Самое читаемое в номере

«Дамате» в поисках новых конкурентных преимуществ

A A A

Специально для читателей «Улицы Московской» рассказывает генеральный директор ГК «Дамате» Рашид Хайров.

hairov– По итогам 2018 г. «Дамате» в очередной раз готовится подтвердить позицию крупнейшего российского производителя индейки. Как вы  себя чувствуете в роли лидера отрасли?
– По результатам этого года мы произвели 88 тыс. тонн мяса индейки. В России такого количества продукции еще никто не производил. И так складывается, что последние 2-3 года мы являемся лидерами в производстве мяса индейки в стране. Но объемы производства для нас – это не самоцель.
Мы никогда не ставили перед собой задачу быть первыми. Наша цель –  быть лучшими. Когда ты лучший, какие бы у тебя ни были объемные показатели, тебя гораздо  труднее догнать.
Для этого недостаточно просто нагнать физические объемы производства продукции, придется наладить все процессы в компании на самом высоком уровне. А это годы кропотливого труда.
– Что из намеченного в начале года удалось реализовать?
– Даже простое перечисление всего, что группа сделала за год, это несколько страниц текста. Не хотелось бы так утомлять читателей.
Но я хочу обратить внимание вот на что. То, что многие компании называют громким словом «достижения» и о чем старательно рапортуют, для нас – ежедневная плановая работа. И знаете, меня такой подход полностью устраивает.
Ну, а если совсем коротко...
На «Молкоме» мы начали очередной этап модернизации производства, который уже принес заметные результаты.
Наш комплекс в Тюменской области (сегодня он крупнейший в Сибири) вплотную приблизился к проектным показателям, и мы приняли решение о его  дальнейшем расширении.
Мы начали развивать новое направление бизнеса и будем производить баранину в Ставрополье.
Ну, и самое главное. В этом году мы вышли на финишную прямую в реализации проекта на 155 тысяч тонн мяса индейки в год. Большая часть объектов уже запущена, оставшиеся вводятся в эксплуатацию в рабочем порядке.
– В последние годы потребление индейки на внутреннем рынке России растет. Какие объемы продукции «Дамате» реализует на российском рынке на сегодняшний день, в каких регионах нашей страны она присутствует?
– Объем потребления мяса индейки на душу населения в России, по статистике, около 1,7 кг. Это в 2-3 раза меньше, чем в Европе, и в 3-4 раза меньше, чем в Соединенных Штатах.
То есть перспективы роста у российского рынка есть.
И, конечно, насытить внутренний рынок нашей продукцией – это наша первоочередная задача.
На сегодняшний день продукция под брендом «Индилайт» присутствует во всех регионах нашей необъятной страны: Хабаровск, Владивосток, Сахалин, Камчатка, Калининград, Мурманск, Тюмень, Якутия и т. д.
В этом году, второй год подряд, бренд «Индилайт» стал победителем национальной премии доверия потребителей «Марка № 1 в России» в категории «Мясо птицы».
Причем потребители голосовали за производителя без подсказок, то есть им не предлагались варианты ответов. Индейка сегодня прочно ассоциируется у покупателей с нашим продуктом, для нас это важно.
– «Дамате» всегда заявляла, что экспорт продукции – одно из важнейших направлений для компании. Благодаря чему «Дамате» удается выйти на внешние рынки? Что вы делаете для расширения экспортного потенциала?
– До революции у России была репутация  поставщика качественных продуктов питания. Пометка «Сделано в России» считалась знаком качества. Я считаю, что мы должны вернуть себе эту репутацию. Это не так просто. Мы понимаем, что внешний рынок уже сформирован. Сходу на него зайти – пришел, разложил свою продукцию, и ее стали покупать, – это маловероятно.
Завоевывать позиции на внешних рынках надо поступательно. С потенциалом, который есть у России – нашими земельными, водными и прочими ресурсами, – мы обязаны кормить треть планеты.
Развитие экспортного направления – стратегическая задача для нашей компании. Мы шаг за шагом движемся в этом направлении: проходим аудиты, получаем разрешения, проводим переговоры с покупателями.
Представители уполномоченных органов разных государств приезжают к нам на производство, проводят проверки на соответствие их законодательству. Как правило, уровень предъявляемых к нам требований выше, чем к своим производителям. Проверяется вся производственная цепочка – от кормов, выращивания до убоя и разделки.
Безопасность и качество продукта сегодня вышли на первый план. И мы обязаны гарантировать покупателям, что наше мясо не только внешне выглядит достойно, но и соответствует всем их представлениям о качестве.
На сегодня мы уже получили разрешение на торговлю в 11 зарубежных странах плюс все страны Евросоюза. В ближайших планах у нас Китай, Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива.
– Как изменился  ваш продукт за прошедший год? Как вы планируете его развивать?
– Будущее за теми компаниями, которые умеют слышать покупателя и давать ему то, что он хочет. Именно поэтому мы ведем группы в социальных сетях. У нас более 150 тысяч подписчиков, с которыми мы постоянно общаемся и получаем от них обратную связь. Благодаря этому мы знаем, какую продукцию ждут от нас потребители.
Персонификация – это то, к чему сейчас движется мир. И то, чем мы сейчас активно занимаемся.
Мы делаем акцент на порционность продукта и максимальное удобство использования. Сегодня существует тренд на рациональное потребление, когда вы не покупаете продукты впрок и в большем количестве, чем собираетесь употребить. Вам не придется замораживать остатки.
Многие наши потребители – приверженцы здорового питания, они не любят замораживать мясо: оно теряет свежесть, вкусовые качества. Они хотят прийти в магазин и купить подложку с фиксированным весом, сразу приготовить блюдо.
Выдерживать этот подход технологически непросто. Но «Дамате» к этому готова.
Мы понимаем, что вкусовые предпочтения наших потребителей меняются, существует даже мода на те или иные продукты питания. Поэтому и наш ассортимент постоянно расширяется с учетом пожеланий наших покупателей. Хотите азу? Стейки? Бургеры? Пожалуйста.
В настоящее время под брендом «Индилайт» выпускается более 300 ассортиментных позиций: полуфабрикаты анатомические, рубленые, мелкокусковые, маринады, копченые деликатесы.
Мы оснастили наше предприятие такими мощностями, которые дают нам возможность очень оперативно реагировать на запросы заказчика.
Мы имеем возможность одновременно выпускать  36 различных позиций продукции, из которых 80% – фиксированного веса. И в этом плане у нас конкурентов в России нет. К нам заказ пришел – мы его выполнили, сразу полностью отгрузили, и машина ушла к потребителю. Условно, вечером сделали – утром на прилавке. До потребителя доходит свежайший продукт.
– Вы подчеркнули, что вопросы качества, вопросы безопасности производства  сегодня вышли на первый план. Вместе с тем, в уходящем году российские производители мяса птицы, в том числе и «Дамате», столкнулись с проблемой эпизоотии. Как вы видите решение этой проблемы?
– Наша компания с первых дней своего существования уделяет вопросам биологической безопасности самое пристальное внимание. Соблюдение всех санитарных и ветеринарных правил – это основа нашего бизнеса.
Но вопрос биологической безопасности целой отрасли не может быть решен усилиями только одного частного производителя. Здесь один в поле не воин. Мы соблюдаем все нормы, а есть производители, которые этого не делают. И есть еще частные подворья, где вообще ни о каких требованиях не слышали. А беда приходит ко всем.
Как результат, ответственный производитель зачастую остается с этой проблемой один на одни и несет колоссальные убытки.
А когда  крупное предприятие несет потери, это отражается и на государстве: снижаются объемы производства, уменьшается размер налогов и сборов, падает количество рабочих мест, растет социальная напряженность.
В странах, где хорошо развита животноводческая отрасль, это понимают. Государство там играет огромную роль в регулировании этих вопросов.
Российские власти тоже пытаются это делать, но предпринимаемых усилий пока недостаточно. Мы считаем, что вопрос может быть решен только объединением усилий всех заинтересованных сторон.
Нужно в масштабах государства менять подходы, вносить корректировки в законодательные акты, активизировать  работу всех ответственных ведомств.
– В 2018 г. ГК «Дамате» активно инвестировала средства в развитие бизнеса и инфраструктуры на территории Пензенской области. География присутствия компании значительно расширена.  Как вы выстраиваете отношения с руководителями районов? Вас устраивает их подход к взаимодействию с крупным бизнесом?
– Проблем во взаимодействии с властью, как на уровне области, так и в районах, у нас нет.
В этом году мы пришли в Вадинский, Спасский, Мокшанский районы. «Дамате» везде становится драйвером экономики: мы создаем рабочие места, платим налоги, возвращаем людей в родные места. В этом году размер отчислений нашей компании в бюджеты всех уровней превысит 1 млрд рублей. И большая часть этих средств остается в области.
Мы, как работодатели, заинтересованы в развитии тех территорий, где живут наши сотрудники. И мы готовы вкладывать в это дополнительные ресурсы. Нам, как крупной компании, было бы интересно принять участие в реализации стратегии развития того или иного района, в реализации конкретных программ, разработанных местной властью.
Но зачастую к нам обращаются с мелкими просьбами: отремонтировать кабинет, что-то подкрасить, провести мероприятие или просто дать денег.
Такая помощь видится нам бессистемной и малоэффективной. Мы готовы к плановой системной совместной работе по развитию сельских территорий и ждем соответствующего подхода со стороны районных властей.
– Когда Вы говорите о создании новых рабочих мест, здесь видится некий конфликт интересов. Нам, например, известно, что благодаря автоматизации одну птицеводческую площадку обслуживают у вас всего 5 человек в смену – немного, скажем прямо.  
Как вы выходите из коллизии между требованием власти создавать много новых рабочих мест и стремлением компании минимизировать влияние человеческого фактора?
– Надо менять представления о работе в сельском хозяйстве и о людях, работающих в нем. Сегодня сельский труженик – это не человек в поле с сохой и лопатой. Многие наши сотрудники имеют не одно высшее образование и дадут фору многим работникам промышленных предприятий в плане своей профессиональной подготовки.
Сельское хозяйство сегодня – это сфера высоких технологий.
Мы работаем через спутники для определения параметров земельных участков. У нас есть электронные карты расположения границ, на всей технике установлена  GPS навигация, беспилотники собирают информацию о состоянии посевов. Все производственные объекты автоматизированы, часть процессов отдана в управление искусственному интеллекту…
Как вы представляете, какой уровень квалификации должен быть у наших людей?
Конечно, благодаря инновационным технологиям количество персонала на наших объектах снизилось. Но потребность в профессионалах, способных работать в новых условиях, постоянно растет.
Ну и уровень заработных плат таких сотрудников сопоставим с уровнем зарплат нескольких работников более низкой квалификации. Поэтому противоречия мы особого не видим.
Что касается конкретных цифр, то в этом году только в Пензенской области мы создали 1150 рабочих мест, а средняя заработная плата превысила 38 тысяч рублей.
– Вопрос подготовки кадров для сельского хозяйства в стране по-прежнему актуален?  Какие требования «Дамате» предъявляет к своим сотрудникам?
– Да, этот вопрос остается актуальным. И мы серьезно им занимаемся.
У «Дамате» есть соглашения о подготовке специалистов и с РГАУ им. Тимирязева, с Московским Государственным Университетом прикладной биотехнологии, с Пензен-ской аграрной академией,  с ПГУ, с вузами Саранска, Саратова, Воронежа. Со всеми мы активно работаем, приглашаем студентов к себе на практику.
Но сталкиваемся с тем, что современные программы обучения в вузах не всегда соответствуют требованиям нашей компании. И зачастую мы у себя доучиваем специалистов, повышаем их квалификацию.
Для этого мы организовали корпоративный университет «Дамате».  У нас действует программа обучения вновь принятых сотрудников с последующей аттестацией, работает система наставничества.
Работники «Дамате» постоянно выезжают на повышение квалификации за рубеж, приглашаем российских и западных экспертов к нам.
Мы активно занимаемся привлечением новых кадров через социальные сети. Создаем там площадки для общения и обучения молодежи. У нас есть даже программы для детей дошкольного возраста.
Вообще, это очень большой пласт нашей работы, и о нем можно писать отдельную статью.
У компании «Дамате» на предстоящий год большие планы. А если выразить Ваши личные цели как руководителя «Дамате» на 2019 год буквально тремя словами, то какие это будут слова?
– Работать, работать и работать.

 

Прочитано 2892 раз

Поиск по сайту