Самое читаемое в номере

Пенза предвоенная (1939-1941): кризис снабжения и коммунального хозяйства

A A A

В связи с 80-летием образования Пензенской области «Улица Московская» предлагает читателям материал, в котором историк Михаил Зелёв рассказывает о том, в каком состоянии находился г. Пенза в первые годы существования области.

К истории принятия и выполнения постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О неудовлетворительном руководстве Пензенского обкома ВКП(б) торговлей и городским хозяйством г. Пензы» от 9 сентября 1940 г.

СССР входил во Вторую мировую войну в условиях очередного жестокого кризиса снабжения, ставшего результатом неэффективного и некомпетентного менеджмента русских коммунистов во главе с их легендарным вождём Иосифом Сталиным.
Многочисленные очереди вновь стали появляться в городах ещё во время Большого террора в 1938 г., а с 1939 г. они стали гигантскими. Разрешить кризис до нападения Германии 22 июня 1941 г. советскому правительству так и не удалось.
Его основной причиной явился отказ сталинского режима от сбалансированного и умеренного планирования периода второй пятилетки (1933-1937). Новый виток форсированного развития тяжёлой промышленности привёл к сокращению рыночных фондов, направляемых в торговлю.
Свой вклад в кризис внёс и Большой террор 1936-1938 годов. Массовые репрессии в промышленности привели к её существенной дезорганизации, резкому замедлению темпов роста производства, а кое-где и к его падению.
На некоторых крупных заводах отмечалась даже утрата технологии производства отдельных изделий. Колоссальных размеров достиг производственный брак и связанный с ним перерасход ресурсов.
Кризис усиливался и быстрым ростом денежной массы в обращении, что явилось следствием политики повышения зарплат и финансирования прочих государственных расходов за счёт постоянной эмиссии денег.
Ещё одним фактором кризиса стало печально знаменитое постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель от разбазаривания», приведшее к уменьшению личных наделов колхозников на четверть.
Отрезки привели к значительному сокращению рыночного снабжения городов продовольствием. Особенно пострадало животноводство. Крестьяне реагировали на сокращение наделов прежде всего уменьшением поголовья.
Обострению диспропорций способствовали и многочисленные военно-колониальные авантюры, в которых участвовал СССР в 1939-1940 годах. Премьер-министр Вячеслав Молотов ещё читал по радио своё обращение 17 сентября 1939 г., где сообщал, что наше правительство решило нанести удар в спину Польше, героически сражавшейся с гитлеровскими войсками, а люди уже сметали товары с полок магазинов.
Кризис снабжения усилили проблемы с поставками топлива и заторы на железных дорогах, от которых страдали прежде всего невоенные предприятия и гражданские грузы.
В апреле 1940 г. нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия писал И. Сталину и В. Молотову, что во многих регионах из-за недоедания наблюдается рост заболеваемости колхозников. Крестьяне ели мясо из скотомогильников, подсолнечный жмых, другие суррогаты. Среди таких регионов назывались Рязанская, Воронежская, Орловская, Куйбышевская, Пензенская области, Татария.
Процветало мешочничество: полуголодные колхозники атаковали города, чтобы купить хлеб и другие продукты.
penza

Вид на улицу Кропоткина (ныне ул. Суворова). Впереди виднеется перекрёсток с улицей Московской. Если ныне пойти дальше, то попадёшь в ТЦ «Муравейник». Апрель 1938 г.


Со всех концов страны шли сообщения о голодных измождённых детях, о давке, драках и даже убийствах в магазинах, о ночных дежурствах перед ними. Кризис снабжения охватил даже Москву.
Однако на этот раз правительство наотрез отказывалось возвращаться к карточной системе, отменённой 1 января 1935 г. Впрочем, нехватка еды и товаров первой необходимости заставляла правящий режим идти на расширение привилегированной закрытой торговли через распределители на крупных стратегических предприятиях. Именно они поглощали львиную долю товарных фондов, что вело к ещё большему ухудшению снабжения остального населения.
А тем временем, в 1939 г., русские коммунисты, словно издеваясь над народом, выпустили 100-тысячным тиражом 1-е издание легендарной «Книги о вкусной и здоровой пище» с цитатами из И. Сталина и репликой наркома внешней торговли СССР Анастаса Микояна. Тираж был отпечатан в Лейпциге.
На кризис снабжения накладывались жилищный кризис и кризис коммунального хозяйства. Инфраструктура городов не справлялась с резко выросшей за истекшее десятилетие численностью населения. Сказывались и последствия долгих лет игнорирования и недофинансирования жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры, когда всё внимание властей было поглощено развитием промышленности.

«Пенза стала синонимом [слова] «плохо»
Вряд ли мы уже когда-нибудь найдём ответ на вопрос, почему именно Пензу выбрал центральный аппарат для показательного разбора ситуации со снабжением и состоянием коммунального хозяйства. Ситуация в 160-тысячной Пензе, ставшей 4 февраля 1939 г. областным центром, была не лучше и не хуже положения в десятках других средних городов России, а сигналы в Москву шли отовсюду.
Принятию постановления Политбюро предшествовала инспекционная поездка в наш город наркома торговли РСФСР Дмитрия Павлова и заместителя наркома коммунального хозяйства РСФСР Р. Алексаньяна. Хотя она пришлась на тёплый и сухой август, посланцы из Москвы были потрясены увиденным.
23 августа 1940 г. на заседании бюро Пензенского обкома они делились своими впечатлениями и обсуждали необходимые меры с областным руководством.
Р. Алексаньян назвал положение в Пензе «жутким». Запущен жилой фонд. На 160-тысячный город имелись всего 3 общественные бани. В Пензе царила жуткая антисанитария.
Секретарь обкома ВЛКСМ Бурков заявил, что из-за антисанитарии «смертность в городе ужасающая».
Начальник областного управления НКВД Гавриил Горелкин сказал: «Когда я приехал, здесь был единственный продукт: макароны. Пенза стала синонимом [слова] «плохо».
Председатель облисполкома Трофим Дажин жаловался на дикую нехватку квалифицированных кадров. Он отметил, что многие специалисты в области коммунального хозяйства имеют по 5-6 совместительств.
По настоянию наркома Д. Павлова козлом отпущения решили сделать 43-летнего председателя горсовета Якова Финогина, который занимал эту должность менее года. На ней тогда редко кто удерживался дольше.
Многие участники заседания (1-й секретарь обкома и горкома Александр Кабанов, председатель облисполкома Т. Дажин, 2-й секретарь горкома М. Андрущенко) жалели Я. Финогина, понимая, что жуткое состояние снабжения и коммунального хозяйства Пензы не его вина. В конечном счёте его снимут с работы и отправят руководить отделом кадров на одном из заводов в другом регионе.
А 9 сентября появилось постановление Политбюро. В нём говорилось: «ЦК ВКП(б) в результате специальной проверки установил, что в г. Пензе при достаточном количестве продовольственных товаров неудовлетворительно организована торговля, в магазинах города допускаются перебои в продаже хлеба, торговля овощами производится лишь 2-3 часа в день, в то время как в пригородных совхозах и колхозах гибнет обильный урожай овощей.
Крайне неудовлетворительно ведётся хозяйство города. Город запущен, захламлён, завален мусором и нечистотами. Бани из-за отсутствия топлива работают нерегулярно, в то время как вокруг города Пензы топлива имеется в изобилии.
Запущено состояние жилищ города. Средства, ассигнованные на капитальный ремонт жилых домов, не используются. Квартирная плата своевременно не собирается.
ЦК ВКП(б) считает грубой ошибкой Пензенского обкома партии и его первого секретаря т. Кабанова то, что они допустили эти крупные недостатки в торговле и коммунальном хозяйстве г. Пензы и не приняли никаких мер к исправлению положения дел в городе.
ЦК ВКП(б) также отмечает, что при обсуждении в связи с сигналами, поступившими в ЦК ВКП(б) и СНК СССР, этих вопросов на бюро обкома партии 23 августа 1940 г. замазывалось нетерпимое состояние городского хозяйства и торговли, а всё обсуждение носило семейный характер.

ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Осудить беспечное отношение Пензенского обкома ВКП(б) и его первого секретаря т. Кабанова к беспорядкам в состоянии коммунального хозяйства и торговли в г. Пензе.
2. Объявить выговор первому секретарю Пензенского обкома и горкома ВКП(б) т. Кабанову за непринятие мер к устранению недостатков в коммунальном хозяйстве и торговле г. Пензы и за смазывание недостатков в работе областных и городских организаций.
3. Снять с поста председателя Пензенского городского Совета депутатов трудящихся т. Финогина Я. И. как не справляющегося со своими обязанностями.
4. Обязать Пензенский обком ВКП(б) обсудить настоящее постановление на пленуме Пензенского горкома партии, а по окончанию хлебозаготовок – и на пленуме обкома партии и обеспечить улучшение коммунального хозяйства и торговли в г. Пензе.
5. Созвать Пензенский городской Совет депутатов трудящихся для обсуждения вопросов и принятия мер по улучшению состояния коммунального хозяйства г. Пензы и улучшению руководства городского Совета».
Постановление Политбюро носило лукавый характер, перекладывая на региональные и городские власти ответственность за кризис в снабжении, ставший результатом безумной и некомпетентной политики самого И. Сталина.
Никакого «достаточного количества продовольственных товаров» в Пензе не было. Ниже мы увидим это, познакомившись со статистикой.
penza 2

«Скорая помощь» доставляет роженицу в городской роддом на ул. Красной (ныне это 3-й учебный корпус ПГУ).  Конец 1930-х гг.


 

Гораздо более справедливой была критика в сфере состояния коммунального хозяйства. Здесь действительно многие проблемы были следствием многолетнего пренебрежения этими вопросами со стороны местных коммунистов, которых центр всё время приучал думать прежде всего о промышленности и сельском хозяйстве, оставляя элементарные вопросы городского благоустройства в наследство будущим поколениям.
Не будем забывать и о сталинской кадровой чехарде. В 1930-е годы ни один 1-й секретарь Пензенского горкома и ни один председатель горсовета не задерживался в своих креслах более чем на 2 года. А сами горожане были лишены какой-либо возможности взять управление городом в свои руки.
Любопытно, что в постановлении не предусматривалось никаких мер помощи городу со стороны центральных властей.

Январь 1941 года: кризис продолжается
Довольно точное представление о подлинном положении дел в Пензе даёт донесение уполномоченного Комиссии партийного контроля (КПК) по Пензенской области Слуцкого от 16 января 1941 г. Оно адресовано председателю КПК, члену Политбюро, секретарю ЦК и одному из ближайших сподвижников И. Сталина Андрею Андрееву.
Слуцкий отмечал, что решение Политбюро выполняется крайне плохо. Всё свелось к очередной кампании и шумихе.
В 1940 г. было заготовлено лишь 38% от того количества овощей, что предусматривали договоры с окрестными хозяйствами. Значительное число овощей погибло в самих колхозах и совхозах из-за отсутствия машин для их вывоза. Даже доставленные овощи хранились из рук вон плохо и продолжали портиться.
Вместо запланированных 160 тонн хлеба в сутки пензенские хлебозаводы выпекали в ноябре в среднем 129 тонн, а в декабре – 141 тонну. В городе образовывались гигантские очереди за хлебом.
Слуцкий опровергал утверждения постановления Политбюро о «достаточном количестве продовольственных товаров», якобы имеющемся в Пензе. Город недополучал из централизованных фондов огромное количество продовольствия.
На 20 декабря 1940 г. было получено лишь 15% годового плана поставок по овощным консервам, 20% – по рыбным консервам, 37% – по макаронам, 56% – по муке, 37% – по текстилю, 55% – по кожаной обуви, 40% – по резиновой обуви.
В свободной продаже не было мыла, спичек, кондитерских и табачных изделий. Товар доставлялся в 2-3 магазина, из-за чего возникали колоссальные очереди на 30-градусном морозе.
При этом львиная доля поступающей в Пензу продукции доставалась закрытому распределителю завода имени Фрунзе, который обслуживал 30 тыс. человек. В IV квартале 1940 г. ему досталось 55% продовольственных и 71% промышленных товаров, полученных Пензой. Это приводило к тому, что некоторые товары (например, хозяйственное мыло) там залёживались, тогда как в другие магазины города они вообще не завозились.
В 1940 г. план по заготовке дров был выполнен лишь на 47%. Торф вообще не завозили. В результате в январе во многих учреждениях (5 больниц, 8 детских яслей, 7 школ, 3 детских дома и др.) перестали топить.
Температура воздуха в больницах опустилась до 8-10° С. Несколько дней не работал драматический театр. В банях дров оставалось лишь на полмесяца. Люди часами стояли в очередях в баню.
Ситуация не улучшится и в конце марта 1941 года. Из-за нехватки дров не будут отапливаться одна из трех бань, несколько школ, музей и другие учреждения.
Средства на капитальный ремонт и жилищное строительство город был не в состоянии полностью осваивать. План жилищного строительства был выполнен в 1940 г. лишь на 67%.
В 1940 г. план по производству электроэнергии был выполнен на 79%. Промышленность и железная дорога обеспечивались электричеством лишь на 40-45% от их потребностей. Население в массе своей жило вообще без электричества.
Единственное средство передвижения по городу – это маршрутные автобусы. Из имевшихся 10 автобусов выходили на линию в среднем лишь 3-4. Остальные были неисправны. Из имевшихся в Пензе 7 легковых такси работали лишь 4 машины.
В результате на остановках образовывались гигантские очереди. Ждать автобус приходилось часами.
Катастрофически плохо обстояло дело с очисткой. Из 14 автомобилей очистки в рабочем состоянии находились лишь пять. Вывоз нечистот в октябре 1940 г. составил 52% от плана, в ноябре – 27%, в декабре – 65%.
Нечистоты не вывозились, смешивались во дворах со снегом. Снег с улиц убирался во дворы. Помойные ямы, уборные и мусорные ящики были переполнены. Весной Пенза была, как обычно, затоплена нечистотами и грязью.
Эту картину подтверждал и сделанный 10 января доклад заведующего Пензенским областным отделом здравоохранения Фёдора Захарова.
Он отмечал, что водопровод в Пензе изношен. Общегородской канализации нет. Нечистоты текут прямо по улице.
Биологическая станция при Центральной больнице пришла в ветхость и спускает прямо в Пензу неочищенные фекальные массы. Неудивительно, что в городе царила антисанитария и наблюдалась сверхвысокая смертность
Как отмечал Слуцкий, в 1940 г. план строительства городской канализации был выполнен всего на 39%. Строительство главного коллектора было сорвано.

Июнь 1941 года: кризис продолжается
Как писал А. Андрееву 9 июня 1941 года заместитель уполномоченного КПК по Пензенской области Торбенков, весной в Пензе в коммунальном хозяйстве и снабжении произошли некоторые улучшения.
На центральных улицах стали наводить порядок, отремонтировали и построили 4,5 км тротуаров, отремонтировали заборы, посадили около 6 тыс. деревьев, расширили и оборудовали парки.
В марте исчезли было очереди за хлебом, но с апреля они появились вновь, причём гигантской длины. Среднесуточная выпечка хлеба была равна 130 т вместо необходимых 160.
penza 3

Улица Московская (вид снизу). Фото сделано в 1930-х гг. с места напротив Мясного пассажа (слева чернеет часть водосливной трубы на нём). На месте первого здания – ныне ТЦ «Пассаж», второе сохранилось. На месте следующих – здание областной администрации и площадь Ленина.


 

Не хватало рыбы, растительного масла, маргарина, колбасы. Не было в продаже вёдер, корыт, эмалированной посуды, умывальников, ламп, горелок, топоров, табуреток, столов. За всем стояли огромные очереди, в том числе за керосином, который продавался лишь в 5 магазинах.
 По 72 улицам нельзя было не то что проехать, но даже пройти. Ведущие к Пензе гужевые дороги находились в таком состоянии, что весной, осенью и даже летом в дождливую погоду Пенза оказывалась отрезанной от мира.
Выгребные ямы, мусорные ящики своевременно не очищались. Во дворах 50 домов по Московской улице помойные ямы, уборные, мусорные ящики были переполнены нечистотами. Из 19 машин очистки 11 простаивали из-за неисправностей.
Фактически так и не началось строительство городской канализации.
Не началось и строительство подстанции. Одна из причин – нехватка строительных материалов.
Решение наладить горячее питание рабочих на стройках не было выполнено из-за нехватки термосов.
Попытки расширить производство строительных материалов для местных нужд на существующих мощностях провалились из-за аварий и нехватки электроэнергии.
Михаил Зелёв,
кандидат исторических наук.
Фото из коллекции Игоря Шишкина

Прочитано 1582 раз

Поиск по сайту