Самое читаемое в номере

15 лет: всё только начинается

A A A

25 апреля «Улица Московская» в широком дружеском кругу отметила свое 15-летие.

um2
Вы помните, как отмечали свое пятнадцатилетие?
Я задал этот вопрос нескольким коллегам и понял, что где-то в этом возрасте у всех проходит «водораздел»: переход от «детских» дней рождения с родителями, тетушками и парой-тройкой чинно поедающих тортик одноклассников – к дням рождения «взрослым». Когда список приглашенных целиком и полностью на совести самого именинника, план мероприятия он определяет сам, уже и выпить немного можно, а уж чем всё закончится – предугадать невозможно.
um5

По наблюдениям, сделанным мною 25 апреля в ресторане «Застолье», «Улица Московская» однозначно перешла ко «взрослому» формату: тех, кого пригласить ну просто положено («родители велели»), здесь явно не было. А круг друзей, надо сказать, сформировался за 15 лет очень солидный – и в плане количества, и в плане уровня.
Поздравить издание и друг друга с юбилеем пришли порядка 80 человек, представители региональной бизнес- и творческой элиты.
um4

Собрание получилось таким же неоднородным, как и читательская аудитория «УМ»: по выражению Валентина Мануйлова, единой целевой аудитории у издания нет, невозможно составить некий собирательный портрет читателя. Зато есть множество локальных аудиторий. И в этом плюс: материал, который неинтересен и непонятен одной части читателей, вызовет живой отклик у другой ее части.
От себя замечу: всякий раз на мероприятиях, проводимых «Улицей Московской» и смежными с ней структурами, встречаю много людей либо незнакомых мне вовсе, либо знакомых лишь наглядно.
И это совершенно не напрягает. Потому что есть понимание: если встретил здесь человека – значит, приличный человек.
Вечер начался с пресс-конференции, в ходе которой на вопросы собравшихся ответили сотрудники редакции.
Валентин Мануйлов рассказал предысторию появления газеты: оказывается, впервые идея издавать «Улицу Московскую» возникла еще в марте 1998 г., накануне выборов главы областной администрации. Спустя 5 лет проект получил свое воплощение.
Мануйлов с благодарностью вспомнил, что «первые кучки денег» тогда перечислили Николай Сибримов, Олег Старцев и Валерий Прокофьев.
Несмотря на прогнозы скептиков, газета не умерла ни через три месяца, ни через полгода, ни через год. Главные результаты за эти 15 лет главный редактор сформулировал так: «Мы выстояли, мы сформировали свою аудиторию, и мы сложились как команда».
Постоянные читатели знают, что формат издания за 15 лет серьезно изменился.
Если в первые годы, пожалуй, наиболее серьезен был удельный вес публикаций в рубрике «Культурный слой» и подобных, то теперь перевешивают материалы поострее, «скандалы-интриги-расследования». Как говорится, «прошла пора вступлений и иллюзий».
За 15 лет газета участвовала в семи судебных процессах. Не все выиграла, зато закалилась. Общий вывод Валентина Мануйлова – позитивный: «Пользуясь тем законодательством и теми возможностями, которые сегодня есть, вполне можно работать как СМИ, писать о сложных, рискованных вещах и доносить свою точку зрения до аудитории. Соблюдая, понятно, определенные правила».
Как ни парадоксально, одним из факторов, позволивших сохранить издание, Валентин Мануйлов считает то, что «УМ» никогда не зависела от бюджета. Понятно, что отсутствие надежного и стабильного источника дохода – головная боль для редактора.
Но все знают про газеты, которые в девяностых (когда учредителем значился коллектив редакции) были, что называется, в каждом почтовом ящике, теперь они частично или полностью дотируются из бюджета, и иногда возникает ощущение: не только читатели, но и редакция не понимает, зачем эта газета сейчас существует.
А вот зачем нужна «УМ», однозначно знают и читатели, и главный редактор, и авторы.
В ходе пресс-конференции собравшиеся интересовались, как отбираются переводные статьи из инопрессы, как материалы попадают в номер и кому в публикации отказывают. Прозвучал и традиционный вопрос о конкуренции печатных СМИ с электронными, когда гонка за то, чтобы сообщить новость первыми, газетчиками проиграна априори.
Валентин Мануйлов обозначил свою позицию цитатой: «Быстрые новости в Интернете – это фастфуд. А качественная журналистика – это ресторан».
* * *
Параллельно с пресс-конференцией в кулуарах ресторана работали две команды. Команда № 1 под руководством Евгения Голяева по редакторскому заданию Валентина Мануйлова искала и формулировала аргументы в пользу версии, что газета «Улица Московская» исчерпала себя, ее нужно закрыть и вывести на рынок новое издание.
um3

Самыми громкими аплодисментами встретили предположение о том, что «газета переехала на улицу Володарского и не имеет права называться «Улицей Московской».
Впрочем, несколькими минутами позже Евгений Малышев огласил «срочное сообщение от главы администрации города» о том, что информация не соответствует действительности, и редакция по-прежнему располагается на Московской, 74.
Команда № 2, которую возглавлял Сергей Москвитин, формулировала аргументы в пользу версии, что газета «Улица Московская» далеко не раскрыла свой потенциал, ее нужно оставить в том формате, в котором она выполняет свои функции последние 5 лет.
Понятное дело, что это была задача посложнее: не потому, что газета такая плохая, а просто позитивный материал интересно и увлекательно написать намного труднее, чем негативный (подтвердит вам любой журналист). Команда схитрила, и свой ответ не написала, а нарисовала. С «галерки», правда, графику видно было плоховато.
Но сам тезис о том, что «УМ» нужно оставить такой, какая она есть, вызвал однозначное одобрение.
А еще работа команд и восприятие результата этой работы аудиторией однозначно засвидетельствовали тот факт, что с чувством юмора у собравшихся все в порядке.
* * *
Поздравительную часть лирически открыла Нелли Давыдова, исполнительный директор ИПК «Пензенская правда», которая прочла стихи об «Улице Московской» (в этом издательско-полиграфическом комплексе газета печатается все 15 лет).
Позитива добавила начальник городского управления культуры Вера Фейгина, которая преподнесла в дар книгу Александра Дворжанского и Игоря Шишкина «Улица Московская». Есть подозрения, что в редакции такая книга уже есть. Но, как говорится, «Улицы Московской» много не бывает.
Валентин Мануйлов охарактеризовал Веру Фейгину как «отважного чиновника», который не побоялся прийти и поздравить издание, имеющее славу оппозиционного.
Впрочем, «УМ» – не оппозиция ради оппозиции, и это прекрасно понимают все здравомыслящие люди вне зависимости от места работы.
Лариса Рассказова, к примеру, сочла показательным тот факт, что в книге «Лихие девяностые», созданной по заказу губернатора, большинство авторов так или иначе связаны с «УМ». И при их отборе политика, разумеется, не играла никакой роли. Поскольку, как говорится, журналистика бывает качественная и некачественная. А остальное – от лукавого.
Галина Асеева, директор Централизованной библиотечной системы города Пензы, поблагодарила редакцию за то, что вот уже два года экземпляры газеты поступают в городские библиотеки совершенно безвозмездно, то есть даром.
um

И отметила, что «УМ» – одно из самых востребованных периодических изданий в читальных залах. Есть даже люди, которые специально приезжают из районов области, чтобы почитать «Улицу Московскую».
Самый необычный подарок, несомненно, сделал художник Виктор Норкин: он вручил каждому сотруднику по строительной каске, «чтобы УМ был защищен».
Аббревиатуру названия газеты продолжил обыгрывать нейрохирург Михаил Краснов: «Мы проникаем в мозг со скальпелем и пинцетом, а вы проникаете просто словом».
Как заметил Краснов, любой хирург регулярно получает в подарок «трико» (или 3 «Ко»): кофе, конфеты, коньяк. Как догадались собравшиеся, в его подарочном пакете «трико» и было.
Директор центра риэлторского сервиса «Центрис» Андрей Кошевой объяснил, насколько ценна информация из «УМ» для всех, кто работает с недвижимостью: «Мы должны знать, что снесут, что уже снесли, кто вышел за «красную линию», кто вот-вот обанкротится». И еще сказал отдельное спасибо за цикл «Прогулки по Западной Поляне».
А Константина Волкова поблагодарил Валентин Мануйлов. За то, что он качественно и быстро ставит мозги на место: «Однажды я озвучил ему свою идею – издавать журнал про автомобили в Пензе. Он мне ответил: слушай, издавай лучше порножурнал.
И популярно объяснил, почему журнал про автомобили загнется. Прошло время, некие люди начали подобный журнал делать, и он действительно очень скоро благополучно загнулся».
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пензенской области Карим Кузахметов вспомнил о том, что о планах назначить его на эту должность Мануйлов узнал раньше, чем он сам.
Вадим Свешников, генеральный директор компании «Пензахолод», признался, что читает газету все 15 лет и практически вырос на ней.
Михаил Дралин, председатель правления банка «Кузнецкий» и депутат Законодательного Собрания Пензенской области, сказал, что свой главный подарок «УМ» сделал 15 лет назад, когда отказался стать акционером издания. Ведь тогда могли бы из-за денег и разругаться. А так Дралин – до сих пор добрый друг газеты.
Завершил официальную поздравительную часть Илья Иссаков, директор Бековского райпищекомбината «Октябрь». Он был краток и предложил всем двинуться на фуршет.

 Фото Михаила Ивановского

Прочитано 1202 раз

Поиск по сайту