Самое читаемое в номере

×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 453

Украина – она непредсказуема!

A A A

krym aАндрей Грачёв, кандидат исторических наук, постоянный читатель и внештатный автор «Улицы Московской», рассказывает о том, как в августе 2013 г. совершил автопутешествие по Украине и Крыму.

Путешествие по Украине у нас началось с паромной переправы через Керченский пролив. Примерно 30 минут ушло на то, чтобы пройти таможню в селении порт Кавказ и заплатить примерно 2500 руб. за машину и за себя, и мы уже на пароме. А потом 20 минут по волнам при очень сильном ветре, пересекаем морскую границу. Ещё 20-30 минут на украинской таможне, и все. Вот мы и в центре Керчи.
Первое, что мы решили сделать, это обменять родные рубли на гривны. Пошли в банк. Там очередь. Денег, сказали, очень мало. Поэтому вряд ли нам поменяют больше 10000 рублей.
krym3

Решили пройтись по рынку. И сделали для себя открытие: рядом с прилавками, где бабушки продают укроп и петрушку, есть прилавки с другой зеленью, где можно купить и продать хоть рубли, хоть доллары, хоть евро. Причем, курс намного выгоднее, чем в банках. После, когда ездили по всей Украине от Ялты и Севастополя, до Киева и Харькова, лучшего для нас курса мы так и не встретили.
А дальше наш путь лежал на южный берег Крыма. Есть два пути: вдоль моря и через центр полуострова. krym2По опыту могу сказать: если хотите насладиться красотами природы, тогда – по горам и вдоль моря. А если спокойно и быстро доехать, то через Симферополь и степями. Мы ездили и так, и так.
Дороги в Крыму, наверное, самые лучшие по качеству на Украине, особенно трасса Севастополь-Ялта. На материковой Украине только Одесса-Киев очень достойная дорога, где можно ехать 120 км в час и не бояться за последствия. Но это исключение. Попадали на дорогу Одесса-Кривой Рог: такого ужаса я никогда не испытывал, вся дорога – сплошная яма, а в ней еще куча ям. На 60 км пути потратил почти 3,5 часа.
По дороге к морю, заехали в Коктебель, на знаменитый коньячный завод, где можно затариться отличным вином и коньком в розлив. Причем цены на хороший 12-летний коньяк приятно удивили: примерно 300 руб. за литр, а вино – от 50 руб. до 200 руб., на любой вкус.
Вот интересно, сколько теперь наши туристы будут тратить на вино, если на территории России цена коньяка должна быть не меньше 320 руб. за бутылку 0,5 литр. И это самый плохой.
А потом были горы и серпантины. Самое страшное на крымских дорогах – это люди, в основном местные жители. Они летают. Не ездят, а именно летают, причем в основном на старом советском автопроме: жигулях, москвичах, волгах. И первое время очень страшно: не зная толком дороги и особенностей вождения автомобиля в горах, пришлось понервничать и поприжиматься то к скалам то к обрывам.
На одном повороте в районе Судака решили сократить путь и свернули, ехали по лесу. И тут произошло наше знакомство с Украинской армией.
Едем по лесу, проезжаем какие-то предупреждающие знаки, вроде деревня, но в один момент я понимаю, что это военная часть, скорее всего, учебная часть каких-то спецподразделений украинской армии. krymПроехали на машине по плацу, до самого конца части, развернулись, посмотрели служебных собак в клетках, люди в форме проходили мимо нас, смотрели, но никому и в голову не пришло просто поинтересоваться, а что у них на территории делает машина с иностранными номерами.
Мы искали место жительство по факту приезда. Посмотрели Балаклаву, Форос и остановились на Симеизе. Небольшой городишка в 20 км от Ялты.
Найти, где жить, нет проблемы, весь вопрос в цене вопроса. Не успеваешь подъехать к парковке в любом городе, и сразу бежит толпа народа, предлагающая жильё на любой «вкус и цвет».
krym4Главное не спешить, для нас главными критериями были  близость к морю и наличие чистого пляжа. Все это мы нашли всего за 1200 руб. в сутки со стоянкой, кондиционером и всеми удобствами. Стоянка – это вопрос очень важный в южных городах: земли мало, поэтому стоянки – редкость, и машину приходится бросать на узких улицах.
krym5Русских туристов в Крыму было много, причем со всей европейской части, рядом с нами располагались санатории, и каждое утро можно было видеть автобусы с номерами Москвы, Казани, Калуги, Белгорода, были автобусы из Белоруссии и Молдовы.
Все население юга Крыма живет за счет туристов, здесь реально лето год кормит, работы практически нет, krym6все, кто могут, сдают свои дома, коттеджи или комнаты туристам. Мальчишки работают парковщиками, собирая у вас деньги за платную парковку 50 руб. в час. А девчонки в кафе, ресторанах, столовых трудятся официантками, торгуют сувенирами или плетут косички маленьким девочкам.
Когда находишься в Крыму, то ощущение, что здесь что-то недоделано. Очень грязные улицы, если не считать центра Ялты, множество полуразвалившихся зданий, памятников архитектуры XIX и XX веков. Ощущение, что нет хозяина. Все живут только одним днем, главное – заработать сейчас, а до завтра еще дожить надо.
Везде идет передел собственности, дерутся за санатории их владельцы, обматывая свои заборы колючей проволокой и измазывая солидолом калитки, чтобы чужой отдыхающий ни попал к ним в сад. Убивают мэров городов: были свидетелями похорон застреленного главы Феодосии. Как нам сказали, за год до этого погиб и мэр Симеиза.
Цены в магазинах чуть-чуть ниже чем в России, отдыхая на юге хочется фруктов, но если хотите местных, сочных, сладких персиков или винограда, то не надейтесь купить их в магазине, только испанские или турецкие. Можно попытаться найти на рынке, но лучше на машине за город, и около какого-нибудь домика бабушка продаст вам персики прямо с дерева.
Крымские татары, как и все, работают на туризм. Если подняться на Ай-Петри, то там не менее сотни кафешек и ресторанчиков. И все принадлежат коренному населению. Пройти мимо невозможно, парнишки хватают тебя за руки и тащат к себе, расхваливая свой плов или шашлык.
Тоже самое было и в Бахчисарае. Не успели припарковаться, как к нам подошли несколько ребят восточного типа и стали расхваливать свои рестораны. Так что крымским татарам вряд ли без наших туристов будет легко.
Приятно удивили на Украине цены на проезд в общественном транспорте: в Севастополе 4 руб. троллейбус, а в Киеве примерно 8 руб. метро. Это при том, что цена бензина раза в 2 выше чем, у нас.
krym7После пляжного отдыха было решено доехать до города-героя Киева. Здесь уже не удивляешься, услышав украинскую речь. И с этим у нас было два не очень приятных, но и веселых события.
Первое произошло у Золотых ворот. В отличие от Владимирских, полностью новодел. Стою в кассу, и тут подходит милая девушка, в руках микрофон, чуть в стороне оператор стоит, и на милом русском языке спрашивает, можно ли мне задать пару вопросов. Я ей так же на русском с пензенским акцентом отвечаю: конечно!
И тут она на чистом украинском начинает спрашивать о моем отношении к спорту. Русский и украинский – похожие языки, но мне пришлось напрячься, чтобы ответить. После меня девушка переключилась на мою дочку Настеньку 7 лет. Представьте её удивление, когда её спрашивают на чужом языке, да ещё снимают в «кино».
И второй раз: покупали сувениры у женщины лет 45, спрашиваю её о цене, а она отвечает на украинском. Я не понимаю, переспрашиваю, а она опять молвит на народном. И так 3 раза. Плюнул я и пошел дальше. Я без сувенира. А у нее на лице улыбка: типа получил «москаль. Только я так и не понял, зачем ей это надо было? Осталась без покупателя.
 Но в Киев я влюбился. Красивый город. Когда смотрю новости с Майдана, так чуть ли не до слез, жалко, очень жалко. Город просто втягивает в себя, он очень «легкий» для восприятия и очень понятный.
И еще, в отличие от Москвы, где цены на гостиницы не совсем по нашим доходам, в Киеве, в 15 минутах на метро от центра, мы сняли номер в частной гостинице за 1600 руб. с джакузи и всеми прилагающимися удобствами.
 А потом была дорога домой. Полтава и Харьков – это города, где все говорят на русском, но все вокруг написано на украинском языке. И рано утром – граница. 6 утра. Таможенник – хохол, как из рассказов Гоголя, толстый, уставший после ночного дежурства, чешет пузо и спрашивает: «Шо везете?», жена отвечает: «Личные вещи! Смотреть будете?», «Да нет, езжайте дальше».
Первый раз я попал в Крым, на Украину, почти 14 лет назад. Отдыхал 2 раза в Одессе. Два года подряд путешествовал на машине по Крыму и центральным и восточным районам Украины. И влюбился в эту страну со всеми её прелестями и недостатками.
Правда, не хотел бы там жить. Всегда было ощущение, что нет там порядка. И люди живут в каком-то хаосе, а завтрашний день для них не существует. И бедность более ярко прослеживается, чем у нас.
Украина – она не предсказуема! Жалко, что не смогу в скором будущем посетить Львов или Чернигов, погулять по Андреевскому спуску в Киеве. И уж точно больше не выпью дешевого, но очень вкусного массандровского коньяка.