Самое читаемое в номере

Жизненные перипетии Александра Никонова

A A A

12 января Александр Никонов – историк, краевед, кандидат философских наук, доцент кафедры «Методология науки, социальные теории и технологии»  Пензенского государственного университета – отметил 65-летний юбилей. В честь дня рождения журналист «Улицы Московской» и бывшая студентка Александра Никонова Дарья Мануйлова встретилась с преподавателем, чтобы расспросить о жизненном пути и выяснить, какова она – жизнь философа в провинциальном городе.

nikonovМое знакомство с Александром Борисовичем Никоновым состоялось на 1 курсе института. Он вел у нас курс логики, науки строгой и безапелляционной, в то время как сам производил впечатление доброго волшебника. Наша группа, преимущественно состоящая из девушек, была очарована спокойствием и мудростью Александра Борисовича и с удовольствием решала логические задачки, разрушая многочисленные стереотипы о женской логике.
Прошло три года, но Александр Борисович остался таким же, каким я его запомнила. Уравновешенный, приветливый, он охотно отвечал на мои вопросы, порой загадочно улыбаясь в усы: так, словно знает большой и очень важный секрет.
Впрочем, из чего Александр Никонов не делает секрета, так это из своей
жизни.
Родившийся в семье железнодорожника, живший на Пензе-III, он никогда не испытывал интереса к железной дороге. Гораздо больше юного Никонова привлекал спорт.
«Примерно с 10 лет я начал заниматься баскетболом. В летнее время играл в футбол за юношескую команду «Локомотива», – вспоминает Александр Никонов. – Мое увлечение спортом сохранялось вплоть до последнего курса института. Я был членом сборной института по баскетболу, и наша команда трижды становилась чемпионами области. А в Новосибирске, во Всесоюзных соревнованиях, мы заняли 4 место».
Если интерес к спорту был с Александром Никоновым с детства, то интерес к научной работе, которая станет впоследствии неотъемлемой частью его жизни, сформировался в те годы, когда он служил в армии – в 1971-1973 гг.
«По службе мне приходилось общаться с прапорщиками, которые еще не имели полного среднего образования. И они просили меня им помочь: например, в написании рефератов. Так все и началось».
Служил Александр Никонов в учебной воинской части в городе Чарджоу, ныне Туркменабад, Туркменской ССР. Учебная часть готовила младших авиационных специалистов, и по военному образованию Александр Никонов – техник по авиационному вооружению. Закончил службу в звании старшего сержанта.
Судьба ли, случайность ли, но после демобилизации он оказался на историко-филологическом факультете педагогического института им. Белинского. Изначально Александр Никонов собирался поступать на факультет физической культуры и спорта: однако мест на это направление на подготовительном отделении не осталось. Зато остались на историко-филологическом.
«Я был не против, поскольку историей интересовался еще в школе. Кажется, в 7 классе мне довелось готовить доклад по Белочешскому мятежу. Помню, как ходил в краеведческий музей, чтобы найти материалы».
Краеведение – еще одна важная часть жизни Александра Борисовича.
На 1 курсе института он начал разрабатывать тему «Освоение и заселение Пензенского края в XVII веке». В краеведческой литературе эта проблема была не освещена, и историк несколько лет работал в Центральном государственном архиве древних актов (ныне – РГАДА, – прим. «УМ») с оригинальными документами XVII века.
Часть из них он использовал в выступлениях на конференциях. В 1979 г., на 5 курсе, написал работу для Поволжской олимпиады, которая проходила в Уфе, и получил диплом 1 степени. Позже весь найденный материал Александр Никонов реализовал в дипломном проекте. В своей работе он рассматривал конкретные механизмы заселения Пензенского края: правительственные, вольные народные и церковные колонизации.
Казалось, успехи в исследовании истории родного края предвещали Александру Никонову карьеру краеведа. Однако судьба совершила новый поворот и привела историка в философию. Вышло это так: после окончания института молодому специалисту не предложили место на кафедре истории, и он распределился в школу. А после, проработав там полтора года, получил приглашение на кафедру философии в родной педагогический институт.
«Дальше – еще интереснее. С кафедры уходит Николай Ширчков, некому становится преподавать курс научного атеизма. И меня направляют в аспирантуру по направлению «История религии и атеизма» в Ленинградский педагогический институт им. Герцена».
Учеба Александра Никонова в аспирантуре пришлась на 1986-1989 годы – времена Перестройки. По его словам, в этот период и после, в 90-е годы, в философии, как учебной дисциплине, прослеживались интересные тенденции.
«Некоторые из философов, что называется, сменили окраску и вдруг стали религиозными философами. Для меня это труднообъяснимо: я не понимаю, как можно так резко сменить мировоззренческие позиции.
Проявилась тенденция к попытке объединения науки и религии. Я опять-таки не знаю, как это возможно, ведь наука и религия ориентируются на разные познавательные средства. Наука рациональна, любая религия – иррациональна».
Сам Александр Никонов и по сей день продолжает сохранять материалистические философские позиции.
После окончания аспирантуры в
1989 г. Александр Борисович вернулся на кафедру философии в должности старшего преподавателя. После получения диплома кандидата наук занял должность доцента. В 1996 г. получил диплом доцента кафедры философии, а в 2005 г. был избран заведующим кафедрой и работал на этом посту до 2010 г.
На протяжении своей долгой карьеры Александр Никонов наблюдал за развитием философской среды в Пензе. Увы, это развитие он характеризует как разрушение.
«До 90-х регулярно проходили семинары, совещания и конференции, где мы встречались с преподавателями других вузов и обсуждали какие-то проблемы. Сейчас это исчезло: в первую очередь, из-за утраты материальных возможностей для организации многих мероприятий.
Не способствует встречам и большая загруженность преподавателей в учебном процессе. Когда я начинал работать, нагрузка составляла 550 часов в год. Сейчас, вне зависимости от должности, она равна 900 часам».
Несмотря на это, мыслей о том, чтобы покинуть провинциальный город, у Александра Никонова не возникало.
«Среда для меня не играет никакой роли. Как исследователь я уже сформировался. Единственное, для чего мне нужна среда, – делиться своими результатами. Этого мне хватает и в Пензе. Я человек не тщеславный».

 

Прочитано 1542 раз

Поиск по сайту