Самое читаемое в номере

Мексика выбрасывает красный флаг

A A A

1 июля в 124-миллионной Мексике пройдут всеобщие выборы. Рассказывает обозреватель «Улицы Московской» Михаил Зелёв.

Мексика – одна из наиболее передовых новых индустриальных стран планеты, имеющая шансы ещё в этом столетии войти в развитый постиндустриальный мир.
До середины 1970-х годов эта страна развивалась в рамках модели импортозамещающей индустриализации. Во 2-й половине 1970-х – 1-й половине 1980-х годов на фоне стремительного взлёта цен на нефть Мексика начала было скатываться к экспортно-сырьевой ориентации. Однако жесточайший экономический кризис середины 1980-х годов позволил ей избежать советского сценария.
Обвал цен на нефть в 1986 г. заставил диктатора Мигеля де ла Мадрида Уртадо (1982-1988) окончательно взять курс на экспортоориентированную индустриализацию.
Мексика блестяще воспользовалась своим географическим положением – соседством с постиндустриальными США и Канадой. В 1994 г. она подписала с ними Североамериканское соглашение о свободной торговле. Аналогичные соглашения есть у неё и с ЕС, и с Японией.
Страна превратилась в магнит для прямых иностранных инвестиций. Её заводы встроились в десятки тысяч международных технологических цепочек, что привело к мощному подъёму экономики.
По данным Всемирного банка, в 2016 г. Мексика заняла 11-е место в мире по добавленной стоимости, сгенерированной в обрабатывающей промышленности (после Китая, США, Японии, Германии, Южной Кореи, Индии, Италии, Франции, Англии и Индонезии).
Доля в мексиканском экспорте продукции машиностроения выросла с 54% в 1995 г. до 67% в 2016 г.
В 2017 г. Мексика заняла 7-е место в мире по производству автомобилей (после Китая, США, Японии, Германии, Индии и Южной Кореи).
Мексика занимает 6-е место в мире по производству электроники (после Китая, США, Японии, Южной Кореи и Тайваня).
Если в 1986 г. Мексика отставала от Италии по ВВП на душу населения, рассчитанному по паритету покупательной способности, в 2,25 раза, то в 2017 г. – уже только в 1,91 раза.
Мексика находится уже на том этапе развития, когда в ней активно создаются промышленные компании, принадлежащие национальному капиталу.
В 2000 г., когда на всеобщих выборах консервативная оппозиция впервые смогла победить правящую Институционно-революционную партию (ИРП) и взять власть, завершился и переход Мексики к демократии.
Однако у страны остаётся огромное число острейших нерешённых проблем.
Мексике свойствен колоссальный уровень неравенства по доходам. Она опережает по этому показателю даже США.
Огромный разрыв (в 2-3 раза) в уровне доходов наблюдается между примыкающим к американской границе мощнейшим индустриальным поясом и бедными аграрными штатами на юге тихоокеанского побережья страны, где до сих пор пашут на быках.
В стране свирепствует коррупция. В причастности к ней подозревается сам уходящий либеральный президент Энрико Пенья Ньето (2012-2018).
Школа – ахиллесова пята Мексики. Исследование PISA, проведённое в 2015 г., показало, что мексиканские школьники по чтению и естественно-научным дисциплинам уступают даже сырьевой Колумбии.
Это результат длительного господства в школе профсоюза учителей, который жёстко блокировал любые попытки властей проверить качество уровня подготовки самих педагогов и избавиться от некомпетентных преподавателей. Преодолев колоссальное сопротивление, правительство Э. Пеньи Ньето смогло обуздать профсоюз. Но всё ещё может вернуться на круги своя.
Мексика, лежащая на путях доставки кокаина из Южной Америки в Северную, страна чудовищной преступности. Уже 12 лет здесь идёт настоящая война между правительством и наркокартелями. Её жертвами стали уже более 200 тыс. человек.
Особенно тяжёлая ситуация сложилась в беднейших южно-тихоокеанских штатах. В последнее время дело доходит до того, что банды стали требовать от филиалов иностранных ТНК вознаграждения за услуги в сфере «охраны». Это уже привело к остановке нескольких заводов.
Уровень нравственности и духовности в стране катастрофически низок. В 2016 г., по данным Управления ООН по наркотикам и преступности, здесь произошло 19,26 умышленных убийств на каждые 100 тыс. жителей (в Китае – 0,62; в Германии – 0,88; в Канаде – 0,88; в США – 5,35; в России – 10,82; в Бразилии – 29,53; в Сальвадоре – 82,84). Мексиканцы режут друг друга от души.
Тем не менее, средняя ожидаемая продолжительность жизни в Мексике довольно велика – 76 лет (в Канаде – 82 года; в Германии – 81; в США – 79; в Китае – 76; в Венесуэле – 74; в России – 70; в Гаити – 63 года).
Сейчас на Мексику надвигается новая напасть – безумный американский консервативный президент Дональд Трамп, являющийся ярым поборником протекционизма и в идеале готовый разрушить НАФТА.
Это создаёт колоссальный уровень неопределённости в стране. Неудивительно, что в последний год темпы роста ВВП Мексики не превышают 2%.
На фоне всех этих проблем и глубокого разочарования в правящей элите мексиканцы твёрдо решили повернуть налево.

 

Буржуазные кандидаты проваливаются
Неравенство, коррупция, преступность, вялый экономический рост подорвали доверие мексиканцев к буржуазным партиям.
Правящие либералы из ИРП выдвинули своим кандидатом в президенты 49-летнего Хосе Мида Курибренью.
mixico3

В консервативном правительстве Фелипе Кальдерона Инохосы (2006-2012) он работал сначала министром энергетики, а потом министром финансов. Когда в 2012 г. консерваторы проиграли выборы, он перебежал к либералам. Работал в правительстве Э. Пеньи Ньето сначала министром иностранных дел, а потом министром социального развития.
Но, по последним опросам, он может рассчитывать лишь на 13-19% голосов.
В буржуазных кругах надеялись, что выпадающее из рук либералов знамя модернизации и прогресса подхватят консерваторы из Партии национального действия.
Консерваторы выдвинули своим кандидатом 39-летнего Рикардо Анайю Кортеса. Он доктор социологии и политологии. В 2012 г. был избран в Палату депутатов. В последние годы был главой партии.
Но, по последним опросам, Р. Анайя Кортес может рассчитывать лишь на 19-25% голосов.

mixico2
Левый марш
На выборах президента побеждает 64-летний социалист Андрес Лопес Обрадор. Согласно последним опросам, он получает 50-62% голосов.
mixicoА. Лопес Обрадор родился в семье лавочника в Табаско. Во время диктатуры ИРП делал карьеру партийного функционера. Со временем возглавил партийную организацию штата.
В 1989 г., когда вся страна перестраивалась на рельсы экспортоориентированной индустриализации и демократии, он вышел из правящей партии и вступил в социалистическую Партию демократической революции (ПДР), а в конце 1990-х годов возглавил её.
В 2000 г. был избран алькальдом 8-миллионного Мехико. За 5 лет на этом посту А. Лопес Обрадор зарекомендовал себя очень хорошо. Он резко расширил социальные программы. Широко развернул деловое и жилищное строительство. Реставрировал исторический центр ради повышения туристической привлекательности столицы.
В 2006 г. первый раз баллотировался в президенты, но проиграл консерватору Ф. Кальдерону Инохосе, набрав 35% голосов.
В 2012 г. предпринял вторую попытку и проиграл либералу Э. Пенье Ньето, набрав 31%.
После тех выборов он покинул ряды ПДР и создал полностью подконтрольное себе социалистическое Движение национального возрождения.
Многие ждут прихода к власти А. Лопеса Обрадора с опаской.
Он обещает провести школьную контрреформу и вернуть влияние профсоюзу учителей, что станет страшным ударом по перспективам конкурентоспособности Мексики.
А. Лопес Обрадор не раз выступал против экспортоориентированной индустриализации, повторяя популярные среди левых заклинания о «самодостаточности» мексиканской экономики. Высказывался против НАФТА.
А. Лопес Обрадор обещает резко расширить социальные программы, что совершенно правильно. При этом он обещает обойтись без повышения налогов, а рост расходов покрыть за счёт сокращения вдвое зарплат чиновников.
А. Лопес Обрадор собирается бороться с преступностью и наркомафией не насилием, а повышением уровня жизни в деревне, создавая там достойно оплачиваемые рабочие места и вкладывая средства в развитие сельского хозяйства.
Победа А. Лопеса Обрадора – это прыжок в неизвестность.
Пессимисты с ужасом говорят о том, что два протекциониста – Д. Трамп в Вашингтоне и А. Лопес Обрадор в Мехико – совместными усилиями добьют и похоронят НАФТА, доведя Северную Америку, а с ней и весь мир до тяжелейшего кризиса.
Оптимисты указывают на то, что на посту алькальда Мехико А. Лопес Обрадор зарекомендовал себя как прагматик. Они полагают, что он прекрасно понимает, как устроена мексиканская экономика, и не будет предпринимать разрушительных шагов.
А на его предвыборную риторику не надо обращать внимания.
Многое будет зависеть от результатов выборов в Конгресс, которые довольно трудно просчитать. Если там большинство будет у консервативно-либеральной оппозиции, то президент будет связан по рукам и ногам.
Если же большинство в обеих палатах получат социалисты, то тогда можно будет ожидать самых радикальных шагов.
Михаил Зелёв,
кандидат исторических наук

Прочитано 778 раз

Поиск по сайту