Нефтеперерабатывающие заводы, поставленные в СССР из США по ленд-лизу

A A A

Под таким заголовком в журнале «Бурение и нефть» (2007, № 5) появилась статья известного русского экономиста и историка, доктора исторических наук Александра Иголкина. Обзор основных положений этой публикации для читателей «Улицы Московской» подготовил кандидат исторических наук Михаил Зелёв.

Об авторе: Александр Иголкин (1951-2008) – уроженец Марийской АССР. В 1973 году окончил Московский институт народного хозяйства им. В. Г. Плеханова по специальности «экономическая кибернетика». Защитил кандидатскую диссертацию по экономике. Преподавал в вузах Ижевска, Гомеля, Тулы и Москвы. С 1997 г. преподавал в Российском государственном гуманитарном университете в Москве. В 2000 г. защитил докторскую диссертацию по истории по теме «Нефтяная промышленность России – СССР в 1917-1928 годах». Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.
Автор монографий «Отечественная нефтяная промышленность в 1917-1920 гг.» (1999), «Советская нефтяная промышленность в 1921-1928 гг.» (1999), «Нефтяная политика СССР в 1928-1940 гг.» (2005).
Как отмечает автор, ещё в 1920-х годах советским властям стало очевидно серьёзное отставание Советского Союза, не обладавшего необходимой машиностроительной и металлургической базами для строительства заводов по крекингу.
Единственным выходом в то время было приобретение таких заводов за рубежом, прежде всего, в США. В начале 1930-х годов в Подольске был построен завод, который выпускал крекинг-установки на американском оборудовании.
Во второй половине 1930-х годов появилась новая проблема: советские заводы не производили оборудования для переработки высокосернистой башкирской нефти. И вновь было закуплено американское оборудование.
npzА. Иголкин указывает, что незадолго до начала Второй мировой войны в США была разработана технология, позволявшая существенно увеличить октановое число авиационного бензина, что резко повышало тактико-технические характеристики боевых самолётов.
В СССР в основном производился для военной авиации бензин с октановым числом 74 и совсем немного – 78, а в США – с октановым числом 100. По сравнению с 73-м бензином, который применялся в авиации США в середине 1930-х годов, 100-й бензин позволял на 20% уменьшить пробег самолетов до отрыва от земли, почти на 30% повысить бомбовую нагрузку, на 40% ускорить подъём самолетов на высоту в 1 милю.
В декабре 1941 г. специалисты АН СССР в докладной записке руководству Госплана признавали: «Существующая в СССР нефтепереработка сильно отстаёт от таковой в США по своей глубине и интенсивности. Выходы высокооктанового топлива низки (составляют единицы процента), так как основная масса его производится путём прямой гонки нефти...».
Они полагали, что наилучшим решением проблемы был бы заказ в США в рамках ленд-лиза на постройку НПЗ по производству авиационного бензина. Такой завод предлагала построить американская фирма Е.В.Badger and Sons Co. Начались долгие переговоры.
Принятие решения о строительстве заводов американцами, как отмечает историк, было ускорено задержками в развёртывании производства эвакуированными заводами.
В 1941 г. Туапсинский НПЗ эвакуировали в Красноводск, а часть установок с Батумского НПЗ – в Орск. 11 октября 1942 г. ГКО принял постановление «О строительстве нефтеперерабатывающих заводов в Красноводске и Орске».
В нём признавалось, что «постановление ГКО... о восстановлении Туапсинского нефтеперерабатывающего завода в Красноводске сорвано, а состояние переброски оборудования батумских нефтеперерабатывающих установок не обеспечивает их пуск в эксплуатацию на Орском заводе в установленный срок».
14 февраля 1943 г. ГКО принял постановление «О строительстве импортных нефтеперерабатывающих заводов». Заводы должны были быть построены в Красноводске и Орске, где уже велись работы, ориентированные на использование эвакуированного оборудования, а также в Куйбышеве и Гурьеве. Им были присвоены номера: завод № 228 в Орске, № 431 в Красноводске, № 441 в Гурьеве и № 443 в Куйбышеве. Основным поставщиком стала американская фирма Е.В.Badger and Sons Co.
 Поставки оборудования шли через советскую закупочную комиссию в США. Через фирму Е.В.Badger and Sons Co. оборудование в СССР поставляли и другие американские компании (Gibbs-HLU, Ingersall-Rnd, Buffalo Lasoline Motor, General Electric и др.).
 Основой нефтеперерабатывающих заводов в Гурьеве и Орске должны были стать установки каталитического крекинга «Гудри», а заводов в Куйбышеве и Красноводске — солярового крекинга «Винклер-Кох» и атмосферно-вакуумные трубчатки. Наиболее передовыми из них были установки «Гудри». Первая заводская установка системы «Гудри» была построена в США в 1936 г., а в
1941 г. существовало уже 14 таких установок.
 Периодический процесс «Гудри» был усовершенствован в непрерывный, получивший название «термофорная система». С 1942 г. по июнь 1944 г. в США было построено 10 каталитических установок термофорной системы. Ещё 6 находились в процессе строительства.
В январе 1943 г. впервые была введена в эксплуатацию установка каталитического крекинга системы «Флюид» (с подвижным катализатором). До июня 1943 г. в США было введено в эксплуатацию 26 установок этого типа. Стоимость одной установки «Флюид» в США составляла около 6 млн долл.
Таким образом, на момент начала строительства «Гудри» были технологией семилетней, а на момент окончания — десятилетней давности.
Первоначально планировалось пустить в эксплуатацию завод № 443 в Куйбышеве к 1 декабря 1944 г., а завод № 228 в Орске – к январю 1945 г.
В сентябре 1943 г. на стройплощадки стало прибывать импортное оборудование для строившихся четырех заводов. Только в 1943 г. из США на Дальний Восток поступило 95 тыс. т оборудования (4858 железнодорожных вагонов); в 1944 г. с Дальнего Востока было отправлено 2515 вагонов с американским оборудованием для нефтезаводов.
Однако к марту 1944 г. стало ясно, что плановые сроки строительства срываются. Общий вес ввозимого из США оборудования и материалов для НПЗ в Куйбышеве  должен был составить 23 тыс. тонн, но из них на 1 января 1944 г. было получено лишь 12,8 тыс. тонн. Часть чертежей к марту 1944 г. из США не поступила.
На заводе не хватало рабочих, и Куйбышевский обком просил вышестоящие органы выделить дополнительно до 1,6 тыс. заключенных. Для завода в Гурьеве к январю 1944 г. было получено 78% от общего тоннажа оборудования, в Орске – около 69%.
Автор подчёркивает, что для того, чтобы запустить заводы в эксплуатацию, требовалась большая и сложная работа. Например, в Красноводске нужно было для разгрузки импортного оборудования построить железнодорожную ветку длиной в 10 км, а также ТЭЦ и другие объекты. Требовалось подготовить к работе советских нефтехимиков.
Огромной проблемой было приучение советских производственников к жёсткому соблюдению технических инструкций. Например, на Саратовском заводе имени Кирова в начале января 1942 г. неоднократно останавливалось дорогое американское оборудование для крекинга.
Оказалось, что американские инструкции по эксплуатации насоса высокого давления не только грубо нарушались, но и вообще не были переведены. В результате некоторые детали были быстро изношены, а для ремонта требовалось много времени. Не соблюдались требования по эксплуатации и другого оборудования.
В ноябре 1943 г. – феврале 1944 г. состоялось несколько встреч советских нефтехимиков со специалистами фирмы Е.В.Badger and Sons Co. На них были заданы сотни вопросов об американском оборудовании для нефтеперерабатывающих заводов, строительство которых должно было начаться в СССР. Почти на все вопросы были получены исчерпывающие ответы.
В начале 1944 г. в Гурьеве постоянно работали четыре американских специалиста, в Куйбышеве – 7 человек. Советские специалисты направлялись на стажировку в США.
В феврале 1944 г. американский инженер Р. Маккарди писал: «Завод № 1 (в Гурьеве. – авт.), хотя строительные работы там только что начались, произвёл очень хорошее впечатление. Планирование и проведение предварительных работ, таких как строительство дорог, железнодорожных веток, рабочих поселков и т. д., было выполнено очень хорошо. Стоит специально отметить прекрасное обращение с материалом и оборудованием... Материал и оборудование содержатся в прекрасном порядке и заботятся о нём лучше, чем где бы то ни было ещё».
В апреле-мае 1944 г. американские специалисты посетили Куйбышев, Орск и Гурьев, где в это время монтировалось американское оборудование на строившихся НПЗ.
Первое, что они были вынуждены признать, это некомплектность поставок оборудования, что замедляло темпы работ. Часть материалов не была вовремя получена из США, другая была ошибочно отправлена советской стороной на другие заводы.
8 июля 1944 г. руководитель группы американских инженеров компании Е.В.Badger and Sons Co. в СССР Р. Маккарди в своём отчете отмечал: «Как и прежде, работа на всех заводах, независимо от состояния готовности, тормозится отсутствием оборудования, не пришедшего прошлой зимой».
Возникали различные накладки и недоразумения, что вполне естественно при таком объёме и скорости работ. Например, в конце 1944 г. американская фирма Buffalo Gasoline Motor Co. ошибочно поставила трансформаторы к выпрямителям на водозаборные станции мощностью в 250 Вт вместо 500.
В ответ на запрос советской стороны американская фирма посетовала, что именно такие трансформаторы были ошибочно порекомендованы компанией General Motors.
10 октября 1944 г. было принято постановление ГКО «О мерах по ускорению строительства нефтеперерабатывающих заводов № 441 и 443». В связи с задержкой поступлений импортного оборудования, было решено перенести срок ввода в эксплуатацию заводов в Гурьеве и Куйбышеве на первый квартал 1945 г.
Советским специалистам, пишет А. Иголкин, приходилось выполнять работы, с которыми они раньше не сталкивались.
В 1944 г. на строительстве завода № 441 (где работы велись силами заключённых) был впервые осуществлен монтаж импортного оборудования  (сферического).  Вскоре было принято решение на этой основе издать брошюру «Опыт монтажа сферических резервуаров».
По оценке американских экспертов, на 31 марта 1945 г. готовность составляла: по заводу № 1 (Гурьев) – 69%, № 2 (Орск) – 16%, № 3 (Куйбышев) – 72%, № 4 (Красноводск) – 41%.
Поставки из США продолжались и летом 1945 г.
Первый бензин из установки каталитического крекинга «Гудри» был получен в Куйбышеве на заводе № 443 8 сентября 1945 г.  Позже было завершено строительство заводов в Орске, Гурьеве и Красноводске. В октябре 1945 г. завод № 228 всё ещё получал американское оборудование.
Однако скатывание СССР и США к «холодной войне» почувствовалось на переговорах о поставках оборудования для НПЗ уже осенью 1945 г. Тогда советскими представителями в США было сделано предложение фирме Е.В.Badger and Sons Co. участвовать в строительстве второй очереди заводов № 3 и № 4.
Ответ американской стороны, данный 29 октября 1945 г., носил неопределённый характер. 10 октября 1945 года представитель Е.В.Badger and Sons Co. в Москве Р. Маккарди информировал заместителя наркома нефтяной промышленности Н. Чекрыжёва: «Недавно Вы запрашивали у меня сведения об отправке солевых трубок для завода № 2. Сегодня я получил сообщение, что эти трубки ещё не отправлены и находятся на складе в ожидании разрешения на отправку от Управления по вопросам внешней экономики».
В декабре 1945 г. деловые контакты между Особой группой при наркоме нефтяной промышленности и фирмой Е.В.Badger and Sons Co. продолжались. Но для поставок требовались санкции правительства США, а получить их становилось всё труднее.
В апреле 1947 г. в США выезжала комиссия Министерства нефтяной промышленности восточных районов СССР для ведения переговоров о поставке в СССР оборудования для второй очереди Куйбышевского НПЗ.
Однако решением Конгресса эти поставки (общей стоимостью в 9,3 млн долл.) были запрещены.
Подготовил Михаил Зелёв

 

Прочитано 438 раз

Поиск по сайту

Реклама