была в хостеле, в деревне в 70 км от Рейкьявика. Сложно называть эти маленькие поселения деревнями, это скорее города – маленькие, чистые, уютные. На весь городок был только один бар, который держала семья из Таиланда. Вообще, любителям крепкого в Исландии сложновато. Магазины торгуют алкоголем с 14 до 18, а где-то ещё меньше. Не в комендантский час можно найти пиво крепостью 2,5%.
Хостел – явление для нас необычное, поэтому расскажу о нём подробно. Номера на 2-8 человек, удобства в коридоре. Есть кухня, электроплиты, посуда. Разуваться надо на 1 этаже. На входной двери номер телефона администратора. Звонишь – он отвечает, в какой номер можно заселяться. Сам он появляется только с 16 до 20 часов, платишь ему деньги и больше не видишь.
Доверие невероятное. Можно забраться, переночевать, и никто не узнает. Утром уезжаешь – просто оставляешь ключ. В Рейкьявике мы за 3 дня проживания администратора видели 2 раза.
В другом хостеле женщина вяжет свитера и оставляет с указанием цены: деньги клади, забирай.
Везде стоят терморегуляторы, и круглые сутки у них везде горит свет. Я, помня про свой электросчётчик, ходил и тушил, а хозяин утром включил всё снова. Оказалось, электроэнергию в стране получают от термальных источников, используют только 30%, а продать не могут – остров.
Кстати, весь обслуживающий персонал из стран Восточной Европы и Прибалтики. В ЕС-то они вступили, а у себя работы нет. Работая в хостеле, получают в 4 раза больше, чем дома.

island
Об особенностях езды
Кольцевую дорогу построили около 6 лет назад. Покрытие хорошее, но дорога без обочин, поэтому остановки и занятие фотосъёмкой – проблема. Полиции на трассе нет, только пугающие таблички «Впереди радар».
Обязательно нужен GPS, Артём скачал какой-то хитрый, нас постоянно выручал. Заправки все – автоматы, расплачиваться надо банковской картой. Можно вообще без наличных обойтись – наши Viz’ы принимают даже на барахолке в Рейкьявике.
На автомобилях не все путешествуют. Многие идут пешком с тяжеленными рюкзаками. Два американца прошли всю страну с севера на юг, попадали в снежную бурю, мёрзли. Вообще, здесь экстремалов хватает, на пароме везут мотоциклы и гоняют по всем недоступным местам.
Мы тоже решили вкусить экстрима, проехать на нашем «Шевроле-круз» три перевала, хотели подъехать как можно ближе к полярному кругу. Рискнули: мало того, что серпантин, крутые повороты, так ещё и туман, чем выше, тем сильнее. Мне постоянно приходилось выходить из машины, чтобы этот самый поворот не пропустить. И вдруг – солнце. Оказалось, что мы поднялись выше облаков.
Спустились в рыбацкие посёлки. В одном из них был музей – дом рыбака прошлого века, а жителей – 100 человек. Ассортимент в магазине, как у нас: чипсы, вода, шоколадки и т. д. В конце путешествия нам пришлось ехать мимо ледника Ватну. Льдины, сходящие с него, образуют айсберги. Не такие большие, как в Гренландии, но осадка у них достигает 30 м.
Нам попались льдины помельче. Они плыли по реке и в узком месте, у моста, скапливались, и получалось красивое нагромождение совершенно необычных льдин.
День был очень дождливый, но мы рискнули и за 30$ плавали среди них на амфибии целый час. Служащие показали нам большие куски прозрачного льда. У нас говорят: как слеза, я думаю, чище.

island2
Три иллюзии
Теперь об иллюзиях, о которых я уже упоминал. Первое – гейзеры. Термальных источников, где можно купаться, много – плати только денежку.
А гейзер – один! Стреляет горячей водой на высоту 10-15 метров. Остальные, в так называемой долине гейзеров, похожи на врытые в землю большие булькающие кастрюли. А водопады – да, красиво, если вам повезёт с погодой.
Вторая иллюзия – путешествие на трёхпалубном пароходе к китам. Гарантий за 3 часа и 60$ нет никаких. Одевшись в тёплые комбинезоны, все стоят и ждут. Появился хвост кита – ура! Мы 5 раз этот хвост видели – и всё. Через час все ушли в бар. Я стойко держался. Но увидел ещё лишь плавники двух дельфинов.
Иллюзия третья – можно увидеть северное сияние. Был прогноз в интернете: 3 из 10, что будет! Для этого надо выехать за 100 км от столицы, чтобы свет не мешал.
Мы подумали и решили: зачем платить ещё 60$, это же не море, машина у нас есть. Пристроились в хвост колонне автобусов. Через 100 км въехали на специальную площадку. Из автобуса высыпали люди, продвинутые фотолюбители поставили треноги, все уставились в небо в ожидании чуда.
Небо в звёздах, на горизонте что-то засветилось. Это, говорят, северное сияние поднимается. Ждём 30 минут, час, полтора. Многие в автобус вернулись спать. Через два часа по горизонту прошло облако, и свет вдали исчез – оказалось, это был город. Автобусы с уснувшими туристами повернули в Рейкьявик.
Столица
Рейкьявик был нашей последней точкой. Туристам всегда интересна историческая часть, а это всего лишь 3 улицы. Магазины раньше 11 не открываются. Всё дорого. Суп – 20$.
Для себя я нашёл три достопримечательности. Это барахолка по выходным, всё, как у нас, только продавцы стоят с банковскими терминалами. На берегу – закусочная морепродуктов. Бывшему хозяину уже 90 лет. Он продал своё заведение на условии, что будет приходить сюда и веселить посетителей, раздавая открытки со своим изображением. Рядом сидит его восковая фигура, если сможете сделать фото втроём, это удача. Здесь готовят вкусный суп из лобстеров, палтуса и мясо кита.
 Ещё достопримечательность – костёл, на который за 7$ можно подняться и сфотографировать панораму, если повезёт с погодой. В костёле каждый день играет орган, туристы заходят послушать. Я подумал: а у нас орган часто будет играть?
В аэропорт мы уезжали в субботу, в 4 утра. У исландцев это день, когда все расслабляются. Толпы молодёжи пьют, гуляют и дерутся, традиционно.