Самое читаемое в номере

Сквер через квартал или два

A A A

skver a«Улица Московская» вновь обращается к теме сохранения скверов, возможности влияния на власть и городскую среду.

Учебники по градостроительству сегодня, как и полвека назад, утверждают, что городу необходима непрерывная система озеленённых территорий. Чтобы через весь город можно было пройти пешком по зелёным улицам, бульварам, скверам.
Площадь зелёных насаждений должна быть прямо пропорциональна количеству населения микрорайона. А в местах сосредоточения крупных учреждений, вблизи супермаркетов, вокзалов – ещё больше, с учётом постоянного скопления людей.
Законы, увы, не всегда отвечают интересам горожан.
Взглянем на документы, регулирующие градостроительство в Пензе. В 2008 г. Пензенская городская Дума приняла Генеральный план, а в 2009 г. Правила землепользования и застройки (ПЗЗ).
skverГенеральный план г. Пензы декларирует прекрасные вещи. В качестве приоритетных поставлены следующие задачи:
– организация зеленых зон вокруг общественных центров во всех районах города;
– методами озеленения подчеркивать восстанавливаемую историческую планировку;
– сохранить существующие видовые точки панорамного восприятия окружающих ландшафтов вдоль береговой линии и вблизи нее, расчистить и благоустроить набережные;
– средствами ландшафтного дизайна изменить не только облик, но и экологическую ситуацию в целом на многих бывших (реконструируемых) промышленных и транспортных территориях;
– всячески укреплять имидж города как наиболее озелененного в лесостепной зоне.
Не припомню ни одного случая, когда администрация г. Пензы не дала бы разрешения на строительство, как противоречащее приоритетным задачам Генерального плана. Теоретически, возможность есть.
Вместе с тем, в том же Генплане есть весьма спорное утверждение, что «в исторически сложившейся застройке возможна только мелкоконтурная организация зеленых насаждений».
«УМ» уже писала, как с помощью хитрой уловки – перевода территории городского леса в парки и лесопарки – по Генплану достигается улучшение нормативного показателя озеленения. Между тем, реально половина городского леса будет вырублена (уже вырубается) под застройку.
Нехватка парковочных мест побудила Думу снизить минимальный коэффициент озеленения в ПЗЗ с 25 до 10%. Дворы в новостройках – сплошной асфальт. Некогда зелёные территории старых дворов также постепенно превращаются в парковки.
Естественное следствие – резкое увеличение рекреационных нагрузок на существующие зелёные зоны общего пользования.
Покататься на роликах или велосипедах, или просто пройтись на Олимпийскую аллею съезжаются со всего города. Потому что в других районах нет подобного зелёного массива с проложенными асфальтовыми дорожками, лавочками.

skver1
Во что превратится аллея после ввода в эксплуатацию всех запланированных многоэтажек на территории ипподрома?
Застройщики рекламируют квартиры в строящихся домах, делая упор на их близость к зелёным зонам. Действительно, в зелёных районах квартиры лучше продаются. Так надо расширять зелёную среду, а не эксплуатировать нещадно созданное предыдущими поколениями.
Очевидно, что Пенза нуждается в увеличении количества и площади озеленённых территорий общего пользования. Особенно остро проблема стоит в уже существующих районах, поскольку недавно озеленённые пространства занимают высотные здания и парковки. Мы постоянно слышим от Администрации г. Пензы, что свободных участков в центре нет, дескать, всё роздано прежними мэрами.
В других регионах нашли выход. Механизмы известны: город принимает решение забрать участок под общественные нужды (в нашем случае под сквер), выделяя собственнику взамен другой участок (возможно, большей площади на окраине).
В нормативных документах не только Москвы, но и Тулы, Новосибирска, Тюмени и других городов установлено, что озеленённые территории общего пользования для жителей микрорайона должны формироваться в виде сада и быть доступны на расстоянии не более 400 м.
А сад по ГОСТу – озелененная территория общего пользования не менее 3 га (сквер может быть совсем небольшим).
И Пензенская городская Дума может закрепить в Генплане сады и скверы через каждые 350-500 м, чтобы они находились в пешей доступности (10 минут не спеша) для мам с колясками, пожилых людей и школьников.
В центре и других районах пока ещё остались незастроенные или занятые ветхим жильём участки, на которые скверы так и просятся. Во многих местах достаточно вырубить кусты и проложить дорожки.
Но Пенза превращается в каменные джунгли. Где гулять с детьми? Каждый день ездить в парк накладно. Как тут ни вспомнить рассказ Куприна «Детский сад»?
Если бы в Пензе жили 100 человек, вопрос «сквер или торговый центр» решало бы общее собрание. А в нашем полумиллионном городе интересы горожан представляет Пензенская городская Дума.
Понятно, что реализация подобного решения Думы требует не одной только политической воли депутатов. Это трудоёмкая работа по созданию списка участков для бульваров и скверов, определение участков, которые можно было бы предложить собственникам взамен, переговоры, юридическое оформление.
Активные горожане готовы участвовать (см. выпуск «УМ» от 25 октября, статья Антона Инюшева «За пространства бьются Зайдман, Осипов, Василенко»).
Если этим вопросом не заниматься сегодня, то завтра сажать травку и деревья будет негде. А кому понравится жить в каменном мешке? И какой психотип сформируется у людей, выросших в такой среде?
Непросто, но возможно
Проекты решений городской Думы, по Уставу Пензы, могут вноситься депутатами городской Думы, постоянными комиссиями городской Думы, Главой г. Пензы, главой Администрации г. Пензы, прокурором района г. Пензы, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан.
Минимальная численность инициативной группы граждан, обладающих избирательным правом,  устанавливается решением Пензенской городской Думы и не может превышать 3% от числа жителей Пензы, обладающих избирательным правом.
В соответствии с официальными данными Избиркома Пензенской области, 3% избирателей в Пензе – это 12343 чел.
По Регламенту Пензенской городской Думы, все проекты решений представляются в Думу не позднее 30 дней до сессии. Ко всем вносимым в Думу проектам решений Думы прикладывается лист согласования и пояснительная записка, содержащая краткое изложение существа проекта, необходимые обоснования (справки о фактическом состоянии дел, экспертные заключения правового, экономического или иного характера, финансовые расчеты, технико-экономические обоснования, перечни объектов, иные материалы, соответствующие специфике вопроса, подлежащего рассмотрению).
Ясно, что мановением руки проект решения Думы об обязательных скверах не далее 400 м от жилого квартала, причём не только в новых районах, но обязательно в уже существующих, не подготовить.
Но этот проект получит безусловную поддержку населения и повысит доверие и к депутатам, и к Администрации г. Пензы.
Надо изменить местные нормативные документы в пользу граждан. Пора, наконец, разбавить зелёными квадратами жёлто-фиолетовые кварталы на карте градостроительного зонирования.

Прочитано 2507 раз

Поиск по сайту