Самое читаемое в номере

Фигуры влияния в Пензе: режим теневого пространства и модель капитализма друзей

A A A

По результатам экспертного исследования Института  региональной политики, 10-18 марта 2019 г.

Исследование, результаты которого легли в основу настоящей статьи, планировалось с осени 2018 г., но что-то все время мешало его запустить. Наконец, оно проведено, и, кажется, его результаты превзошли ожидания. Не только мои, как инициатора исследования, но и экспертов, которые согласились на условиях анонимности дать свои комментарии.
Для начала представлю собственно результаты.
Экспертам было предложено ответить на 5 вопросов, которые касались фигур влияния (не персон, а должностей) и условий их деятельности.
При выполнении первого задания, которое требовало от экспертов проранжировать по 10-балльной шкале должности во властной вертикали региона, имея в виду их возможности влиять на принятие решений, были получены следующие результаты.
Таблица № 1

Место Должность Балл
1 губернатор 9,63
2 председатель правительства  7,63
3 прокурор области 7,21
4 вице-губернатор   7,0
5 начальник УФСБ 6,96
5 глава Администрации г. Пензы   6,42
7 начальник  УМВД 6,33
8 руководитель СУ СКР 6,25
9 председатель областного суда 6,04
10 председатель арбитражного суда 5,96
11 председатель Законодательного Собрания 5,92
12 заместитель председателя правительства области  5,75
13 министр 5,33
14 главный федеральный инспектор 4,88
15 заместитель главы Администрации г. Пензы 4,46
16 председатель Пензенской городской Думы 4,13
17 заместитель председателя  Законодательного Собрания 3,75
18 заместитель председателя Пензенской городской Думы 2,83


* * *
Второе задание предполагало проранжировать по 10-балльной шкале виды властных и управленческих решений, имеющих значение для динамичного развития региона. Результаты следующие.
Таблица № 2

Место Вид решения Балл
1 решения по формированию и принятию бюджета  9,29
2 кадровые решения 8,13
3 решения по выделению средств господдержки хозяйствующим субъектам 7,71
4 решения по формированию законодательной и нормативной базы деятельности  органов власти и управления 7,13
5 решения по формированию законодательной  и нормативной базы хозяйствующих субъектов 6,63
6 решения по выделению средств господдержки нуждающимся слоям населения 5,79
7 решения судебных органов (инстанций) по хозяйственным спорам и конфликтам  5,75
8 решения органов безопасности и правопорядка по ограничению дееспособности
 отдельных граждан    
4,88

 


* * *
Учитывая то обстоятельство, что для динамичного развития региона важны правильные решения, которые принимают во внимание многообразие интересов многочисленных хозяйствующих субъектов, политико-финансовых групп, кланов и групп влияния, которые своей деятельностью могут способствовать развитию области, но могут тормозить или даже препятствовать,  в рамках третьего задания эксперты по 10-балльной шкале оценивали, в какой преимущественно сфере происходит формирование властных и управленческих решений.
Результаты, думаю, могут ошеломить.
Ответ «в сфере публичного пространства» получил только 3,63 балла.
Зато ответ «в сфере теневого пространства» получил 8,42 балла.
Другими словами, по оценкам экспертов, часть из которых весьма причастна или имеет в прошлом опыт участия в формировании властных и управленческих решений, политический режим, что действует в нашей области, работает преимущественно в теневом пространстве.
Но это только часть той атмосферы, в которой власть функционирует.
* * *
При ответе на третий вопрос – в какой степени на принятие властных и управленческих решений в Пензенской области влияют неформальные связи – выяснилось, что решающая роль принадлежит приятельским связям (7,63 балла) и родственным связям (7,33 балла). Земляческие связи получили 4,96 балла.
* * *
Наконец, в рамках 5-го задания экспертам предлагалось оценить по 10-балльной шкале, в какой мере, по их наблюдениям, вариант капитализма, что сложился в нашей области, можно назвать капитализмом друзей или приятелей?
Результаты этого задания очень близки к оценке роли приятельских связей. Пензенский капитализм на 7,67 балла оценен экспертами как капитализм друзей или приятелей.
И, судя по разговорам с экспертами, они имели в виду вовсе не тот факт, что есть бизнесы, которые организуются и ведутся друзьями со школьной скамьи или однокурсни-ками.
Речь, по версии экспертов, идет о том, что модель капитализма друзей (приятелей) означает партнерство между теми, кто фактически создал и ведет бизнес, и теми, кто прикрывает их в органах власти, управления, в органах следствия, правопорядка, в судейской системе.
И, по сути, такой капитализм очень похож на тот, что есть в странах периферийного капитализма, где сильны позиции государства и слабы позиции частного капитала.
* * *
В исследовании приняли участие 24 эксперта, из них пятеро – на условиях анонимности.
Список открытых экспертов.
Архангородский М. Г., Баклашов Д. М., Белохвостиков Е. П., Беляков Д. В., Бураков А. В., Власов В. А., Долженко В. П., Долженков С. Ю., Кузнецов Э. В., Куликов В. А.,
Мануйлов В. И., Пахомов А. П., Резепова Т. В., Романов
Г. А., Садчиков А. В., Тарасова М. Н., Терешин М. М., Ульянов В. П., Финогеев И. Д.


Комментарий

Настоящая власть – это тайная власть
Так один из экспертов с многолетним опытом наблюдения за региональной властью резюмировал итоги экспертного исследования ИРП. Ниже «Улица Московская» предлагает комментарии экспертов, которые участвовали в исследовании, но дали свои комментарии на условиях анонимности, что, конечно, характеризует атмосферу, которая сложилась в области при губернаторе Белозерцеве стараниями его клевретов.

Эксперт № 1
Губернатор, председатель Заксобра, глава администрации города  и глава города, председатель правительства и министры имеют реальные рычаги для проведения в жизнь своих решений и задумок. Все представители силового блока имеют возможности, которые должность дает при принятии важных для региона решений. Все зависит от уровня подготовки человека и его связей.
Кадры решают все. Формирование бюджета идет по стандартной схеме. Главный вопрос – кто сможет продавить финансирование нужных отраслей и позиций?
Настоящая власть – это тайная власть.
В настоящее время очевидно, что задача действующей власти – исключить любые риски и сохранить стабильность, тишину и порядок. В каком-то смысле и на определенном этапе это оправдано. Но подобная тактика не только не способствует развитию, но гарантирует застой.
Для движухи нужны кадры, способные нести ответственность за принимаемые решения,  обеспечивая  их исполнение и деньги – кровь экономики. Тогда у региона есть шансы на светлое будущее.

Эксперт № 2
Властная вертикаль Пензенской области, как в капле воды, отражает общероссийскую систему власти, сложившуюся в стране.
В Пензенской области власть абсолютизирована в должности губернатора. Все остальные должности и ветви власти носят либо вспомогательный, либо имитационный характер, обслуживая решения первого лица.
Реальное функционирование демократических институтов отсутствует. Указания выполняются слепо, даже если они носят абсурдный характер, как,например, указание об обязательном собеседовании глав районов с женщинами, желающими сделать аборт.
Губернатор, вынужденный управлять в ручном режиме, копирует единственно знакомый ему образ советского партийного руководителя, который учителей учит учить, фермеров – сельскохозяйственной деятельности, врачей – лечить, строителей – строить.
Должностные лица лишены реальной ответственности за порученное дело, поскольку отчитываются перед вышестоящим начальством, а не перед населением или избирателем. Они манипулируют статистикой, отчетностью, демонстрируя «неуклонный рост и улучшение», игнорируя малозначимое для них «бурление» внизу. Например, сейчас это особенно видно в медицинской отрасли.
Массовое недовольство медиков и пациентов задавливается репрессиями в отношении первых и нелепыми решениями для вторых (например, приём узких специалистов во дворах, изображающий доступность специализированной помощи).
Выборы носят манипулятивный характер с мощным использованием административного ресурса.
Поэтому в городские и областной законодательный орган с завидной регулярностью попадают лица, по поводу которых возбуждаются уголовные дела или которыми давно пора заинтересоваться СК, даже при проверке той информации, которая попадает в оппозиционную прессу.
С учетом вышеизложенного наименее влиятельными становятся должности в законодательных органах.
Должность главного федерального инспектора влиятельна в плане надзора за сохранением установившейся системы власти с целью её консервации. Главные силовики области имеют властный потенциал влияния, который используют преимущественно для подавления мыслящих не в тренде правящей бюрократии.

Эксперт № 3
На сегодняшний день центр принятия решений по всем основным направлениям жизни региона (читай, контроль над основными финансовыми потоками, распределение крупных или лакомых государственных и муниципальных заказов, особенно на строительство и реконструкцию дорог, бюджетных объектов, например, в сфере здравоохранения и образования, распределение средств областного бюджета и субвенций/субсидий, поступающих из федерального центра, работа с инвесторами) полностью перешла в руки команды губернатора Белозерцева.
А команда-то это совсем небольшая – самые близкие, верные люди: вице-губернатор Лариса Рябихина, глава администрации областного центра Виктор Кувайцев, сыновья и ряд близких друзей. И собственно, все.
Остальные могут довольствоваться лишь ролью технических специалистов и экспертов, к которым время от времени губернатор и его доверенные лица обращаются за консультациями. Сюда можно отнести всех министров областного правительства во главе с председателем областного кабинета, руководителей крупных ведомств.
Кроме разве что силовых, которые сидят на прямом финансировании Москвы, то есть кормятся с государевой руки, а не из рук губернатора.
Теперь уже губернатор решает, кому дать денег, которые, в свою очередь, дал ему федеральный центр, а кого прокатить.
Поскольку возможности для зарабатывания денег крупным и средним бизнесом за последние несколько кризисных лет существенно снизились, то роль губернатора и представителей его ближнего круга, как распределителей бюджетного пирога, существенна возросла.
Ибо основной способ обогащения региональной политической и бизнес-элиты в настоящее время представляет не скукожившийся до микроскопических размеров рынок, а исполнение государственных и муниципальных контрактов в сфере выполнения работ и поставок товаров и услуг для государства и муниципалитетов.
Россия и наша родная Пензенская область уверенно вступили в стадию государственно-монополистического капитализма, для которой характерно соединение силы капиталистических монополий с силой государства.

Эксперт № 4
Верховная власть в стране строится  по принципу личной преданности вождю из окружения близких родственников и друзей.
Региональная власть находится под полным контролем Центра и, как правило, возглавляется малоинициативными чиновниками, которые окружены его сторонниками и близкими родственниками.
Выстроенная вертикаль власти доказала свою несостоятельность и не может служить фундаментом к экономическому прогрессу и политической устойчивости государства.

Эксперт № 5
Российская конструкция власти даже и не вертикаль, а перевернутая пирамида-волчек. Чем выше, тем шире полномочия.
Развивая метафору, можно сказать, что и решения сыплются сверху вниз без какой-либо обратной связи. Ну тяжело снизу наверх зерну добраться, конструкция такая. 
Ну а об эффективности такой конструкции и говорить нечего. Стоять вертикально можно, только очень быстро вращаясь. Вот нас и раскручивают, и накручивают. 
Как говаривал Райкин: если б еще динаму прикрутить, то столько току можно было бы вырабатывать. А пока только вертимся, чтобы не упасть.

Прочитано 1992 раз

Поиск по сайту