Самое читаемое в номере

Горожане за сохранение исторической среды

A A A

Пенза постепенно теряет свой исторический центр.
Уютные одно-двух-трехэтажные домики разрушаются, унося неповторимый облик тихого провинциального города.
Но в Пензе еще остались жители с активной гражданской позицией, которые предпринимают реальные действия для сохранения культурно-исторического наследия родного города.

archi kirikov

 Михаил Кириков и дом по ул. М. Горького, сломанный в 2011 г. для постройки элитной многоэтажки.


 25 сентября на заседании Общественного совета при Комитете Пензенской области по охране памятников истории и культуры выступал общественный активист Михаил Кириков (см. газету «Улица Московская» № 746 от 28 сентября 2018 г., статья Валентина Мануйлова «Собрание и собор рекомендовано исключить»). Напомним, главной темой заседания Общественного совета было обсуждение списка объектов культурного наследия г. Пензы, на реставрацию которых в 2019 г. выделят деньги из бюджета.
Михаил Кириков представил членам совета вариант списка из 9 старинных пензенских домов, которые, по мнению пензенцев, требуют проведения реставрационных работ в первую очередь. Этот список сформировали пользователи социальной сети «ВКонтакте» в группах «Сурское Кружево» и «Сурский Круг».
«Я услышал на телеканале «Экспресс», что на ремонт исторических зданий выделяются деньги в 2019 г., – рассказал Михаил Кириков «Улице Московской». – И я сразу решил, что жители Пензы должны озвучить свои предложения, что они должны быть вовлечены в процесс выбора исторических зданий, подлежащих реставрации».
Около двух недель в группе «Сурское кружево» шло обсуждение.
В итоге люди, которые искренне любят Пензу и хотят сохранить самобытность родного города, выбрали следующие дома:
ул. Бакунина, 4 (жилой дом начала ХХ в.), ул. Володарского, 68 (сталинка, бывший к/т «Москва»), ул. Гладкова, 24 (деревянный жилой дом конца XIX-начала XX в.), ул. Гоголя, 36 (деревянный жилой дом), ул. Калинина, 2 (жилой дом XIX в.), ул. Кирова, 39 (бывш. электрокинотеатр «Олимп», ныне «Октябрь»), ул. Красная, 62 (дом губернатора А. А. Панчулидзева – образец особняка богатого дворянина), ул. Куйбышева, 24 (жилой деревянный дом XIX в.), ул. Чкалова, 56 (деревянное общежитие духовного училища, конец XIX в.).
Большинство этих зданий в настоящее время заброшены, и приходят в упадок.
Михаил Кириков направил обращения от имени жителей главному архитектору области Леониду Иоффе и председателю регионального Комитета по охране памятников истории и культуры Сергею Муштакову-Лентовскому. Сергей Муштаков-Лентовский пригласил гражданского активиста на заседание Общественного совета.
archi chkalov

Памятник культуры на ул. Чкалова, 56


 Оказалось, что перечень зданий для первоочередной реставрации, подготовленный Комитетом, частично совпал с перечнем, составленным простыми жителями. Во-первых, это старинный жилой дом на ул. Бакунина, 4. Во-вторых, бывший кинотеатр «Олимп» на ул. Кирова, 39. В-третьих, разобранный для восстановления на другом месте деревянный дом, имевший адрес ул. Куйбышева, 24.
Два здания из составленного горожанами списка не имеют статуса объектов культурного наследия (Володарского, 68 – бывший кинотеатр «Москва» – и Гоголя, 36 – жилой дом). Следовательно, бюджетное финансирование их реставрации невозможно.
К большому сожалению Михаила Кирикова, оказалось, что по различным юридическим причинам нельзя включить в программу реставрации еще четыре здания, хотя они и являются памятниками истории и культуры.
И так совпало, что не попали в программу реставрации те объекты культурного наследия Пензенской области регионального и местного значения, которые  наиболее нуждаются в скорейших мерах реставрации.
«Это самые заброшенные дома, т. е. они подвержены самому быстрому разрушению, – констатировал Михаил Кириков. – Но они не вошли в эту программу».
archi kalinina

Памятник архитектуры на ул. Калинина, 2


 Председатель Комитета по охране памятников, как сказал Михаил Кириков, дал разъяснения по каждому дому: почему область не может финансировать реставрационные работы.
Богато украшенный резьбой деревянный дом на ул. Гладкова, 24 является частным. Поддерживать его в надлежащем состоянии  должны собственники.
Расселенный двухэтажный деревянный дом по ул. Чкалова, 56 готовится к приватизации.
Дворец Панчулидзева на ул. Красной, 62 находится в федеральной собственности, и Пензенская область не может выделять деньги на его реставрацию.
Красивый дом с башенкой на ул. Калинина, 2 выглядит совершенно заброшенным. Но у него есть собственник, «как было сказано, вроде бы какой-то черный риэлтор, и ничего из-за этого не могут сделать».
На заседании Общественного совета, по словам Михаила Кирикова, прозвучало, что готовится исковое заявление об изъятии здания у собственника.
Михаил Кириков не отчаивается и продолжает искать пути восстановления старинных зданий. В частности, он подал заявку на ремонт дома № 24 по ул. Гладкова в фонд «Внимание». За счет средств этого фонда, по словам Михаила Кирикова, были приведены в надлежащее состояние дома в нескольких городах России, в частности, у наших соседей – в Самаре.
В Пензе остается довольно много интересных домов, не имеющих статуса памятников истории и культуры. Чтобы сохранить эти дома для будущих поколений, Михаил Кириков не оставляет попыток внести в перечень выявленных объектов культурного наследия пока еще сохранившиеся здания.
Просто ругать власть за то, что разрушаются старинные дома в Пензе, по убеждению Михаила Кирикова, нецелесообразно: надо проявлять большую активность.
Есть установленная законом процедура. Любой человек может написать заявление в Комитет Пензенской области по охране памятников истории и культуры, чтобы дом включили в перечень выявленных памятников. Как только здание включат в список выявленных памятников, дом нельзя будет сносить. Правда, для получения статуса памятника истории и культуры зданию должны будут провести экспертизу.
Чтобы написать заявление, придется потрудиться: нужно подготовить историческую справку, доказать архитектурную, историческую, градостроительную ценность объекта.
На том же заседании Общественного совета при Комитете Пензенской области по охране памятников Михаил Кириков предложил включить в список выявленных объектов культурного наследия дом № 14 по ул. Гоголя. Однако предложение не смогло набрать необходимого большинства голосов среди членов совета.
* * *
Михаилу Кирикову недавно исполнилось 30 лет. Группу «Сурское кружево» в сети «ВКонтакте» он создал весной 2018 г., чтобы публично вести работу по сохранению образцов деревянного зодчества Пензы.
Совсем юным Михаил Кириков серьезно заинтересовался историческим центром Пензы. Все началось, по словам Михаила, с прогулок по старинным улицам: «Гулял, фотографировал пленочным фотоаппаратом. Начал изучать историю зданий, открывал для себя каждую улицу. Хотелось сохранить эту красоту».  
С 2010 г. Михаил начал собирать наличники с ломаемых домов Пензы. «Началось все с ул. Урицкого. Там столько красивых домов было, а ведь разбомбили весь квартал. С некоторых домов я успел снять наличники еще тогда».
За 8 лет у Михаила накопилось почти пятьдесят наличников, снятых примерно с тридцати домов нашего города. Наличники хранятся в нескольких местах, поскольку коллекция объемная.
Однако Михаил Кириков убежден, что в Пензе еще остались ценные дома (образцы деревянного зодчества в том числе), которые необходимо сохранять целиком.
«У меня есть наличники с утраченных зданий, которые вполне могли бы стать памятниками местного значения, – говорит Михаил Кириков. – Снимать наличники – это не способ сохранения историко-культурного наследия.
archi maket

Макет музея деревянного зодчества со страницы группы «Сурское Кружево»


 Я выявил для себя, какие еще здания в историческом центре можно было бы включить в Перечень объектов культурного наследия. К сожалению, заявления пока по ним не подготовил.
Особенность в том, что все здания расположены на разных улицах исторического центра, они все заброшены, ими заниматься надо прямо сейчас.
Я руководствовался старым советским списком памятников. Советский список – более широкий. Сейчас в перечне объектов культурного наследия буквально пара сотен памятников в Пензе. В Своде памятников Пензы из архива их около тысячи.
Дом по ул. Гоголя, 14 я посчитал ценным зданием. И решил сделать две вещи: начать собирать подписи и написать заявление о включении его в перечень выявленных. Для этого провел небольшую научную работу, работал в архивах, с литературными источниками, узнал историю этого дома.
В соседнем доме (через один, Гоголя, 10) жила Елизавета Николаевна Бибикова. Но того дома уже нет.
Также представил таблицу: судя по старым фотографиям, в Пензе с такими наличниками было всего порядка десятка домов, а осталось один-два. У дома на Гоголя, 14 необычайно крупные наличники с типичными для Пензы элементами «скворечников» и орнаментом наподобие вышивки. Сейчас стены дома обшиты, бревен не видно. А на старинных фотографиях – красивый.
То, что аналогов дому в Пензе практически не остается, не было принято во внимание большинством членов совета. Дом не включили в перечень выявленных – большинство членов общественного совета посчитало, что ценность представляют только наличники».
Деревянный дом по ул. Гоголя, 14, признанный ценным и подлежащим сохранению сорок лет назад, почему-то сегодня не удостоился такой чести.
Между тем в методических рекомендациях написано, что состояние исторического здания не влияет на принятие решения
о признании его памятником истории и культуры. Главное – ценность объекта. Для Пензы старинные деревянные дома, которых становится все меньше, безусловная ценность.
«Услышав отрицательный вердикт по Гоголя, 14, я спросил: а есть ли перспектива в отношении остальных зданий? (предлагалось включить в список объектов культурного наследия дома по ул. Гоголя, 14, ул. Гоголя, 20, ул. Чкалова, 14, Наб. реки Мойки, 11, ул. Красная, 70, ул. Красная, 77, ул. Совхоз-Техникум, 8, пл. Мироносицкая, 1/2).
Сказали: да, по некоторым есть. Нужно готовить заявление».
На заседании Общественного совета при Комитете 25 сентября рассмотрели еще одно заявление, которое написал Евгений Кутай, архитектор, руководитель бюро «Вещь!». Он считает, в первую очередь надо ремонтировать здания на туристических маршрутах, на оживленных улицах.  Но, к сожалению, механизм такой: сначала здание должно быть признано памятником.
В результате кропотливой работы пензенских архитекторов под руководством Романа Попрядухина в июне 1979 г. Пензенский Горисполком принял решение «О сохранении и использовании лучших образцов деревянного зодчества в г. Пензе», а 16 октября 1979 г. – «О мерах по сохранению и использованию лучших образцов деревянного зодчества в
г. Пензе».
Последнее постановление предусматривало создание музея деревянной архитектуры, этнографии и прикладного искусства вокруг Преображенской церкви.
Для этого в Гоголевском переулке сохранялись 7 домов: №№ 3, 4, 5, 6, 8, 9, 12.  
Еще 7 домов подлежали расселению и сносу: №№ 1, 10, 13, 14, 16, 17, 18.
Был утвержден перечень пяти ценных домов, которые должны были быть полностью перенесены на территорию музея:
ул. Гладкова, 24, ул. Кочеткова, 1, ул. Герцена, 23, ул. Богданова, 35, ул. М. Горького, 12.
Также был утвержден список из 41 дома, которые не подлежат переносу и должны быть сохранены при реконструкции город-ской застройки:
ул. Куйбышева, 15 и 24
ул. Красная, 66, 69, 70, 76
ул. Чкалова, 56
ул. Богданова, 21
ул. Замойского, 3 и 7
ул. Набережная р. Пензы, 11
ул. Гоголя, 14, 20, 33, 35
ул. Володарского 3, 9, 11
ул. Ключевского, 3, 13, 17, 18, 20, 22, 24, 26, 35, 37, 38, 39, 41, 43, 48, 55, 59, 65, 72, 86
ул. Боевая гора 3, 5
ул. М. Горького, 18
(Источник – книга Сергея Еремеева «Деревянное зодчество Пензы», за которую автор был удостоен премии Министерства культуры РФ.)
К сожалению, из-за нехватки средств постановление не было реализовано в советские годы. В настоящее время часть вышеуказанных домов безвозвратно утрачена. Из сохранившихся далеко не все имеют статус памятников культуры.
* * *
В 2014-15 гг. от областного Управления культуры и архива (которым тогда руководил Евгений Шилов) шла информация, что для сохранения исторического облика города Пензу признают историческим поселением. Велись разговоры о том, что надо сохранять целые кварталы, сталинской застройки в том числе. Впоследствии тема заглохла.
Примерно в то же время молодые архитекторы и дизайнеры активно выступали за сохранение и возрождение исторической застройки Пензы, а также занимались вопросами сохранения и развития зеленых зон города.
В мае 2015 г. начинающие архитекторы (Галина Турчак, Антон Белов и Евгений Кутай) под руководством опытных архитекторов (Лев Ходос, Марат Каскеев)  на одном энтузиазме провели проектный семинар по реконструкции ул. Ключевского.
В результате трехдневной работы участники семинара подготовили проектное предложение по концепции развития ул. Ключевского и примыкающей территории – создали основу, опираясь на которую можно разрабатывать дальнейшую проектную документацию и воплощать проект в жизнь.
Проектное предложение получилось вполне реалистичным и предусматривало три этапа.
В результате ул. Ключевского стала бы живым образцом старинной деревянной улицы Пензы.
Наиболее затратный последний этап, требующий участия инвесторов, предусматривал воссоздание на ул. Ключевского утраченных образцов деревянного зодчества с других улиц Пензы, в частности дом Горюшкина-Сорокопудова.
Прошло 3 года. Один из главных вдохновителей движения молодых архитекторов и создатель мастерской «Глагол» Галина Турчак перебралась жить в Екатеринбург. Антон Белов и Евгений Кутай продолжают жить в Пензе и работать в архитектурной мастерской «Вещь!».
В городе сменились главы администрации и председатель городской Думы. Об официально принятом плане развития ул. Ключевского и примыкающих территорий ничего не слышно.
Деревянные дома, украшенные резьбой, продолжают разрушаться. Еще немного времени, и уникальное деревянное кружево Пензы останется только на страницах монографии Сергея Еремеева «Деревянное зодчество Пензы».

Прочитано 2217 раз

Поиск по сайту