Самое читаемое в номере

Андрей Науменко – человек-система

A A A

23 июня исполнилось 50 лет Андрею Науменко, одному из партнеров «Улицы Московской» и «Компании года». «УМ» вполне естественно пожелала отметить эту дату публикацией. Внештатный автор издания
Сергей Долженков, имевший опыт работы с Науменко в качестве клиента и подчиненного, выразил готовность сделать такую публикацию.

naumenkoПознакомился с Андреем Науменко заочно по публикациям в журнале «Губерния». На дворе стоял 1997 год. Все издания «трубили» про водочных и пивных «королей» (и «Губерния» в их числе).
Вместе с тем попадались интересные материалы про внедрение и развитие близких мне по профессии информационных технологий. Они касались различных сфер: организации кадастрового учёта, ликвидации техногенных аварий, систематизации нормативно-правовых документов.
Причём говорилось в них не о неком «отвёрточном» производстве, которое подавалось тогда (при высоком уровне безработицы) как великое благо, а про наши отечественные разработки, куда были приложены мозги и инициатива российских инженеров и предпринимателей.
Инициативному человеку, обременённому семьёй и идеями, вступая на дорогу инфобизнеса, нужно было где-то арендовать компьютер, сделать на пиратских программах (других не было) какую-то демоверсию и идти в народ и во власть очаровывать потенциальных клиентов. Как говорил классик, из искры разгорится пламя. И разгорелось. Кто-то в этом пламени опалил крылья, но довольно много интересных начинаний получили развитие, и сегодня в Пензе образовался целый IT-кластер.
На стыке веков, будучи чиновником, я стал клиентом компании, которой руководил Андрей Науменко. Казалось бы, всё работает замечательно, но этого ему было мало, он приходил к нам с новыми идеями, проектами (организация информационного банка региональных документов), требующими понимания и поддержки со стороны государственных органов.
Честно говоря, не очень-то мы ему помогли в этом, но идеями его заразились и даже попробовали внедрить у себя в организации локальную информационную систему внутренних документов.
Так получилось, что через какое-то время пришлось поработать под его началом. Наглядно увидел, как надо систематизировать работу, да и любые другие процессы. Впечатляет.
И даже когда не всё шло как надо, никаких разносов подчинённым, ни разговоров на повышенных тонах. Вместо этого более глубокий анализ ситуации, рассудительное продуманное принятие решений.
Про Андрея Науменко можно сказать, что он – человек-система. Он слился со своей работой в нечто единое, и на первый взгляд неотделим от неё, от коллектива сотрудников, которых выпестовал, с которыми не только разрабатывает маркетинговые стратегии, но и штангу отжимает, и канат перетягивает на спортивных праздниках.
Отдельно от своей работы, от своего детища Андрея Юрьевича трудно представить. И вычленить его как homo sapiens в этом сложном организме-механизме почти невозможно. Поэтому, чтобы крупно рассмотреть его, надо, образно говоря, отрезать по тонкому кусочку, и то каждый кусочек будет с прожилками и вкраплениями. Итак, начнём препарировать.

– Чего Вы ждёте от приближающихся 20-х годов?
– Не помню, кто это сказал, но есть такое высказывание: «Будущее будет одновременно и сложней, и проще, чем мы можем сейчас себе представить».
Понятно, что целый ряд профессий видоизменится или исчезнет. Однако всегда ценилось умение донести свою мысль до другого человека: люди станут заниматься, например, инфобизнесом – будут делиться с обществом своим опытом и умением. И экономика будет поощрять таких граждан, живущих под девизом «Развиваться самому, развивать других».
Грядёт эра искусственного интеллекта. Последние три года о нём очень активно говорят, и есть уже конкретные факты. Например, разработана автоматизированная юридическая платформа LawGeex, основной функцией которой является анализ договоров на соответствие законодательству.
Программа делает это в тысячу раз быстрее человека. И что самое важное, результат она выдаёт более качественный, чем команда суперпрофессионалов.
Это подтвердило тестирование юридической платформы в Стэнфордском университете. Если у группы юристов на анализ комплекта договоров ушло 90 часов, то у платформы LawGeex – три минуты. При этом программа заметила в тексте договоров несколько погрешностей, которые юристы оставили без внимания.
Такой платформой полностью заменить юриста пока нельзя, но как электронного помощника тому же юристу использовать можно.
Если помните, были сообщения в прессе, что Сбербанк сильно сократил юридический департамент и параллельно развивает алгоритмы автоматического принятия решений по выделению кредитов. Им
же надо проанализировать не только кредитную историю, но и множество других документов, прежде чем принять решение о предоставлении или непредоставлении кредита.
Раньше этим занимались юристы, а сегодня банк использует искусственный интеллект. В результате решение о выделении кредита занимает меньше одного дня. Утром подал заявку, вечером тебе её одобрили. Это технологии в действии.
Если смотреть в перспективе на искусственный интеллект, то эта сфера сегодня очень мощно развивается. Возможно, что в ближайшем будущем появится какой-нибудь искусственный разум, который будет подсказывать правильное решение.
Это придёт к нам очень быстро. Изменятся виды продукции, сервис. Всё движется в сторону упрощения, ускорения, минимизации сложных операций.

 

– Если бы Вы стали президентом страны, какой бы закон, в первую очередь, предложили принять или изменить?
– Очень хочется разумных законов, соблюдающих баланс между регулированием и свободой. Видимо, это желание есть не только у меня одного. Недавно наш премьер-министр высказался: «Когда пытаемся всё зарегулировать, получается криво».
Поэтому, отвечая на этот вопрос, я бы ограничил количество принимаемых законов и одновременно ввёл бы финансовую ответственность законотворцев за эффект от принятого закона.
Если в результате его принятия есть положительный эффект в экономике, для безопасности, в уровне жизни людей, то закон полезный – получите премию.
А если наоборот, если ты внёс проект закона, который усложнил кому-то жизнь или «тормознул» экономику, или привнёс в жизнь людей ещё что-то негативное, то быть тебе банкротом. Должна быть какая-то ответственность за это, которой сегодня нет.
И это была бы некая обратная связь за продукт твоего труда. Это же логично.

– Что Вы больше всего цените и не приемлете в людях?
– Список отрицательных качеств, которых я не приемлю в людях, зависит от самого человека. Если это близкий человек, то это один список, если это друзья – список немножко другой. Есть ещё сотрудники и знакомые.
У знакомых список самый маленький. Всё-таки стараюсь принимать людей, как они есть.
В то же время не приемлю человека, который старается казаться не таким, какой он есть на самом деле. Фальш не нравится ни в ком. Во всех списках.
В людях больше всего ценю открытость, честность, надёжность. И очень привлекают талантливые люди, хотя с ними бывает очень сложно.

– Назовите, пожалуйста, 7 вещей из разряда книг, фильмов, картин, архитектурных ансамблей, путешествий, событий, которые оставили неизгладимый след в Вашей душе.
– В детстве буквально «проглотил» книгу «Три мушкетёра». Сразу открылся мир приключений, любви, предательства, гордости, чести.
Далее запомнился момент, когда я впервые увидел свою будущую жену. Про это уже высказался поэт: «Я помню чудное мгновенье…».
Произвела большое впечатление книга Сергея Николаевича Лазарева «Диагностика кармы». Я увидел и ощутил на себе, как работает вера в Бога, как связаны наша судьба и вера.
В путешествии по Египту поразили пирамиды Хеопса – находясь рядом с ними, ощущаешь искривление гравитации. Ну и, конечно, до сих пор неразгаданная загадка, кто и каким образом их построил? Интригует до сих пор.
Было ещё очень сильное впечатление от Индийского океана: чистейший, лазурный и бескрайний. Откуда такое чудо?! Осознал, что капитан Немо мог путешествовать только в Индийском океане.
Очень удивил собор Sagrada Familia в Барселоне. Такой необычный, ажурный, летящий. Долго стоял, закинув голову, и прокручивал в памяти историю Антонио Гауди. Нереальное ощущение от увиденного.
Всегда нравились картины Айвазовского, наверное, потому, что люблю море.
Но увидел как-то раз картину Шишкина в галерее. Добрых полчаса я изучал её и не мог понять, как это можно написать?
Вблизи какая-то хаотичная мазня. Отхожу и пытаюсь уловить тот самый момент, когда мазня превращается в пронизанную светом 3D картину, в которой утопаешь с головой. Как это может быть?! Для меня не понятно до сих пор и в голове моей не укладывается.

Прочитано 1389 раз

Поиск по сайту