Самое читаемое в номере

Скорая помощь назначила укол

A A A

Руководство Областной станции скорой медицинской помощи официально прокомментировало интервью с водителем Алексеем Козловым, который откровенно рассказал о проблемах системы здравоохранения в выпуске «Улицы Московской» от 1 марта 2019 г.
В отношении водителя начата служебная проверка, а газете угрожают судом.

03 m

 Областная станция скорой помощи, 21 марта 2019 г. Фото Даниила Мануйлова


Ответ за подписью Владимира Атякшева, главного врача Пензенской областной станции скорой медицинской помощи, поступил на электронную почту редакции 15 марта.

В ответ на рассказ Алексея Козлова о том, что из-за дефицита кадров и плохого состояния автомобилей скорая помощь прибывает на вызов со значительным опозданием, Владимир Атякшев пояснил, что «водитель выездной бригады не является специалистом или экспертом в области организации работы скорой медицинской помощи». А значит, его компетенцию и должностные обязанности не входит «делать какие-либо выводы, проводить анализ оперативной обстановки или давать оценку качеству работы станции скорой медицинской помощи».
Из письма Владимира Атякшева следует, что за последние 5 лет работа скорой помощи значительно улучшилась. В ходе централизации, которая охватила все подстанции в области, приём и сортировка вызовов осуществляются по единому номеру «103», в том числе при помощи смс-сообщений, а специализированные бригады могут направляться в сельские районы, чего ранее не было.
«До объединения скорая помощь не имела и сотой доли того, о чём написано выше», – уточняет Владимир Атякшев.
При этом он умалчивает, что специализированные бригады из Пензы направляются в отдалённые населённые пункты в связи с повальной ликвидацией районных больниц. Именно поэтому пациентов приходится госпитализировать в Пензу.
Комментируя рассказ Алексея Козлова про так называемый план «Перехват», когда пациентов перегружают из одной машины скорой помощи в другую прямо на трассе, под открытым небом, Владимир Атякшев заявляет, что «в медицинской терминологии такого понятия не существует».
«Есть специальный общепринятый термин «медицинская эвакуация», – сообщается в официальном ответе.
Владимир Атякшев поясняет, что в России для медицинской эвакуации пациента может быть привлечено несколько бригад, а также различные виды транспорта: наземный, водный, авиационный и железнодорожный.
В этой связи руководство Областной станции скорой медицинской помощи не видит ничего страшного в том, что пациента из Никольска, где закрылась больница, везут до Городища, там перегружают в другую машину и доставляют в Пензу.
По словам Владимира Атякшева, всю Пензенскую область круглосуточно обслуживают 139 выездных бригад. В их числе 6 реанимационных, 3 педиатрических и 2 психиатрических.
Таким образом, скорая помощь выдерживает норматив Минздрава, в соответствии с которым должна дежурить одна бригада на 10 тыс. населения. Руководители структурных подразделений, которые из-за некомплекта бригад нарушают указанный норматив, караются понижением зарплаты.
Владимир Атякшев не отрицает, что «возникают сложности с комплектованием бригад». Именно поэтому сотрудники скорой помощи из Пензы обслуживают Нижний Ломов, а фельдшеры из Кузнецка едут на вызовы в Пензу.
Он отмечает, что сотрудники скорой помощи должны оказывать скорую помощь на территории всей области и выезжать без обсуждений туда, куда их направит оперативный отдел. Всё-таки здесь решаются вопросы жизни людей, а не желания конкретных сотрудников. Поэтому 4 часа на дорогу к месту дежурства и обратно – это нормально.
«Да, работать стало сложней, – признаётся Владимир Атякшев, уходя в философию. – Предъявляются более высокие требования к качеству оказания скорой медицинской помощи, но на то она и работа, чтобы работать и выполнять её качественно и эффективно».
* * *
Владимир Атякшев очень деликатно сообщил о проблеме низких зарплат, которая, по словам сотрудников скорой помощи, является основной причиной оттока кадров.
По его данным, штатная численность Областной станции скорой медицинской помощи составляет 2153,5 должности. В их числе находятся 164,75 ставки врачей, 1143 ставки среднего медперсонала и 608,5 ставки водителей.
По сравнению с 1 июля 2016 г., штатная численность увеличилась на 493 ставки.
Владимир Атякшев не отрицает, что «движение кадров существует», «персонал находится в постоянном движении вследствие приёма на работу одних и увольнения других работников».
По версии руководства, основные причины «выбытия» сотрудников обусловлены ухудшением здоровья, наступлением пенсионного возраста и семейными обстоятельствами.
«Тем не менее, на сегодняшний момент количество принятых сотрудников превышает количество уволенных», – заявляет Владимир Атякшев.
Он поясняет, что с 1 января 2019 г. Областная станция скорой медицинской помощи перешла на новую систему оплаты труда, предполагающую «значительное увеличение должностного оклада в структуре заработной платы».
Как следует из расчетов, гарантированный оклад водителя вырос с 4642 руб. сразу до 12100 руб. С учетом всех составляющих средняя зарплата водителя за 2 месяца 2019 г. составила 23181 руб. 66 коп. В 2018 г. она составляла 21097 руб. 31 коп.
У фельдшеров гарантированный оклад вырос с 12 тыс. руб. до 17300 руб.
По словам Алексея Козлова, рост гарантированного оклада с 4 до 12 тыс. руб. – это, конечно, хорошо. Но он напоминает, что в его расчётке за 2017 г. размер гарантированной оплаты труда водителя составлял 17 тыс. руб.
Алексей Козлов также обращает внимание, что для получения нормальной зарплаты приходится работать на полторы или даже две ставки. Это примерно сутки через сутки.
«Для того чтобы не платить сверхурочно, в начале года фельдшеров заставляют подписывать заявления о работе по совместительству, – говорит он. – В результате за переработку им платят в одинарном размере».
Алексей Козлов также подчёркивает, что зарплата заметно выросла после выхода статьи в газете «Улица Московская».
«Мы получаем премию по балльной системе, – говорит Алексей Козлов. – За январь мне было начислено 10 баллов на общую сумму 1500 руб. А уже при расчетах за февраль эти же 10 баллов стали стоить 6600 руб. Из разговора с другими водителями следует, что стоимость балла с января по февраль выросла с 70 до 700 руб. То есть в 10 раз».
Такая же разница заметна и в официальном ответе Владимира Атякшева.
«За январь 2019 г. работа практически всех водителей автомобилей (533 человека из 540) была оценена на максимальное количество баллов и была выплачена премиальная выплата в общей сумме 720,3 тыс. руб., – отмечает главный врач Областной станции скорой помощи. – За февраль 2019 г. на премиальную выплату водителям автомобилей было направлено 3141,2 тыс. руб.».
* * *
03 2Официального ответа Областной станции скорой медицинской помощи ждала не только «Улица Московская», но и фельдшеры с водителями. По их словам, интересно было почитать, как руководство прокомментирует давно назревшие проблемы.
Реакция Владимира Атякшева оказалась вполне ожидаемой. Из его ответа следует, что проблем на Областной станции скорой медицинской помощи практически нет, а вот в отношении водителя Алексей Козлова «начата проверка на предмет его соответствия занимаемой должности и выполнения его служебных обязанностей».
«Водитель Козлов считает, что он очень хорошо разбирается в обязанностях и квалификации медперсонала, – отмечает Владимир Атякшев. – Но при этом не знает обязанностей водителя скорой медицинской помощи, которые прописаны в его должностных инструкциях».
«Пусть проверяют, как я работал, – говорит Алексей Козлов. – Начальство имеет на это право. Но у меня ни одного прогула за 26 лет работы водителем скорой помощи. А в январе этого года я отработал 248 часов вместо 136. То есть больше 10 суток за рулём».
Он уверен, что его интервью газете было абсолютно правильным шагом. Он рассказал про те недостатки, которые видит из кабины своего автомобиля. А уж начальству решать, что с этим делать: решать проблему или искать крайнего. По словам Алексея Козлова, в последнее время автомобили скорой помощи ломаются всё чаще. И если раньше их закупали крупными партиями и обновляли практически весь автопарк, то теперь обновление происходит посредством небольших закупок, по нескольку автомобилей.
«Сначала у нас встали все Ситроены, их на линии осталась всего пара единиц, – говорит Алексей Козлов. – Теперь начинают вставать Фиаты, которые пришли им на смену».
По словам Владимира Атякшева и данным системы «Глонасс», автомобиль Алексея Козлова редко проезжает больше 300 км за смену (в интервью 1 марта водитель заявлял, что проезжает это расстояние за 12-часовую смену, поскольку возит пациентов из разных районов области).
Система «Глонасс» зафиксировала, что Фиат под управлением Козлова проезжает в среднем 150-180 км за смену.
При этом данные системы «Глонасс» иногда разнятся с данными путевых листов.
Так, 8 января «Глонасс» зафиксировал 34 км, а по путевому листу получается 308 км.
11 января «Глонасс» зафиксировал 331 км, а в путевом листе указано 269 км.
2 февраля «Глонасс» показал 0 км, а путевой лист – 178 км. 9 февраля и «Глонасс», и путевой лист показали 0 км.
«У них не всегда работает «Глонасс», – считает Алексей Козлов. – Иногда он может сбиваться, и диспетчер вообще нас не видит. Ну а 9 февраля, когда «Глонасс» и путевые листы показывают 0 км, я просто стоял в резерве, потому что не было выездной бригады. Об этом я и говорю: машины ещё есть, и их как-то чинят, а вот сотрудников уже не хватает».

Прочитано 3556 раз

Поиск по сайту