Ваагн Айрапетян: я превращаю академические концерты в джаз-клуб

A A A

15 марта в Пензенской филармонии выступит армянский этно-джазовый квартет VAN.
В преддверии концерта Олег Рубцов побеседовал с Ваагном Айрапетяном – представителем коллектива, известным джазовым пианистом, руководителем Государственного эстрадно-симфонического оркестра Армении.

 

vaagn
– Начнем с названия: что оно означает?
– Ван – это один из важнейших городов Западной Армении, который был включен в состав Турции после геноцида 1915 г. Кроме того, в этом названии слышатся отголоски имен всех участников коллектива, поэтому оно показалось нам особенно удачным.


– Вы уже давно исследуете пространство армянской народной музыки с помощью джазового инструментария. Чем концепция квартета VAN отличается от других ваших составов, так или иначе связанных с армянской фольклорной традицией (Armenian Navy Band, Катунер)?
– Самое главное, что нужно иметь в виду, – квартет VAN максимально далек от концепции «джазовое трио плюс дудук». Большинство современных кроссоверов – это либо псевдофолк, либо псевдоджаз, то есть в итоге псевдомузыка.
Когда дудук звучит в проигрыше какой-то попсовой песни, происходит обесценивание богатейшей традиционной культуры, ее вульгаризация. Но и с джазом ситуация аналогична. Глупо брать два инородных друг другу элемента (а джаз и дудук друг другу инородны), складывать их и при этом рассчитывать на сколько-нибудь ценный результат.
Поэтому мы не «экспериментируем с дудуком в джазе» – мы играем музыку, для представления которой лучше всего подходит звучание народных армянских инструментов в сочетании с элементами импровизационной музыки, в том числе джаза.
Речь идет не о модификации или переигрывании армянского фольклора, а о продолжении этой красивой традиции, о ее развитии. Мы фактически становимся ее хранителями и проводниками, а после нас ими станут наши слушатели (кто-то из них), которых мы с ней познакомим и которые пойдут по этой дороге дальше. Так нить тянется через века и будет тянуться дальше. Основа одна, а выразительные средства у каждого времени свои.
Поэтому, если говорить о стиле коллектива (я ведь понимаю, что публике нужны какие-то емкие определения), можно оперировать понятиями этно-фьюжн, современный фольклор, фолк-авангард, наконец.
Очень красивая музыка, которую вы вряд ли когда-либо слышали живьем. Разумеется, она определяет роли участников коллектива. Например, Вартан Бабаян – прекрасный джазовый барабанщик.
Но в рамках этого квартета нам нужен не столько джазмен, сколько человек, который способен собирать ритмические рисунки из элементов разных музыкальных культур (не только армянской) и делать это максимально органично. Вартан как никто справляется с этой задачей – у него получается очень необычная перкуссия.
Или Норайр Карташьян. Это блестящий знаток армянского фольклора, он виртуозно играет на духовых армянских инструментах, более того – сам их делает. Он вообще не джазовый музыкант. Но мне очень интересно следить за тем, какие решения он находит в связке с великолепным джазовым контрабасистом Макаром Новиковым.
Ну и, конечно, с джазом нашу музыку роднит элемент импровизации. Трое из нас постоянно играют джаз, мы умеем и любим свинговать, это сильнейшим образом отражается на общем звучании.


– Каким Вы видите будущее этого проекта? Рассматриваете ли Вы перспективу расширения состава?
– Да, это очень возможно. Пока мы существуем в формате инструментального квартета, но даже о вокале задумываемся. Не о песенном вокале, а о голосе как инструменте, оттенке. Ведь мы создаем полотно, в котором нет доминирующего инструмента.
И контрабас, и дудук, и рояль, и перкуссия – это равноправные элементы общей картины, оттенки, со всеми цветами и запахами жизни.


– Музыку своего коллектива Вы воспринимаете как камерное искусство? Где Вам комфортнее: на клубной или на филармонической сцене?
– Это не имеет значения, по-настоящему важен лишь контакт с публикой. Должен признаться, что под софитами, бьющими в лицо, это бывает непросто. Некоторым музыкантам это не мешает – они выходят на сцену и ничем, кроме самих себя, при этом не интересуются. Играют сложные аккорды, какие-то мудреные обороты, но концерт разваливается – слушатель чувствует, что ты не обращаешь на него внимания, и тоже теряет интерес к тебе.
Важная составляющая наших концертов – живое участие публики, ведь музыка пишется именно для нее.


– Вы хотите сказать, что в своем творчестве идете за слушателем?
– Скорее ведем его за собой. Мы предлагаем ему игру, которую он с удовольствием принимает. Недавно у нас произошел такой случай. Мы играли в клубе, а в клубах (даже в джаз-клубах) атмосфера такова, что кто-то из слушателей постоянно разговаривает, звенит бокалами, стучит вилками. Если обращать на это внимание как на раздражающий фактор, играть невозможно.
Но ведь к таким вещам можно относиться иначе. В середине композиции в зале раздался громкий смех. Я повторил его в микрофон, не останавливая исполнения. Зритель засмеялся громче.
Я в ответ начал вводить этот смех в ритмический рисунок произведения. В итоге пришлось все-таки остановиться – весь зал хохотал, мы тоже, получилась такая необычная концовка.
Или другой пример. У нас с Даниилом Крамером (пианист, народный артист России, участник фестиваля Jazz May-2016 – прим. ред.) есть программа «Два рояля». Крамер вечно на меня ворчит за то, что я, по его мнению, превращаю академические выступления в джаз-клуб.
Но, на мой взгляд, размер зала не играет роли. Главное – делать то, что соответствует моменту. Как-то раз во время его сольного исполнения в нашем совместном концерте я спустился в зал: хотелось его послушать, а делать это из-за кулис надоело.
Доиграв композицию, Крамер объявляет меня, ищет взглядом за кулисами и не находит. Вижу, нервничает, и я, находясь в зале, начинаю петь, чтобы обозначиться и успокоить его. Поднимаюсь на сцену и пою. И тут он тоже запел. В итоге мы допели эту вещицу до конца. Народ был в восторге.
Приедем к вам – увидите, как это бывает. Хотя мы и сами не знаем, как именно сложится выступление. Знаю только, что будет много спонтанного, много сюрпризов – и для зрителей, и для нас. Я вообще очень азартно настроен на этот тур.

Интервью взял Олег Рубцов

Прочитано 2098 раз

Поиск по сайту

Реклама