Изношенное сердце города в руках Марата Каскеева

A A A

12 марта на публичных слушаниях в Администрации г. Пензы решалась судьба одного из центральных кварталов нашего города.


Эпицентр центра
Речь идёт о квадрате, который находится в границах улиц Кирова, Славы, Урицкого и Максима Горького. Проект планировки этой территории обсуждался почти 2 часа.
Наряду с чиновниками и депутатами, послушать о дальнейшей судьбе центрального квартала г. Пензы пришли 23 жителя. Одна из мам была с ребёнком лет шести. Докладчиком выступил архитектор Марат Каскеев, он работает над проектом планировки данной территории с 2013 г.

 

kaskeev

«Место здесь проблемное, как и вся центральная часть города, – пояснил Марат Каскеев. – Квартал, который располагается наискосок от областного правительства, похож на некий бублик. По периметру он застроен домами, а вот земля внутри используется неэффективно. Здесь возведены всевозможные сараи, гаражи и другие хозяйственные постройки. Для центральной части города это совершенно непродуктивная схема застройки».
По мнению архитектора, ресурсов местного бюджета не хватит для того, чтобы придать центральному кварталу по-настоящему городской облик. Сегодня на это способен только частный инвестор. И он есть.
Так, собственником одного из участков по ул. Кирова является компания «СКД-Инвест». Она планирует возвести
7-этажный жилой дом на том месте, где стоит здание Торгово-промышленной палаты (читайте публикацию «Битва за Шанхай» в выпуске «УМ» от 20 октября 2017 г., № 701).
Ещё один застройщик осваивает территорию вдоль
ул. Урицкого, где возводит жилой комплекс из 5 домов. Кроме того, завершается строительство жилого дома на углу улиц Максима Горького и Урицкого. А внутри квартала архитектор Марат Каскеев предлагает запроектировать детский сад на 75 мест.
Главная задача проекта заключается в том, чтобы убрать из центра города многочисленные гаражи и сараи. На их месте должны появиться скверы, пешеходные дорожки и проезды. Они будут пронизывать территорию квартала от набережной до ул. Кирова и обеспечивать возможность свободного прохода.
«Сейчас плотность населения внутри квартала составляет 98 человек на гектар, – поделился Марат Каскеев своими расчётами. – В результате планируемого строительства она возрастёт до 164 человек на гектар. И это меньше минимальных параметров. По нормативной документации при высокоплотной городской застройке допускается 420 человек на гектар».
Чтобы начать строительство жилого дома на ул. Кирова, инвестор должен заручиться согласием местных жителей. С этой целью за последние полгода проведено 3 публичных слушания. Люди требуют парковок и скверов. Застройщик говорит про квартиры и торгово-офисные помещения. Их строительство необходимо для того, чтобы «отбить затраты на эту золотую землю».
Похоже, что на публичных слушаниях 12 марта местным жителям и инвестору наконец-то удалось найти компромисс.


Застройщик подвинулся
По мнению Марата Каскеева, застройщик в лице компании «СКД-Инвест» ведёт себя адекватно и старается учитывать мнение граждан.
«В декабре 2017 г. мы получили очередную порцию замечаний по проекту и внесли в него существенные изменения, – доложил он участникам публичных слушаний. – В частности, застройщик отказался увеличивать территорию за счёт приобретения свободной муниципальной земли, которая находится рядом. Этот участок будет отдан под общественную парковку.
Сам жилой дом тоже претерпел изменения. Инвестор сократил пятно застройки и уменьшил внутреннюю площадь здания. Чтобы уместить автомобили жителей дома, будет построен подземный паркинг на 44 машиноместа. Ещё 19 мест будет на двух открытых стоянках».
Говоря о дальнейшей судьбе квартала, архитектор Марат Каскеев считает необходимым увеличить размер земельного участка для школы № 49. Он предлагает сделать это за счёт сноса гаражей, которые находятся по соседству, в нарушение санитарных норм и правил. Тем самым участок под школой будет увеличен на 1260 кв. м.
Местные жители выражали опасения по поводу работы строительной техники вблизи школы.
«По нормативам должно быть 4 проезда к учреждению образования, а у нас всего один, и его хотят загромоздить стройкой», – отмечали граждане.
Марат Каскеев ответил, что на время строительства ширину этого проезда увеличат.
«Проект строительства дома будет проходить через все стадии согласования, в том числе через экспертизу, – поддержала архитектора Ирина Кочеткова, и. о. начальника Управления градостроительства и архитектуры. – И если проект будет нарушать какие-то нормы, он просто не пройдёт экспертизу».
«А почему бы на этом месте не разбить парк? – предприняли ещё одну атаку местные жители. – И где делать парковку для Дома молодёжи? Там надо 40 машиномест».
«Это не наше решение, – терпеливо отвечал Марат Каскеев. – Участок выделен под строительство дома, и у его собственника возникло желание построить дом. Если городская власть выкупит этот земельный участок у владельца и организует там парковки – пожалуйста. Но город сейчас не имеет такой возможности, к сожалению».
Он подчеркнул, что большая стоянка рядом со школой тоже не укладывается в санитарные нормы и правила. Единственное, что можно там сделать, это многоуровневый паркинг. Этот проект разрабатывался ещё в 2014 г.
Однако строить многоуровневые паркинги в Пензе невыгодно. Практика показывает, что прибыли они не приносят, а машиноместа продаются на них очень долго.
Дефицит стоянок для тех, кто живёт в центре города, может покрыть строящийся жилой комплекс на ул. Урицкого с огромной подземной парковкой. Он имеет большой запас по стояночным местам, норматив превышен практически в 2 раза.
«Это однозначно поможет решить проблему жилых домов, что находятся по соседству», – считает Марат Каскеев.
Кроме того, существует предложение сделать стояночные места по обеим сторонам ул. Максима Горького. Затрат для этого практически не нужно – только нарисовать разметку. Зато эффект ощутимый – сразу 100 парковочных мест.


Изношенное сердце
Самые ожесточенные споры возникли после того, как Марат Каскеев стал рассказывать про систему проходов и проездов внутри квартала. Архитектор полагает, что центр города надо освободить от шлагбаумов и заборов. Это позволит полноценно жить внутренним территориям, обеспечит доступ спецтехники к той же школе и будущему детскому саду.
«Наш дом аварийный, 1890 г. постройки, – возмущалась житель дома № 6 по ул. Славы. – А вы планируете дорогу проложить вдоль стены, по которой ползёт трещина. Стена толщиной 90 см, и она вся как труха. Муж как-то пытался сделать ремонт, один кирпич вытащил, и вся стена пошла, мы еле остановили. Я не против дороги, мне жить осталось мало. Но я не хочу жить на улице».
Её соседка из дома № 8 обратила внимание на изношенные коммуникации, которые окажутся под внутриквартальным проездом.

kaskeev2

«Задача проекта планировки как раз в том и заключается, чтобы обеспечить безопасное развитие территории, – парировал Марат Каскеев. – Для этого мы и предусмотрели организацию проезда в будущем. А изношенные коммуникации надо заменить вне зависимости от того, ездят над ними машины или нет. Иначе просто нельзя будет проехать с ул. Славы внутрь квартала. Уже сейчас различные постройки выходят за границы отведённых земельных участков. Если их не тронуть, они и дальше будут расти. Поэтому мы обязаны запланировать проезд, чтобы территория развивалась».
Жители дома № 17 по ул. Максима Горького выступили против внутриквартального проезда, который должен затронуть их территорию.
«В двух метрах от окон делают проезд, это нормально? – возмущался их представитель. – Люди отмежевались, встали на учёт, а вы теперь эту землю оттяпываете».
 «Никто вашу землю не оттяпывает, – пытался успокоить его Марат Каскеев. – На данную территорию предлагается наложить сервитут для проезда техники, и он будет использоваться совместно с объектами, которые строит «Пензгорстройзаказчик». Вы будете ездить по их территории, а они – по вашей».
«Пусть строит, а нас не трогает! – упирался представитель собственников, которые настроены враждебно по отношению к МУП «Пензгорстройзаказчик». – Люди вложили деньги, поставили забор и ворота.
А теперь у них участок отбирают. Ну молодцы! Подсуетились люди! У нас народ грамотный – увидит, что плохо лежит, сразу схватили, и всё».
Тем не менее градус накала, который фиксировался полгода назад, всё-таки стал понижаться.
«Как соблюсти хотелки всех жителей? – таким вопросом Марат Каскеев задался в финале своего доклада. – Мы просто хотим ликвидировать недостаток планировочной структуры квартала. К сожалению, этот квартал так застраивался, и здесь очень много нерегулируемой застройки. Мы проектными решениями хотим хоть как-то снивелировать эту ситуацию. Конечно, по результатам наших планировочных решений идеальной схемы не получится. И даже её придётся реализовывать не одно десятилетие.
Но давайте хотя бы наметим какие-то решения, чтобы заняться, наконец, реконструкцией этого квартала в самом сердце Пензы».

Прочитано 1077 раз

Поиск по сайту

Реклама