Самое читаемое в номере

Открытие шедевров

A A A

16 января в Губернаторском доме состоялось открытие выставки «Возрожденные шедевры».

Знаете ли вы, какой фонд имеет Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого?
Оказывается, в него входят порядка 14 тысяч художественных работ. И это без учета экспонатов музея хрусталя в г. Никольске, который, кстати, имеет приблизительно такой же по масштабу художественный фонд.
Безусловно, столь достойной коллекцией провинциальная картинная галерея может только гордиться. Но есть одно но: бОльшая часть этих работ хранится в запасниках музея и уже очень давно не встречалась со зрителями.
Из имеющихся 14 тысяч художественных произведений только около тысячи находятся в постоянной экспозиции художественного музея и еще порядка тысячи экспонатов ненадолго выставляются в течение года в рамках различных выставок. Остальные работы находятся в запасниках. А ведь многие из них действительно являются шедеврами.
Об этом на открытии выставки рассказал директор картинной галереи им. К. А. Савицкого Кирилл Застрожный.
shedevr1

 Реставратор Ольга Карасева и директор картинной галереи Кирилл Застрожный


 И, оказывается, дело вовсе не в том, что сотрудники музея ленятся организовывать выставки из работ, хранящихся в запасниках. Главная причина столь грустной ситуации в том, что большинство этих произведений живописи, графики, скульптуры находятся в неэкспозиционном состоянии. То есть требуют реставрации.

Думаю, никому не надо объяснять, что реставрационные работы – дело затратное, даже очень затратное. Особенно когда речь идет о глубокой реставрации художественных работ. Однако в 2017 г. ситуацию с выделением средств удалось раскачать.
Правительство Пензенской области выделило Пензен-ской картинной галерее им. К. А. Савицкого полтора миллиона рублей. Наверное, этому немало способствовала серьезная дата – 125-летие картинной галереи.
В шорт-лист первоочередных претендентов на реставрацию вошли 6 работ: «Автопортрет» Маргариты Сабашниковой, «Подруги» Александра Вахрамеева, три иконы XVII и второй половины XIX – начала XX вв. и статуэтка Мейсен-ской фарфоровой мануфактуры «Девушка с лютней».
Эти счастливчики попали в руки профессионалов Государственного научно-исследовательского института реставрации и научно-реставрационного центра им. Э. А. Грабаря.      
Еще одним мастером, которому галерея им. Савицкого доверила жемчужины из своей коллекции, стала пензенский реставратор Ольга Карасева. Ею были восстановлены полотна Ивана Горюшкина-Сорокопудова, Сергея Виноградова, Станислава Жуковского, Сергея Светославского, Ильи Репина.
shedevr2

Маргарита Сабашникова. Автопортрет. Холст, масло. 1905 г.


 Кроме того, к восстановлению работ администрации музея удалось привлечь студентов реставрационного отделения Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова. Летом 2018 г. они проходили практику на базе Пензенской картинной галереи им. Савицкого. Стараниями студентов и их руководителя А. Березина были отреставрированы еще 6 работ, среди них произведения Генриха Блюменфельда, Николая Лунда, А. Баранова.

Таким образом, за 2018 г. реставраторы возродили 17 шедевров из фонда Пензенской картинной галереи.
Шестнадцать из них представлены на открывшейся выставке в залах Губернаторского дома, а картина Ильи Репина «Портрет Г. С. Петрова» стала экспонатом в Музее одной картины.  
Вот такой насыщенной была предыстория выставки «Возрожденные шедевры». И открытие экспозиции прошла не менее содержательно.
Во-первых, присутствующие смогли составить представление, насколько кропотлив, сложен и вместе с тем интересен труд реставратора. Гостям продемонстрировали небольшой фильм, где были показаны некоторые этапы реставрационных работ, выполненные Ольгой Карасевой.
Во-вторых, зрители могли сами оценить результат работы специалистов, что называется, в формате «до и после»: рядом с возрожденными произведениями были размещены их фотографии до реставрации и информация о том, какие виды работ выполнили реставраторы.
Нина Санталова, заведующий отделом экспозиции, провела экскурсию для гостей по залам выставки. Буквально для каждого экспоната у нее нашлась своя маленькая история.
Например, о том, как был обнаружен в запасниках пензенской галереи автопортрет Маргариты Сабашниковой, первой жены Максимилиана Волошина.
shedevr3

Александр Вахрамеев. Подруги. Картон, пастель, гуашь, соус. 1915 г.


 В 1989 г. на базе нашей картинной галереи проходил семинар Поволжских музеев, где сотрудники делились своми изысканиями. И представитель астраханской картинной галереи рассказала коллегам о Маргарите Сабашниковой. 

В то время имя этой художницы в нашей стране было практически неизвестно. В Астрахани хранилась работа Сабашниковой – портрет ее сестры Нюши. И сотрудница астраханского музея упомянула, что существуют еще три автопортрета художницы. Судьба двух известна, а третий затерялся.
 Услышав это, Надежда Валукина, главный хранитель галереи им. Савицкого, воскликнула: «Так это наш портрет!», нашла его в запасниках и предъявила участникам семинара. Это стало настоящей сенсацией!
И все-таки самое главное на любой выставке – это, пожалуй, радость любования.
И здесь у каждого зрителя будут свои любимчики.
Моим фаворитом стали «Подруги» Александра Вахрамеева.
У этого рисунка, выполненного в технике пастели, тоже есть своя маленькая история.
Художник Александр Вахрамеев, ставший впоследствии профессором Академии художеств, с 1906 г. по 1909 г. преподавал в Пензенском художественном училище.
В нашем городе он встретил и полюбил Татьяну Трофимову, дочь инженера железнодорожника. Вахрамеев часто писал Тату. «Подруги» – одна из таких работ.
Что сказать?.. Прекрасный портрет: юные, свежие, нежные, утонченные барышни.
Хороший вкус был у художника и исключительный талант.
Составить же собственное мнение о возрожденных шедеврах жители и гости г. Пензы смогут в течение ближайшего месяца.
 А через год, как пообещал Кирилл Застрожный, нас ждет встреча с другими шедеврами из запасников музея.
В течение 2019 г. галерея планирует отреставрировать еще порядка 17-20 достойных работ.

Прочитано 1282 раз

Поиск по сайту