Самое читаемое в номере

×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 653

Еще раз о мифах пензенского краеведения

A A A

sinagoga a«УМ» проявила полезную инициативу, предоставив слово краеведу Александру Волкову, который показал пример, как нужно  развеивать мифы, сложившиеся в сфере изучения истории пензенского края. Казалось бы, всем понятно, что краеведение должно основываться на исторических, архивных документах, а не на догадках и домыслах. К сожалению, такие случаи по-прежнему имеют место. Порой историческая ошибка принимается за достоверный факт и существует десятилетиями, кочуя из издания в издания.

Первый аптекарь
Так было с сообщением, помещенным на 14-й странице брошюры, вышедшей в Пензе в 1963 г. к 300-летию города «Годы и события»: «1786 год. Открыта первая аптека Бартмера».
Эта же информация позднее появилась в газете «Pro Город» и в посмертной публикации одной из книг Олега Савина.
Как родилась эта версия, мне не известно.  Только анализ архивных документов показывает, что Константин Егорович Бартмер появился в Пензе после 1877  г. Выпускник Московского университета, в возрасте 29 лет он был утвержден в степени провизора и определен фармацевтом врачебного отделения Пензенского губернского правления. Через несколько лет он действительно открыл аптеку и аптекарский магазин.
Но первым аптекарем в Пензе был Петр Петрович Петерсон. Вот как это произошло.
1sinagoga9-летним юношей в 1759 г. Петер Петерсон, сын военного, приехал из Швеции в Россию искать счастья. Он принял «вечное подданство Российской империи» и поступил в «астраханский гошпиталь» на обучение. Получил звание подлекаря, а в 1764 г. – лекаря. В 1778 г. по собственному желанию переселился в Пензу и вскоре был произведен в штаблекари. С 1780 г. «аптеку содержал на своем коште» (частную – прим. автора). Лечению наших земляков Петр Петрович Петерсон отдал 32 года и никогда не покидал Пензу. Лечил и военных, и гражданских. До последних дней своей жизни он работал в Пензенской врачебной управе и умер 21 ноября 1810 г.  Подробно об истории пензенских аптек автор этих строк рассказал в журнале «Сура» № 1 за 1992 г.
Когда появились евреи в Пензе?
Второй рассказ – о мифе из истории пензенских евреев.
Известно, что купеческая Пенза была многонациональным городом. С самого рождения города в нем проживало много мордвы и татар.
Но откуда и когда пришли евреи в наш город? Когда появилась первая еврейская община?
Официального документа об этом нет, но имеются архивные документы и воспоминания старожилов, записанные первым историографом общины пензенских евреев религиозно-общественным деятелем Мордехаем Ехильевичем Певзнером (1872-1933 гг.). Его записи относятся к 20-м годам ХХ в. Перевод с иврита сделан нашим земляком Ю. Баркаганом.
В 2001 г. вышла в свет «Пензенская энциклопедия». Для этого издания мною был подготовлен ряд статей («Евреи», «Синагога» и другие). Можно сказать, что статьи стали первыми официальными документами по истории пензенских евреев за все 244 года их проживания на пензенской земле.
Кстати, откуда эта цифра 244 года?
Недавно мною был обнаружен уникальный архивный документ «О причислении с 1791 года еврейской нации воспринявшего веру греческого исповедания (то есть, православную. – прим. авт.) Алексея Данилова сына Черкасова, по объявленному от него капиталу (тысячи десяти рублей) в Пензенского купечества третью гильдию».
Действительно, уже в документах 1792 г. его имя встречается как купца, уплатившего «процентные деньги» на содержание пензенского магистрата. Заявление свое он написал 11 декабря 1790 г.  Далее из документа следовало: «Черкасову 21 год. Живет с семьей в городе. Имеет архитектурную науку в построении винокуренных заводов – в чем и состоит его промысел. Женат на пущенной на волю вечно от госпожи Луизы Христофоровой дочери. Имеет дочь Катерину шести месяцев». Выходит, А. Д. Черкасов родился в 1769 г., и как минимум одна еврейская семья в то время в Пензе жила.
Когда появилась первая община?
Последней каплей, переполнившей чашу моего терпения, стала публикация в одном из номеров информационного листка «Идишкайт» (апрель 2011 г.), издаваемого пензенской общиной (хотел увидеть свое опровержение в том же листке – не дождался). Председатель общины – М. А. Цесис. Статья в «Идишкайт» называлась «Первый руководитель Пензенской еврейской общины». Не буду называть автора статьи: он не историк, а ученый в другой области науки.
«И. М. Франт поселился в Пензе еще в начале 1860 годов, – сообщил автор статьи, –  и создал здесь первую официальную незарегистрированную еврейскую общину из пяти таких же, как и он, отставных николаевских солдат».
Уже с этой фразы автор проявляет безграмотность в знании еврейских законов. «Община, – говорится в 6 томе «Краткой еврейской энциклопедии» на стр. 58, – объединение (не менее 10 мужчин), применяется и для обозначения всех евреев, проживающих в определенном населенном пункте».
Десять мужчин – основа организации общины. Этот минимум – закон!
Кто такой Ицхак Франт?
Обратимся к воспоминаниям М. Певзнера: «Старостой и главой маленькой общины был Ицхак Франт». Нет только в воспоминаниях года, когда поселился он в Пензе.
Обратимся к документам ГАПО: фонд 5, опись 1, дело 4475, октябрь 1864 г. Секретно.
«Его Превосходительству господину Пензенскому гражданскому губернатору от Пензенского полицмейстера
Рапорт.
Во исполнение Вашего Превосходительства письма от 7 сего октября за № 878 честь имею представить при сем именной список проживающих в Пензе евреях и донести, что упомянутое предписание Вашего Превосходительства к точному исполнению принято.
Полицмейстер (подпись неразборчива)
№ 832, 14 октября 1864 г.
Именной список, проживающих в городе Пензе евреев:
1. Жена Борисовского мещанина, Минской губернии, Копецкого общества Сима Ротлинова. С мужем в разводе (видимо, она была женой нижнего чина, служившего в воинской части, находившейся в Пензе, женам разрешалось жить в том же городе, местности, где служил муж. Рождались и дети – прим. авт.). Занимается портновским мастерством, в отношении к местным жителям ведет себя хорошо.
2. Отставной унтер-офицер (фельдфебель – прим. авт.) Израиль Янкелев Коган. Живет со времени увольнения в отставку с 31 июля 1864 г. занимается по винокуренной части. В отношении к местным жителям ведет себя хорошо.
3. Отставной рядовой Вигдор Давидов Зильберштейн, с 22 сентября живет в г. Пензе. Занимается цирюльным  мастерством. Жалоб от жителей на него нет. Кроме означенных евреев в Пензе еще находятся евреи воинских чинов, состоящие на службе по военному ведомству, проживающих же вольно в г. Пензе более нет.
Полицмейстер (подпись неразборчива)
Итак, в 1864 году в Пензе проживали одна еврейка и два еврея.
Вернемся к документам ГАПО. В городе проживали:
1. Слонимская Рахиль Исааковна.
2. Слонимский (ее муж) Лейба Исаакович. В Пензе с
1864 г. занимаются торговлей.
3. Рейхштадт Евна Вигдорович – пивовар. В Пензе с
1865 г.
4. Эльяшевит Пинхас Гиршевич – уксусных и чернильных дел мастер. В Пензе с 1866 г.
5. Рясенцев Абрам Александрович купец 2-й гильдии. Хлебная торговля. В Пензе с 1868 г.
6. Кумин Давид – Арон Мовшев – чернильный и уксусный мастер. В Пензе с 1868 года.
Кстати, он упоминается и в «Воспоминаниях» М. Певзнера. Но ни в документах ГАПО, ни в «Воспоминаниях» Певзнера не встретилась фамилия Франта в эти годы.
На основании каких документов наш уважаемый краевед сообщает, что И. М. Франт поселился в Пензе в 1860 г. и даже организовал общину?
Поиски автора оказались продолжительными.
И вдруг находка!
Фонд 6, опись 1, дело 5379. 1880 год.
«Исай Франт отставной рядовой Калишской губернии (Польская территория России – прим. авт.). Прописан к тамбовскому мещанскому обществу. Указ об отставке Тамбовским воинским начальником подписан 26 января 1870 года за № 1354. Жена Фейриерк (Фейга – прим. авт.), дочь Маша  18 лет. Семейство при нем». Франт прослужил в армии  25 лет.
Как мог Франт находиться в Пензе в 1860-е годы и одновременно служить в воинской части в Тамбове до 26 января 1870 г.? Об этом следует спросить у нашего уважаемого краеведа. Это выдумка, не имеющая под собой никаких оснований.
Далее в документе ГАПО читаем: «В Пензе поселился в 1876 году. Имеет мастерскую  и магазин с готовым платьем. Купеческое свидетельство 2-й гильдии и билет на право торговли».
Теперь, когда документально установлено, когда И. Франт поселился в Пензе, можно предположить, когда была организована первая пензенская еврейская община.
Сколько времени понадобилось бы Франту, чтобы познакомиться с городом, евреями Пензы? Полгода? Год?
Он был деятельным, энергичным человеком. Время понапрасну не терял.
К сожалению, данных губернского статистического комитета за 1874 г. в архиве не оказалось, но имелись сведения за 1870 г. В Пензе проживало тогда 17 мужчин и 14 женщин. В уездах мужчин – 6, женщин – 6. В городах мужчин –  84 человека, женщин – 47.
Таким образом, в губернии проживало 90 мужчин и  53 женщины еврейской национальности.
Что же касается И. Франта, то можно с уверенностью считать, что первая пензенская еврейская община появилась в 1876-1877 годах.

Прочитано 4661 раз

Поиск по сайту