Самое читаемое в номере

Исламабад: туда и обратно

A A A

pakistan aСергей Зуев заканчивает рассказ о поездке в Пакистан на Международную научную конференцию «Симметрии, дифференциальные уравнения и приложения».

Исламабад
Приземление в Исламабаде происходило глубокой ночью. Пытаясь найти огни города при подлете к аэропорту, я не имел успеха: из-за энергодефицита электричество ночью очень часто отключают. Веерно или тотально, не знаю, но мощностей не хватает.
Поэтому в 2 часа ночи с воздуха Исламабад выглядит так же, как село Кондоль. Даже, может быть, Кондоль больше светится. На паспортном контроле обработали всю толпу за 15 минут. Контроль безопасности интереснее: там всех без исключения ощупывали прямо руками.
Меня встретили, хотя было 4 часа утра, и никто больше из участников конференции этим рейсом не прилетел. Потом оперативно отвезли в кампус и поселили в профессорский номер класса «люкс»: там были все удобства, и номер был достойным, даже по европейским меркам.
Конференция
pakistan

Мой доклад был в 11.50. Я вышел к трибуне, поблагодарил организаторов за возможность выступить, попросил извинить за мой кривой английский, поскольку у нас в России нет никакой возможности практиковаться в нем, и начал изложение своего доклада.
Зал слушал в полной тишине. Никто не разговаривал, не выходил и не занимался своими делами. Я был удивлен.
Когда закончил, председатель пригласил задавать вопросы, но задали только те, которым, видимо, оргкомитет поручил это делать. На все три вопроса я легко ответил: они не касались ядра темы, а лишь уточняли некоторые детали.
Вечером был организован ужин для участников конференции. Еда в Пакистане, в принципе, вкусная: вторые блюда острые и содержат много овощей, а десерты сладкие и мягкие. Алкоголь запрещен.
Мы нормально поговорили на разные темы с профессорами из Марокко, Турции и Пакистана. Милейшие люди, как выяснилось.
На следующее утро все повторилось – завтрак, утренняя сессия. Но на первый же чайный перерыв приехали студентки и начали фотографироваться с иностранными гостями. Я фотографировался с двумя группами студенток и еще с какими-то гостями из других городов Пакистана.
Прогулка по Исламабаду
Во второй половине свободного дня после конференции я поехал в центр города. Посетил большой торговый центр «Centaurus» и торговый квартал «Blue Area»: они в пешей доступности друг от друга.
pakistan2Когда наш микроавтобус подъехал к «Centaurus», вокруг него минимум 2 раза прошли осмотрщики, а затем лозоходец, видимо, настроенный на взрывчатку. На входе в торговый центр стоит крутой «Rapiscan», как у нас на границах, и в экран смотрят аж два человека в разной форме, скоба для прохода используется четко по назначению: если запищала, то, пока не найдут причину писка, не отпустят.
Насколько я понял, пакистанцы собакам не доверяют. У них всё «вынюхивают» люди.
В торговом центре было всё довольно дорого, что не характерно для Пакистана. Видимо, его построили для туристов и местных богатеев. Я отправился в «Blue Area». Кстати, не стоит смешивать название квартала с нетрадиционной ориентацией – ничего такого в Пакистане нет. Если узнают что ты «какой-то не такой», то в лучшем случае выгонят из страны, а в худшем – придумайте сами, не ошибетесь. Одного американского посла так выгнали.
«Blue Area» – это торговый квартал электроники и средств связи. Там я купил мобильник за 300 рублей, с двумя симками, но кнопочный, обычный. Мне перестали нравиться современные мобильники с сенсорными экранами.
Перед этим зашел поменять валюту и увидел жуткую картину: на входе в зал стоит кулер с водой, а на баллоне сверху красуется обычная стеклянная кружка. Любой желающий может подойти и попить воды, pakistan3даже если перед этим этой кружкой воспользовались несколько тысяч человек. Помыть кружку негде, но этот вопрос, похоже, никого и не занимает. Потом они удивляются, почему у них инфекции распространяются, как пожар.
Сувениров нет нигде. Удостоверившись, что ничего здесь больше не найду, я поехал в офис к президенту одной строительной компании. Он располагался прямо возле отеля «Мариотт», напротив которого расположена воинская часть. Снимать там нельзя, если не хочешь принять участие в увлекательном аттракционе «пакистанская тюрьма» на протяжении 1-2 лет, для участия в котором даже виза не нужна.
Таксист, который меня вез, предупредил об этом заранее словами, что если я буду там снимать, то у меня будут проблемы.
Поговорил я со своим попутчиком в его офисе, сделал ему полномасштабную презентацию, и он дал мне водителя, чтобы тот довез меня до моего номера. Когда меня привезли в кампус, я понял, что ничего не узнаю и вообще не представляю, как из этого места добраться до того дома, где меня поселили. Прошло не менее 10 минут, пока удалось найти человека, способного по описанию локализовать нужное мне здание.
В отеле «добрые» пакистанцы будили меня два раза: первый раз, чтобы сказать: «Все будет хорошо, машина обязательно придет, не волнуйтесь, сэр», а второй раз, чтобы сказать, что машина придет не в час, а в полночь.
pakistan4Это сообщили в 10.40. Я сказал: «Большое спасибо, вы даже не представляете себе, как я рад». Один из них уставился на меня, моргая глазами, а другой, видимо, не зная, что еще сказать, попросил прощения за то, что меня разбудили.
Когда меня привезли в аэропорт, я понял, что раннее прибытие было не лишним делом: суммарная мощность очереди оценивалась мною в 500 человек. Контингент – как последняя партия пассажиров в самолете Доха-Исламабад. Примерно через 1,5 часа я был в здании аэропорта с посадочным талоном и сданным багажом до Дубая. Оставшиеся до посадки неполных 2 часа я продремал, сидя на скамейке в зале ожидания.
Иногда открывая глаза, я видел аксакалов разных племен, а также семьи с 2-3 детьми, где муж какой-то нервный, а за все отвечает жена, и виновата поэтому во всем тоже она. Ещё был американский парень лет 25-27, мелькнул отставной английский полковник.
pakistan5Из азиатов можно было встретить шуструю пакистанскую мамашу с маленьким ребенком, пуштунского подростка, мужчину-белуджи, явно направлявшегося на заработки, и, наконец, жителя штата Пенджаб: он чистый индус, только мусульманин. Это нонсенс на земле Пакистана: все равно, что негр – православный священник в России или китаец-католик в Ватикане.
Обратно
Садясь в аэропорту Доха, европейский «летучий автобус» нормально встретился с землей уже с первого захода. Кстати, аплодируют посадке только жители бывшего СССР, и то не все. В Дохе при посадке никто не аплодировал: я был один русский в самолете.
На этот раз в Дохе было всё очень просто: через 15 минут я стоял уже возле посадочной стойки на Дубай.
И вот в Дубае я вспомнил, что получение багажа идет после паспортного контроля. А так как багаж мой был оформлен из Исламабада до Дубая (дальше нельзя было), то мне надо было его либо получить, либо переоформить на рейс в Киев.
Этот вопрос я задал представителю авиакомпании «Катар Эйруэйз» в транзитной зоне аэропорта Дубай. Только не надо смеяться, что я ничему не научился и снова пришёл к этим придуркам. У меня не было выбора: представителей авиакомпании МАУ, летящей в Киев, там не было.
Мне ответили, что все очень просто, нужно только показать багажную бирку и новый билет в компании «Мерхаба сервис» этажом ниже, и багаж переоформят на киевский рейс.
Сомнения в простоте этих действий появились у меня сразу же, но количественное выражение сложности ситуации мне сообщили только в «Мерхаба сервис» – 84 доллара США, и ваш багаж будет переведен на киевский рейс.
Зачем я должен платить за простую регистрацию багажа на уже оплаченный мною рейс?! Да еще столько, сколько стоит транзитная виза в Дубай? Однако я не стал воевать с ними, а потом отправился в «Duty Free» тратить остальные деньги.
Перед посадкой меня разбудила китаянка-стюардесса. Я слегка ускорился и через несколько минут уже снова спал, только в салоне ушатанного, по сравнению с арабскими самолетами, Boeing-737. Этот старый самолетик, купленный украинцами у немцев, имел малое расстояние между сиденьями, полностью отсутствовала система «Passenger Entertainment». Он вообще не был приспособлен для дальних перелетов.
Но ничего: я продремал все 5 с лишним часов в воздухе, прерываясь только на ужин и напитки.